Власть (не) в одних руках. Нужно ли Украине Правительство национального единства и как это было в других странах
Несмотря на длительную войну и необходимость консолидации усилий власти и оппозиции, Правительство национального единства до сих пор остается в Украине лишь мечтой отдельных политиков. В то время как другие страны, столкнувшиеся с экзистенциальными кризисами, объединяли свои силы, украинская руководящая верхушка, похоже, не готова разделять полномочия с политическими оппонентами. Хотя глава государства на самом деле четко осознает важность единения ради победы — Зеленский уже даже заговорил об этом публично.
Правительство национального единства — это уже не вопрос политики, речь идет о выживании страны. Да и последний социологический опрос, кажется, показывает поддержку обществом такого подхода. Готова ли власть на это пойти? Что мешает созданию правительства единства и есть ли шансы, что оно таки заполнит кресла Кабмина — в материале hromadske.
Кризис доверия к партиям
Киевский международный институт социологии.КМИС в октябре 2024 года удивил результатами своего опроса: 50% украинцев положительно воспринимают идею создать Правительство национального единства. Только 13% украинцев выразили негативное отношение к этому. Причем во всех регионах Украины ситуация достаточно похожая, и на показатели почти не отразилось отношение респондентов к президенту Владимиру Зеленскому.
Правительство национального единства — это тип коалиционного правительства, которое формируется временно, в периоды национальных кризисов, например во время войн или политической нестабильности. Основной идеей такого правительства является объединение представителей разных политических партий и групп, в частности сторонников власти и оппозиции, чтобы те совместно работали над преодолением кризиса.
Это уже не первый опрос КМИСа, который касался Правительства национального единства. В конце 2023 года на подобный вопрос положительное отношение высказали только 37% респондентов, а 19% негативное.
Так за год настроения общества резко изменились? Не совсем. Между двумя опросами КМИСа было одно, на первый взгляд, незначительное, но, как выяснилось, важное отличие — сама формулировка вопроса.
Так, если тогда украинцев спрашивали об отношении к такому правительству, но конкретизировали, что оно будет включать коалицию «Слуги Народа», «Европейской Солидарности», «Батькивщины» и «Голоса», то в этот раз речь шла о «широком объединении всех патриотических» сил в парламенте и вне его (политические партии, общественные организации и движения и т.п.)».
Проблема в том, что ко всем традиционным партиям сейчас достаточно низкое доверие… И когда [украинцы] видят эти четыре политические силы, то сама идея не вызывает у них сильного энтузиазма. То есть люди не видят, что изменится: какая разница, если объединятся партии, которые мы не любим? А когда мы сейчас говорим и о внепарламентских силах, это находит больший отзыв среди населения.Антон Грушецкий, исполнительный директор Киевского международного института социологии
Грушецкий отметил hromadske, что идея создания Правительства национального единства находит отклик среди населения, но предполагает: если бы социологи углубляли свои вопросы, например, было бы 10-15 отдельных вопросов о том, как выглядела бы эта коалиция, как бы принимались решения, кто бы входил в это объединение, то процент поддержки концепции был бы ниже.
«Я думаю, что вопрос был сформулирован достаточно абстрактно. То, что 50% поддержало — это "за все хорошее и против всего плохого". В принципе, нормальные люди понимают, что необходимо единство во время войны… Идея верна, но вопрос: как ее обеспечивать?» — сказал hromadske политолог Владимир Фесенко.
Один из главных вопросов, на который, по словам Фесенко и Грушецкого, у украинцев пока нет ответа, — кто должен возглавить Правительство национального единства. Различные опросы по отношению граждан к конкретным политикам показывают значительное недоверие ко всем. Высоко оценивали работу Валерия Залужного, однако сам он не выражал желания иметь политический пост. И руководство правительством — это о глубоком понимании экономических процессов, поэтому в этой должности должен быть опытный специалист.
Эту идею (создать правительство национального единства — ред.) рассматривают абстрактно, и когда дело доходит до определения, кто должен быть во главе этого правительства, ответа нет. Потому что люди не видят фигуры, которая бы стала объединяющей для этого правительства. Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»
Уроки из прошлого
Что касается Правительства национального единства, международный опыт достаточно показателен. Его создавали в странах, которые осознавали, что столкнулись с экзистенциальным кризисом. И возникало такое правительство преимущественно во время войн. Эксперт-международник Игорь Рейтерович привел hromadske два примера существования Правительства национального единства: исторический и современный.
Исторический — правительство Великобритании во время Второй мировой войны. В нем представители оппозиции занимали ключевые должности. Для понимания, Клемент Эттли, который отвечал за внешнюю политику в правительстве Уинстона Черчилля, затем победил его на выборах.
Они смотрели на два момента: профессионализм, чтобы люди отвечали той должности, на которую их предлагали, и, конечно, консолидация общества. Это была демонстрация того, что есть только один враг — внешний, а любые политические и внутренние разногласия не важны, и на них нужно обращать внимание тогда, когда война закончится.Игорь Рейтерович, политолог, руководитель политико-правовых программ «Украинского центра общественного развития»
Правительство национального единства в Великобритании выполнило миссию, которую на него возлагали. После войны с Германией страна провела выборы и вернулась к внутренней политике.
