«Бизнесмен, прежде чем подписать чек, просит отдать ему долг» — что о давлении Трампа на Украину рассказал посол Тейлор

«Взрывное свидетельство за закрытыми дверями», которое «вызвало вздохи и удивленные возгласы» — так американские СМИ отреагировали на очередное выступление по делу об импичменте президента США Дональда Трампа.

Перед Конгрессом 22 октября свидетельствовал временный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор — карьерный дипломат с длительным опытом работы в нашем государстве. То, что он рассказал, раскрывает новые подробности формирования американской внешней политики в отношении Украины в последние месяцы, а также объясняет причины задержки военной помощи.

Свидетельства посла подтверждают, что давление на Украину со стороны окружения Трампа было, и оно было более мощным, чем считалось ранее.

Текст свидетельств Тейлора перед Конгрессом по делу об импичменте Дональда Трампа оказался в распоряжении издания The Washington Post.

Hromadske ознакомилось с его содержанием и рассказывает о трех важных тезисах.

Украина — стратегически важная страна и нуждается в поддержке США

«Сейчас, пока мы сидим в этой комнате, Украина подвергается нападению со стороны России, как и последние пять лет». Это один из ключевых тезисов выступления Уильяма Тейлора в Конгрессе по делу об импичменте Трампа. Помимо того, что, по мнению Тейлора, нужно признать войну России против Украины, он заявил и о необходимости предоставления помощи в сфере безопасности Украине для борьбы с российской агрессией. Тейлор отметил свой длительный опыт работы в Украине — в частности, в качестве посла в 2006-2009 годах, а также неоднократно подчеркнул важность Украины для Соединенных Штатов. По его мнению, поддержка Украины в сфере безопасности — в интересах как Европы, так и США.

Если Украине удастся освободиться от российского влияния, вся Европа сможет стать целостной, свободной, демократической и мирной. Но если Россия завладеет Украиной, то снова станет империей, которая ущемляет собственный народ и угрожает своим соседям и всему остальному мируВременный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор во время показаний

Именно это убеждение и побудило Тейлора принять предложение Государственного секретаря США Майка Помпео вернуться в Украину на место, как он ее называет, «Маши Йованович» (экс-посла США в Украине, которую отозвали в мае 2019 года из-за несогласия с действиями Белого дома). Тейлор знал о негативном отношении к ней и «паутине политических сделок» в Киеве и Вашингтоне — но, посоветовавшись со своим наставником из Госдепартамента (и вопреки мнению собственной жены), согласился вернуться в Украину.

Существовало два пути политики США в отношении Украины — официальный и неофициальный

По словам Тейлора, политика США в отношении Украины формировалась на двух условных уровнях: официальном и неофициальном. Первый был представлен двухпартийной поддержкой Украины в Конгрессе и дипломатическими служащими. Второй — спецпредставителем Госдепа по вопросам Украины Куртом Волкером, министром энергетики США Риком Перри, американским послом в ЕС Гордоном Сондлендом, а также личным адвокатом Трампа Рудольфом Джулиани.

Частично туда входил и Тейлор — «когда Волкер и Сондленд приобщали [его] к определенным обсуждениям».

«Когда я впервые прибыл в Киев в июне-июле, действия людей на официальном и неофициальном внешнеполитических уровнях преследовали одну цель — надежное украино-американское партнерство, — но к августу мне стало понятно, что их цели начали расходиться», — утверждает дипломат.

Касались они организации встречи между президентами Украины и США, которую Дональд Трамп предложил в своем письме от 29 мая. К середине июля — говорит Тейлор — у него сложилось понимание, что проведение встречи зависело от расследования Украиной дела Burisma и якобы вмешательства Украины в президентские выборы в США 2016 года.

Это проявилось, в частности, во время визита тогдашнего главы Совета нацбезопасности и обороны Украины Александра Данилюка и помощника Зеленского Андрея Ермака в Вашингтон 10 июля.

Тогдашний советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон хотел поговорить с украинской стороной о «безопасности, энергетике и реформах», а присутствовавший на встрече Сондленд — о связи между встречей президентов обеих стран и «украинскими расследованиями».

Тейлор отмечает: его информировали не о всех контактах между Киевом и Вашингтоном. О содержании встречи 10 июля Уильям Тейлор узнал девять дней спустя от Фионы Хилл, тогдашнего старшего директора Совета нацбезопасности США по вопросам Европы и России, и Алекса Виндмана, директора по вопросам Европы.

