Высший антикоррупционный суд возобновил дело по «Роттердам+». Ранее его закрыл прокурор САП

Высший антикоррупционный суд Украины отменил постановление о закрытии уголовного дела в отношении «Роттердам+», которое ранее приняла Специализированная антикоррупционная прокуратура.

Об этом стало известно из заседании суда 27 октября.

В частности, следственная судья ВАКС Оксана Олейник удовлетворила жалобу Никопольского завода ферросплавов на закрытие дела и отменила соответствующее постановление прокура САП. В то же время суд оставил без удовлетворения жалобу на закрытие дела по «Роттердам+» от общественной организации «Центр противодействия коррупции».

В суде отметили, что решение не подлежит обжалованию и будет опубликовано 30 октября.

Что это значит?

Решение судьи, по которому отменяется постановление САП о закрытии дела, фактически восстанавливает расследование. Руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин отметил, что после возобновления расследования останется только три дня для передачи дела в суд. Чтобы это произошло, генеральный прокурор Ирина Венедиктова должна сразу заменить в расследовании процессуального руководителя.

К тому же в деле появилась новая экспертиза, которая определила 39,9 млрд грн убытков от формулы «Роттердам+». Ранее убытки оценивали в 19 млрд грн.

Напомним, НАБУ объявило шесть подозрений по делу из-за формулы: четырем чиновникам НКРЭКУ, в частности тогдашнему главе регулятора Дмитрию Вовку, а также двум топ-менеджерам ДТЭК — Борису Лисовому и Ивану Гелюху. Действия всех шестерых квалифицировали как «Злоупотребление служебным положением». Однако, следователи САП частично закрыли дело. Они объясняли это недостатком доказательств.

В сентябре Высший антикорсуд отказался возобновлять дело в отношении «Роттердам+» по жалобе бывшего народного депутата Виктора Чумака. В Центре противодействия коррупции отмечали, что тогда судью не убедило то, что прокурор САП Виталий Пономаренко проигнорировал большинство доказательств при закрытии дела, сослался на экспертизы, которые не отрицали убытки, а указывали на «невозможность» сделать вывод.

Что такое «Роттердам+»?

Это формула, которая определяла стоимость электроэнергии, которую производили теплоэлектростанции, она применялась в 2016-2019 годах.

Для производства электричества ТЭС нужно сжигать уголь. Согласно формуле «Роттердам+», стоимость этого угля для ТЭС зависела от цены на уголь на европейском рынке, а именно в порту города Роттердам, что в Нидерландах.

К этой же цены добавляли стоимость транспортировки угля из Роттердама, хотя львиную долю угля ТЭС покупали не в Нидерландах, а в Украине, России или с оккупированных территорий (под видом российского угля). Поэтому на самом деле цена угля была ниже и ТЭС получали сверхприбыли.

Больше всего от этого выигрывал олигарх Ринат Ахметов, потому что его компания ДТЭК является монополистом на рынке и имеет больше всего ТЭС в стране. Зато платили за это украинцы и украинские предприятия, которые получили высокие тарифы на электроэнергию.