Опыт современности — Израиль, где в 2023 году создали Правительство национального единства на фоне противостояния с боевиками Крупнейшая из нескольких палестинских исламистских военизированных группировок и последовательный противник Израиля.ХАМАСа. Не было времени искать профессиональных опытных политиков среди приверженцев власти. Поэтому представителей оппозиции — бывших членов правительства — ввели в состав правительства единства для улучшения координации и быстрого и профессионального решения вопросов.
«Деятельность правительства национального единства, по крайней мере, в первый год, положительно воспринималась израильтянами. Был виден результат. Политики не ссорились, не критиковали друг друга, а занимались вопросами, связанными с нацбезопасностью», — отметил Игорь Рейтерович.
Упомянутые страны — не единственные, кто имел опыт Правительства национального единства. Как правило, страны, находящиеся в состоянии войны, создают его, чтобы минимизировать внутренние политические противоречия и не игнорировать оппозицию как таковую, а максимально ее привлечь к решению различных вопросов. Это повышает общую легитимность всех принимаемых решений и снижает градус напряжения внутри страны.
Украина в этом плане, вероятно, исключение. Потому что у нас, к сожалению, условный парламент национального единства, назовем его так, существовал разве что первый год войны. А потом ситуация поменялась. Ну, а с правительством ситуация изначально была такой, как она есть и сейчас.Игорь Рейтерович, политолог, руководитель политико-правовых программ «Украинского центра общественного развития»
Не ища компромиссов
Ровно за месяц до полномасштабного вторжения «Батькивщина» официально обратилась к президенту Владимиру Зеленскому с предложением «отвергнуть все политические амбиции и создать Правительство национального единства». Там пообещали предоставить пошаговую программу, как вывести страну из кризиса и защитить людей в социально-экономических вопросах. Реакции от Офиса президента не последовало.
В мае 2023 года Петр Порошенко публично призвал создать Правительство национального единства, которое стало бы «правительством национального спасения». Он упрекнул власти в проблемах со строительством фортификационных сооружений и обеспечением Вооруженных сил и выразил готовность помочь «сохранить государство Украину». Реакции от Офиса президента не последовало.
Нет ответа от Банковой и сейчас — по запросу hromadske о комментарии. Президент Владимир Зеленский и его Офис избегают этой темы, хотя понимают важность единения во время войны. Ведь презентуя свой План победы в парламенте в середине октября, глава государства подчеркнул: «Мы достигали и достигаем результатов в битвах благодаря нашему единству. И потому, пожалуйста, не теряем единство, работаем вместе ради Украины».
Если оппозицию Зеленский заметно игнорирует, то на силы вне парламента, наконец, обратил внимание. 23 октября глава государства встретился с представителями украинского гражданского общества, которые занимаются темами внешней политики, развития оборонной сферы, защиты свободы.
Соучредитель гражданской платформы «Новая страна» Валерий Пекар, который присутствовал, предположил, что это, вероятно, первая встреча президента с гражданским обществом, по крайней мере, за время полномасштабной войны. На ней обсуждались вопросы внешнего и внутреннего Плана победы.
«Главный месседж, который мы пытались донести до президента (и думаю, что нам удалось): победа одна на всех, и так же поражение, поэтому гражданское общество является не оппонентом, а партнером в достижении победы», — отметил Пекарь.
Не время для экспериментов
Украинская модель Правительства национального единства могла бы выглядеть так. Представители действующего Кабмина уходят в отставку. В парламенте официально создается коалиция из крупнейших и проукраинских фракций и групп. Они формируют новое правительство, в которое входят, в частности, и представители оппозиции. Если такими представителями оппозиции в правительстве единства будут действующие народные депутаты, они слагают свои депутатские полномочия.
Как бы это, условно, могло быть в наших реалиях? Владимир Зеленский — президент, Петр Порошенко — глава Верховной Рады, Юлия Тимошенко — первый вице-премьер в таком правительстве. Кто-то из представителей фракции «Голос» — министр Член правительства, который не руководит министерством или другим центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения главы правительства.без портфеля или министр с какими-либо функциями в правительстве в зависимости от договоренностей. Ну, и кто-то из представителей депутатских групп не пророссийского характера тоже занимает определенные должности в соответствии с весом этой группы: от министра и до первого замминистра. Равно так можно сформировать руководство Верховной Рады.Виталий Портников, политический обозреватель
По его мнению, в мирное время «эксперимент с непрофессиональными политиками» имеет право на жизнь, ведь в случае, если он провалится, через пять лет вернутся Имеются в виду люди, которые имеют длительный опыт в политике.профессиональные люди и исправят ошибки. Но во время войны идти на такой риск — означает в целом обречь государство на неизбежное исчезновение.
И хотя Портников считает необходимым создание Правительства национального единства, он не видит этого реалистичным. Он склоняется к тому, что Зеленскому не интересно сотрудничество с оппозицией. Да и сама оппозиция вряд ли готова на этом этапе разделять с властями ответственность за принятые решения.
