Антимонопольный комитет закрыл дело «Роттердам+» о защите экономической конкуренции

Антимонопольный комитет Украины закрыл производство по делу относительно формулы «Роттердам+» о защите экономической конкуренции. Там отметили, что собранные доказательства не подтверждают, что действия регулятора привели к неравноценному распределению возможностей на рынке.

Об этом сообщили на сайте Антимонопольного комитета (АМКУ).

В частности речь идет о деле по признакам нарушения Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услугНКРЭКУ законодательства о защите экономической конкуренции по расчету в 2016-2017 годах рыночной цены электроэнергии.

По результатам рассмотрения дела в АМКУ отметили, что ценовая конкуренция, которая существовала до июля 2019 года, была ограниченной в связи со значительным государственным влиянием.

Также комитет отметил, что в 2016-2017 годах не произошло существенного изменения долей хозяйствующих субъектов на рынке, и «ни один из крупных игроков не был устранен с рынка».

Там заявили, что показатели фактической рентабельности всех видов генерации в 2017 году были ниже по сравнению с предыдущим годом.

«Ни одна экспертиза, имеющаяся в материалах дела, не устанавливает факта и размера убытков, причиненных участникам рынка генерации электрической энергии, то есть потенциальным конкурентам ТЭС», ㅡ говорится в заявлении АМКУ.

Так, комитет заявил, что согласно собранным по делу доказательствам информация о том, что действия НКРЭКУ привели к оказанию отдельным субъектам хозяйствования привилегий, не подтверждается.

Производство по делу закрыли по ст. 49 ЗУ «О защите экономической конкуренции» из-за «недоказанности нарушения». Однако комитет отметил, что отсутствие нарушения этого закона не исключает нарушения других.

В то же время в октябре Высший антикоррупционный суд возобновил уголовное дело в отношении «Роттердам+», которое ранее закрыл прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Что ранее установили следователи?

По данным следствия, представители группы частных теплогенерирующих компаний в 2015 году начали давить на руководство Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Они требовали включить в тариф на электроэнергию, которую производили теплоэлектростанции этой группы, выплаты, что в действительности не проводились — расходы на доставку и перевалку отечественного энергетического угля в Украине из портов в Европе. Таким образом группа хотела погасить собственные кредиты за счет потребителей.

Следствие отмечает, что функция НКРЭКУ заключается в обеспечении баланса интересов между государством, производителями электрической энергии и потребителями. Однако Комиссия добавила несуществующие расходы к формуле, которая устанавливала цену для тепловой генерации.

В НАБУ добавили, что в ноябре 2015 года глава НКРЭКУ не поддерживал увеличение тарифа. Однако впоследствии согласился на формулу, понимая, что она может принести большую сумму средств группе компаний «ДТЭК».

«НАБУ считает заложение в стоимость электрической энергии, произведенной из угля украинской добычи, транспортных расходов по транспортировке угля из-за границы, необоснованным», — говорится в сообщении.

В ведомстве отметили, что позицию следствия подтверждают выводы экспертов государственных и частных профессиональных учреждений, а также научные исследования украинских и иностранных специалистов.

«Согласно выводам экспертиз, доминирующая позиция компаний группы-инициатора введения «Роттердам+» на рынке угля (86% добычи) и на рынке тепловой генерации (70%) создает риск диктата цен и непрозрачности ценообразования; непрогнозируемые и непонесенные расходы на транспортировку учтены в цене на электроэнергию неправомерно», — отмечают в НАБУ.

В Бюро рассказали, что следствие имеет результаты экспертизы, которая подтверждает убытки от формулы минимум на 18,87 млрд грн за 2016-2017 годы. Из этой суммы 14,3 млрд грн попало на счет частных компаний-инициаторов формулы.

«Доводов достаточно для того, чтобы доказать позицию следствия не только в национальных, но и (в случае необходимости) в международных судах», — резюмировали в НАБУ.

Что такое «Роттердам+»?

Это формула, что определяла стоимость электроэнергии, которую производили ТЭС. Ее применяли в 2016-2019 годах.

Для производства электричества ТЭС нужно сжигать уголь. Согласно формуле «Роттердам+», стоимость этого угля для ТЭС зависела от цены на уголь на европейском рынке, а именно в порту города Роттердам в Нидерландах.

К этой же цене добавляли стоимость транспортировки угля из Роттердама, хотя львиную долю угля ТЭС покупали не в Нидерландах, а в Украине, России или с оккупированных территорий (под видом российского угля). Поэтому на самом деле цена угля была ниже и ТЭС получали сверхприбыли.

Больше всего от этого выигрывал олигарх Ринат Ахметов, потому что его компания «ДТЭК» является монополистом на рынке и имеет больше всего ТЭС в стране. В то же время платили за это украинцы и украинские предприятия, которые имели высокие тарифы на электроэнергию.

НАБУ объявило шесть подозрений по делу из-за формулы: четырем чиновникам НКРЭКУ, в частности тогдашнему главе регулятора Дмитрию Вовку, а также двум топ-менеджерам «ДТЭК» — Борису Лисовому и Ивану Гелюху. Действия всех шестерых квалифицировали как «Злоупотребление служебным положением».