«Еще во время нашего разговора 19 июля госпожа Хилл сообщила мне, что Волкер встретился с Джулиани для обсуждения Украины. Меня это застало врасплох», — добавляет дипломат.

Тейлору не предоставили и стенограмму телефонного разговора 25 июля между Зеленским и Трампом — хотя это является обычной практикой для руководителей дипломатического представительства. Тейлор также отметил, что во время подготовки к этому звонку Сондленд настаивал на присутствии как можно меньшего количества людей.

Военная помощь США и встреча Зеленского с Трампом зависели от того, начнет ли Украина расследование

Тейлор сообщил новые подробности в деле задержки финансовой помощи Украине со стороны США. По его словам, впервые он узнал об этом 18 июля от работника Административно-бюджетного управления: тот сообщил, что получил распоряжение «не предотавлять Украине дополнительной поддержки в сфере безопасности до дальнейшего сообщения».

«Я и другие люди были удивлены: украинцы воюют с россиянами и полагаются не только на нашу подготовку и оружие, но и на саму поддержку США. Все, о чем говорил работник Административно-бюджетного управления, было по указанию президента [США] главе ведомства», — добавляет Тейлор.

Позже он узнал, что решение было принято исполняющим обязанности главы администрации президента США Миком Малвени, у которого «скептическое отношение к Украине».

На последующих межведомственных встречах, организованных Советом национальной безопасности, постоянно говорили о необходимости разморозить финансовую помощь Украине. Министерство обороны США провело оценку реализации выделенных нашему государству средств — и признало действенность такой помощи.

Тейлора насторожила такая внезапная смена политики США в отношении Украины. Более того, в телефонном разговоре с ним преемник Фионы Хилл Тим Моррисон 21 августа сообщил послу, что «президент (Дональд Трамп — ред.) вообще не хочет предоставлять любую помощь», а на вопрос об изменении политики в отношении Украины ответил: «Посмотрим».

29 августа, когда информация о задержании американской помощи в сфере безопасности появилась в СМИ, Тейлор написал о необходимости ее восстановления непосредственно Госсекретарю Майку Помпео: «Тогда мне еще не приходило в голову, что помощь в сфере безопасности может быть связана с „расследованиями“».

Но 1 сентября во время телефонного разговора по итогам встречи Зеленского с вице-премьером США Майком Пенсом в Варшаве Моррисон пересказал содержание разговора Сондленда и Ермака.

Американский посол в ЕС сказал Ермаку, что «финансовая помощь в сфере безопасности не поступит, пока Зеленский не обязуется расследовать дело Burisma». В тот же день Сондленд лично объяснил Тейлору по телефону, что от публичного объявление этого расследования зависело «все».

Попытки заставить Зеленского публично обязаться расследовать дело Burisma и якобы вмешательство в президентские выборы 2016 года в США свидетельствовали о том, что официальная внешняя политика Штатов подтачивалась неофициальными действиями под руководством ДжулианиВременный поверенный по делам США в Украине Уильям Тейлор во время дачи показаний

Правда, здесь следует заметить: прямых свидетельств таких действий адвоката Трампа посол не приводит нигде в своем выступлении.

Из слов американского дипломата следует: требование к Зеленскому публично объявить о расследовании Burisma в обмен на финансовую помощь в сфере безопасности беспокоила украинских чиновников (в частности, Данилюка и Ермака). Но Дональд Трамп при этом не считал это так называемым quid pro quo («услуга за услугу») — мол, Зеленский сам должен был быть в этом заинтересован.

В переписке с Тейлором от 8 сентября Сондленд сказал, что обсудил этот вопрос с Зеленским и Ермаком, и президент Украины вроде бы согласился сделать публичное заявление в эфире телеканала CNN. Но 11 сентября решение о приостановлении военной помощи Украине отменили, и заявление так и не сделали.

Особое внимание привлекают слова Сондленда, которыми он объясняет Тейлору действия Трампа: «Трамп — это бизнесмен. Когда бизнесмен собирается подписать чек кому-то, кто ему должен, то бизнесмен просит такого человека погасить долг, прежде чем подписать чек».

Те же слова, заявил Тейлор, использовал и Волкер во время встречи двух дипломатов на конференции Ялтинской европейской стратегии в Киеве в начале сентября.