100 дней президента Бразилии Болсонару: горький «медовый месяц»

Жаир Болсонару стал президентом Бразилии после второго тура выборов. Его поддержали более 55% бразильцев, которые пришли на участки. Но уже через два месяца после инаугурации сторонников у нового президента стало меньше.

60% опрошенных считают, что Болсонару пока не оправдывает ожиданий. Это рекордно низкая оценка работы нового президента за всю историю демократической Бразилии.

И хотя надеяться на значительный прогресс за такой короткий срок бесполезно, первые сто дней президентства политика подтверждают сомнения относительно способности Болсонару формировать политическую повестку дня и строить коалиции вокруг своих инициатив. Иллюстрация — события вокруг ключевой реформы Болсонару в экономической сфере — не слишком популярной, но необходимой пенсионной реформы.

Пенсионная реформа: недопонимание с парламентом

Бразильская экономика до сих пор не оправилась от экономического кризиса, который начался в 2014 году и привел к падению ВВП на 8%. В то же время дефицит бюджета сейчас достигает 7% ВВП, а совокупный государственный долг — почти 77% от ВВП.

Треть всех государственных расходов — выплата пенсий. Пенсионная реформа призвана повысить средний возраст выхода на пенсию с 54-56 лет до 65 для мужчин и 62 для женщин. Ожидается, что представленный Болсонару проект позволит сэкономить около 1% ВВП за следующие 10 лет.

Большинство политиков согласны с тем, что пенсионная система нуждается в изменениях, но не соглашаются в том, какие именно изменения необходимы. Теперь Болсонару должен показать, что способен выполнять едва ли не основную функцию президента в бразильской системе — обеспечить поддержку своих инициатив в парламенте.

Однако с этим сразу возникли трудности. Во-первых, партия Болсонару, хотя и получила рекордные для себя 52 места в нижней палате парламента, все еще уступает партии заключенного экс-президента Лулы да Силвы и ее союзникам.

Во-вторых, Болсонару обещал отказаться от покупки поддержки депутатов в обмен на должности, финансирование проектов в округах и коррупционные платежи. Именно такая практика позволяла предыдущим президентам реализовывать свои обещания в одном из самых разрозненных парламентов мира, где представлены 30 политических партий. С другой стороны, именно она была одним из источников масштабной политической коррупции.

Попытки надавить на влиятельных законодателей достигли обратного эффекта. Сразу после того, как 21 марта по обвинению в коррупции задержали тестя главы нижней палаты парламента Родриго Майя, сын Болсонару Карлос написал твит: «Почему спикер так нервничает?». Майя расценил это как угрозу и выступил с критикой президента, призывая его «прекратить шутки и начать серьезно работать... и перестать играть должностью президента». Прекрасно понимая, что президент нуждается в его поддержке, Майя отказался активно способствовать прогрессу законопроекта в конгрессе.

Конфликт с парламентом стал очевидным на презентации министром экономики Гедесом проекта реформы на заседании парламентского комитета. Технократа раскритиковали оппозиционеры, а потенциальные сторонники ограничились молчанием. Гедес несколько раз срывался на крик и в итоге покинул заседание с помощью охраны.

Еще раньше депутаты продемонстрировали свое недовольство президентом, проголосовав за ограничение контроля бюджетных расходов со стороны президента и исполнительной власти.

Демонстрация, организованная профсоюзами Бразилии, в знак протеста против спорной пенсионной реформы, предложенной правительством Болсонару, Сан-Паулу, Бразилия, 22 марта 2019 годаEPA-EFE/FERNANDO BIZERRA JR

Скандалы и противоречивые шаги

Еще один сын Болсонару, Флавио, оказался в центре другого скандала. Расследование прокуратуры показало, что через счет его водителя прошли значительные суммы неопределенного происхождения, часть которых впоследствии оказалась на счету первой леди Мишель Болсонару. Более того, сын Болсонару якобы трудоустроил жену и сестру главы группировки, которую подозревают в убийстве местного депутата в Рио-де-Жанейро.

Не помогает и то, что Болсонару продолжает настаивать на своих противоречивых идеологических взглядах. Так, накануне годовщины военного переворота, приведшего к власти диктатуру 1964-1985 годов, он приказал армии восстановить празднования этого события. Критиковали такое решение даже федеральные прокуроры, поддержка которых необходима для дальнейшей реализации антикоррупционной политики.

Газета «Estado» проанализировала твиты президента Болсонару (Твиттер — его основной канал коммуникации). Исследование показало, что Болсонару не научился использовать соцсети для продвижения важных законодательных изменений. Только пять из 515 последних твитов касались пенсионной реформы, а два сообщения — антикоррупционных законов. В то же время 95 сообщений были поздравлениями друзей и союзников, 51 сообщение выражало идеологическую позицию, а 61 — содержало атаки на прессу или ответы на критику.

Старая политика по-новому?