«Война же проверяет людей, и о Владимире Зеленском, вне телевизионных камер, политики, как правило, говорят как о человеке, который считает абсолютную власть главной из добродетелей лидера», — сказал Портников в комментарии hromadske.
Однако призывы создать правительство единства от отдельных представителей парламента раздаются и сейчас. По меньшей мере, поддержку оказывает фракция «Европейская Солидарность», с представителями которой общалось hromadske.
«Я еще год назад говорил, что нам нужно Правительство национального единства. Такое чувство, что никто не слышит. Не хочет слышать… Давайте посмотрим, как правительство работает сегодня. Они не могут написать несчастные постановления несколько месяцев, чтобы наконец-то заработали законы, которые мы принимаем. Бесконечно министры назначают туда-сюда своих замов. То создают новые министерства, то ликвидируют старые, то объединяют. Просто цирк», — сказал парламентарий Алексей Гончаренко.
Создание Правительства национального единства поддерживает и Голос, но там не видят, что сейчас это реально. Депутат Наталья Пипа в комментарии hromadske предположила, что большинство ее коллег тоже склоняются к такой позиции.
Я не вижу, чтобы глава государства реально считался с этой позицией. Я вижу, что глава государства ищет в правительстве лояльных ему людей, чтобы реализовывали его идеи, при том, что, правдивости ради, у главы государства есть как хорошие идеи, так и не очень успешные, мягко говоря.Наталья Пипа, народный депутат от фракции «Голос»
«Батькивщина» тоже все еще не против коалиции, по крайней мере, таким было заявление фракции по состоянию на сентябрь этого года. По словам Юлии Тимошенко, создание правительства национального единства нужно, чтобы «вывести страну из кризиса, а не переставлять фамилии [в Кабмине]».
Депутаты Ирина Геращенко от «Европейской Солидарности» и Андрей Осадчук от «Голоса» отметили: в парламенте важно создать коалицию единства, потому что «не существует никакого монобольшинства». По ее словам, сейчас нет голосования за законы, когда «слуги народа» дают 226 голосов. Они собирают нужные голоса с помощью уже запрещенной «Оппозиционная платформа — За жизнь» — запрещенная в Украине пророссийская политическая партия, действовавшая в 1999 — 2022 годах.ОПЗЖ, а это, по словам Геращенко, «ненормально на третьем году полномасштабного вторжения».
Единство или раздор?
Вопрос о создании коалиции и Правительства национального единства в парламенте сейчас не поднимают, таких обсуждений не было. Об этом hromadske сказали сразу несколько народных депутатов.
Похоже, в «Слуге народа» не видят причин для этого. Евгения Кравчук, которая подчеркнула, что выражает свое мнение, а не позицию фракции, отметила: нынешний Кабмин не является политическим правительством исключительно «Слуги народа», и в него входят независимые специалисты из разных отраслей.
«Сейчас в правительстве только один человек, до этого находившийся в списке “Слуг народа”, который является монобольшинством, — это Михаил Федоров. Все остальные министры были назначены в течение последующих лет. Некоторые из них были делегированы от других фракций, как [министр обороны] Рустем Умеров, который был представителем фракции Голос... Другие были просто Аполитичные министры, которые занимаются менеджментом и которые не привязаны ни к одной политической партии.технократы или эксперты, которых привлекли к правительству в течение этих лет» , — отметила Кравчук.
Согласно данным, которые собирает Движение Честно, в настоящее время в правительстве Дениса Шмыгаля действительно нет других министров, которые были членами политсил, представленных сейчас фракциями в парламенте. Часть действующих глав ведомств ранее баллотировались от партий, не прошедших в Раду. Сам Шмыгаль для работы в Кабмине с августа 2019 года 5 месяцев возглавлял Ивано-Франковскую ОГА, куда, как утверждал, прошел на условиях конкурса.
Политолог Владимир Фесенко выразил скептическое отношение к идее создания Правительства национального единства. Он предполагает, что вместо совместной борьбы с врагом отдельные партийные министры в этом правительстве начнут работать на собственный пиар и будут конфликтовать с коллегами.
Там, где будут популярные решения, будут перетягивать одеяло на себя, а там, где непопулярные — будут отбрасывать на оппонентов. И толку от такого правительства не будет... Поэтому, я скорее скептик и критик. Я не вижу перспективы реализации этой идеи в существующих условиях, учитывая нынешнее состояние отношений между властью и оппозицией, а также высокий уровень негативного восприятия украинцами партийных политиков.Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»
Игорь Рейтерович предполагает, что существование в Украине Правительства национального единства возможно только при критической ситуации, например, на фронте. Мол, если перед властью будет стоять вопрос: либо Правительство национального единства, либо тотальный коллапс и потеря страны, то выберут первый вариант, чтобы консолидировать общество.
«И еще может быть момент: если речь идет о каком-то варианте завершения войны, который не будет предусматривать выход на границы 1991 года, по крайней мере, в ближайшее время, может быть попытка со стороны властей как-то привлечь ко всему этому представителей оппозиции, чтобы разделить с ними ответственность. Но, зная нашу оппозицию, думаю, она на это не пойдет», — добавил политолог.