УП: Украина судится со своим же импортером оружия, за которым стояло Главное управление разведки
Компанию «Спецтехноэкспорт», которая за рубежом закупает оружие для Сил обороны, переводят от Главного управления разведки обратно к Минобороны на фоне проблем с задолженностью и просрочкой сроков контрактов. Это произошло после того, как Минобороны впервые за 2 года решило провести аудит компании — и столкнулось с сопротивлением.
Об этом говорится в расследовании «Украинской правды».
«Спецтехноэкспорт» ранее занимался экспортом оружия, а с началом большой войны стал закупать оружие из-за границы в Украину. Как посредник, компания получает 3% с контракта.
УП утверждает, что получила в свое распоряжение более 10 контрактов «Спецтехноэкспорта» за 2023 год, которые показывают переплаты, если сравнивать с рыночной ценой, на миллионы евро. Кроме того, компания неоднократно просрочивала сроки поставок.
Например, по данным УП, в октябре 2023 года «Спецтехноэкспорт» заключил с Агентством оборонных закупок (Агентство Минобороны, которое занимается контрактами на поставку оружия для Сил обороныАОЗ) контракт на поставку 80 тысяч 120-мм минометных выстрелов на около 2,3 млрд гривен. Стоимость за единицу в контракте — около 680 евро, что называют «более чем на 100 евро дороже рыночной стоимости». То есть потенциальная потеря бюджета только на этом контракте может составить 11 миллионов евро.
По состоянию на сентябрь 2024 года, по данным УП, военные не получили этих снарядов, хотя за них выплатили аванс в 700 млн гривен. Тем временем в суде рассматривают дело о невыполнении контракта, и сумма иска там составляет 81 млн гривен.
Руководитель «Спецтехноэкспорта» Алексей Петров объяснил журналистам, что просрочка произошла из-за того, что чешская инициатива выкупила эти снаряды, чтобы поставить их Украине бесплатно, поэтому производитель отдал по этому контракту следующие произведенные снаряды.
В ряде контрактов, просмотренных УП, было указано индийское производство и закупки через чешскую компанию Excalibur Army. Петров заявил, что его компания предлагает АОЗ каналы «устойчивых поставок в большом количестве», а в цену, в частности, входит логистика.
«Мошеннические действия»
УП отмечает, что в двух случаях были признаки мошеннических действий. Так, в июне АОЗ подписало контракт на закупку 120 комплексов ПЗРК «Игла» стоимостью 2,7 млрд гривен, которые «Спецтехноэкспорт» покупал со словацким посредником. А тот уже попадал в поле зрения украинских правоохранителей из-за нанесения ущерба государству на ремонте танков. Как отмечает УП, когда первые 39 комплексов поступили в воинскую часть, оказалось, что это не «Игла», а какие-то другие ПЗРК, и их не приняли.
В другом случае АОЗ обратилось в правоохранительные органы из-за возможной подделки документов должностными лицами «Спецтехноэкспорта» для миллиардного контракта на закупку снарядов 155-мм калибра. АОЗ должно было заплатить большую часть, только если партия была готова к отправке, для этого должны были предоставить подтверждающие документы. Но когда они поступили, АОЗ сконтактировало напрямую с американским поставщиком и обнаружило, что такой партии нет.
Петров ответил журналистам, что здесь была «ошибка или давление на предприятие». По его словам, американская компания предоставила график с ошибкой, затем исправилась, и эти документы направили в правоохранительные органы.
«Блокировка» компании
УП получила в свое распоряжение письмо Петрова к Минобороны, в котором он просит не блокировать компанию на фоне задолженности и просрочки. В письме говорится о срыве контрактов из-за политических решений других стран, блокирования границ и активности хуситов в Красном море. Тем временем в общении с журналистами Петров жаловался на невыполнение обязательства по контрактам со стороны АОЗ.
Петров заверил, что все их контракты выполняются, но некоторые из них с нарушением сроков поставки. Кроме того, компания не согласна с Минобороны и АОЗ относительно некоторых задолженностей.
«Дебиторская задолженность бывает текущей и просроченной. Текущая — я выполняю контракт, заплатил, сроки еще не наступили. Есть 12 млрд. То есть мы заплатили, еще что-то не доплатили, но знаем, что должно прийти. Есть просроченная дебиторская задолженность, которая разделяется на две части — ту, которую мы считаем просроченной (то есть не успели вовремя), и ту, которую Минобороны, в частности АОЗ, считает просроченной… Мы их разделяем: 5 млрд считаем мы, 6 млрд — считают они, АОЗ», — сказал Петров.
Юристы «Спецтехноэкспорта» предлагали АОЗ и Минобороны «мировое соглашение», но не на него никто не пошел.
«Понятно, что это на следующий день — тюрьма. И сейчас из-за угрозы блокирования счетов компании “Спецтехноэкспорт” наши с ним контракты под риском. И я пошла на то, что разорвала сделки», — сказала глава АОЗ Марина Безрукова.
«Спецтехноэкспорт» забирают от ГУР
Безрукова заявила, что уже на следующий день после этого решения узнала о планах объединить АОЗ с Государственным оператором тыла — еще одним агентством Минобороны, которое занимается «нелетальными» закупками для Сил обороны. Это решение широко раскритиковали и в Украине, и за границей. В конце концов, министр обороны Рустем Умеров заявил, что пока это только планы.
В то же время Умеров объявил, что «Спецтехноэкспорт» после двух лет подчинения ГУР переходит обратно к Минобороны.
6 августа Минобороны инициировало аудит компании, но, как сообщил Умеров, проверка столкнулась с «существенными препятствиями» — аудиторам ограничили доступ к документам и системе учета, задерживали предоставление информации и ответы на запросы. Так что Минобороны забирает компанию под свое управление.
Это первая попытка проверки Минобороны за последние два года. УП со ссылкой на источники утверждает, что, пока у руководителя ГУР Кирилла Буданова «были хорошие отношения с политическим руководством», проверки блокировались, а Минобороны продолжало давать АОЗ распоряжения покупать через «Спецтехноэкспорт». А когда у Буданова требовали уволить Петрова, получили отказ.
Петров отметил, что в компании ежегодно проводят аудит — ГУРовский (то есть внутренний) и компанией извне. Он заявил, что Минобороны впервые за два года проверяет компанию, потому что не имеет права проверять предприятия в сфере ГУР, а нынешняя проверка совместная.
В настоящее время Умеров анонсировал, что все компании-специмпортеры, например «Спецтехноэкспорт», будут ликвидированы, а все процессы — переведены к АОЗ «во избежание дублирования функций и для обеспечения эффективности».