Спикер парламента Майя призвал Болсонару показать, что же такое «политика по-новому», если он не желает заниматься «старой политикой». Кажется, Болсонару частично прислушался к советам. Конфликт с Майя он назвал уже «перевернутой страницей». На прошлой неделе президент встретился с лидерами пяти центристских парламентских фракций. Также партиям позволили выдвигать своих кандидатов на несколько тысяч второстепенных должностей в государственной службе и влиять на бюджетное финансирование проектов в депутатских округах.

Реализовать другое важное обещание Болсонару — преодолеть преступность и коррупцию — призван пакет законов, представленный инициатором антикоррупционных расследований, бывшим судьей и действующим министром юстиции Сержиу Мору. В этом случае депутаты окажутся под еще большим давлением со стороны правительства и общества, ведь население требует быстрых изменений, а Мору доверяет почти 60% населения Бразилии.

С другой стороны, внимание парламента и президента до сих пор сосредоточено на пенсионной реформе, а многие депутаты могут пострадать от жестких антикоррупционных инструментов, ведь сами находятся под следствием. Поэтому реформа может стать предметом политических торгов и уступок.

Болсонару настаивает, что углубление диалога с депутатами не означает возврата к «старым» методам ведения политики. Он указывает на то, что раньше начать работу ему помешали осложнения после ножевого ранения, которое он получил перед выборами. В феврале после плановой операции он заболел пневмонией и был вынужден задержаться в больнице.

Болсонару также не терял времени, реализуя свой план открыть леса Амазонки для активной эксплуатации. Известный своим отрицанием проблемы глобального потепления, президент пытается распустить комиссию, которая состоит из представителей независимых природоохранных организаций и неохотно выдает разрешения на ведение хозяйственной деятельности в сельве. Болсонару планирует заменить комиссию новым органом во главе с подконтрольным ему министром окружающей среды — и его, вероятно, остановило только общественное возмущение катастрофой на плотине возле города Брумадинью, унесшей жизни 224 человек.

В то же время существование коренных народов Амазонки уже оказалось под угрозой, поскольку право определять границы их территорий передано от специализированного органа министерству сельского хозяйства.

Жаир Болсонару (второй слева) и спикер парламента Родриго Майя (второй справа) подают предложения о реформировании пенсионной системы, Бразилиа, Бразилия, 20 февраля 2019 годаEPA-EFE/JOEDSON ALVES

Внешняя политика и команда

Во внешней политике ключевыми шагами стали визиты в США и Израиль. Дональд Трамп и Болсонару не скрывают взаимной симпатии. Как Болсонару заявил во время визита, Бразилия и США вместе борются за «уважение к традиционным и семейным ценностям, уважение к Богу, нашему создателю, выступая против гендерной идеологии или политически корректных взглядов, и против фейковых новостей».

В то же время Бразилия отказывается вступать в торговую войну между США и Китаем, держа свой рынок как можно более открытым. Зато в вопросе Венесуэлы, где на фоне политического и экономического кризиса продолжается борьба между Мадуро и поддерживаемым парламентом Гуайдо, Болсонару занял достаточно пассивную позицию и держится в фарватере США.

Болсонару также отказался от обещания перенести посольство страны в Израиле в Иерусалим — взгляды бразильцев здесь неоднородны, и любые шаги Болсонару могут отвернуть от него часть его разношерстных сторонников.

Состав правительства отражает эклектичность команды Болсонару. В нем бывшие радикалы-аутсайдеры с правыми политическими взглядами соседствуют с уважаемыми министрами-технократами и умеренными бывшими военными.

Последние события свидетельствуют, что чаши весов склоняются в пользу умеренных политиков. 8 апреля Болсонару уволил скандального министра образования, который ранее обязал «отбелить» кровавую диктатуру 1964-1985 годов в учебниках, а также распространять в школах лозунг Болсонару «Бразилия превыше всего, а Бог над всеми».

Президент Бразилии Жаир Болсонару (слева) и президент США Дональд Трамп во время совместной пресс-конференции возле Белого дома, Вашингтон, США, 19 марта 2019 годаEPA-EFE/MICHAEL REYNOLDS

Предварительные выводы и прогнозы

Несмотря на трудности, у Болсонару немало сторонников, а основные его обещания — преодолеть преступность и коррупцию, а также осуществить экономические реформы — популярны. Около 59% бразильцев все еще надеются, что президентство Болсонару будет успешным.

Однако проблемы Бразилии глубокие, политическая система фрагментированная, а терпение большинства населения не бесконечно.

Будущее реформ будет зависеть от способности президента отказаться от почти тридцатилетнего опыта пребывания в агрессивной оппозиции и наладить сотрудничество с парламентом и другими потенциальными союзниками. Но кажется, что Болсонару до сих пор не вышел из режима предвыборных баталий и только в конце первых ста дней срока сделал первые шаги навстречу депутатам. А уже 17 апреля пенсионной реформе придется пройти первый весомый тест — голосование в одном из парламентских комитетов. «Медовый месяц» президента закончился.

Автор: Ростислав Аверчук