Блокада границы польскими перевозчиками как угроза экономического противостояния
Рынок автомобильных перевозок между Украиной и странами ЕС существенно увеличился. А с ним — и противостояние между перевозчиками. Ситуация развивается стремительно и может значительно ухудшить отношения Киева и Варшавы.
Польские перевозчики 6 ноября приступили к блокаде границы с Украиной на трех пропускных пунктах: Краковец — Корчова, Ягодин — Дорогуск, Гребенное — Рава-Руська.
Организатор — Комитет защиты транспортных перевозчиков и работодателей Польши — обещает, что блокада будет продолжаться круглосуточно, будут пропускать только грузы военного назначения и гуманитарную помощь.
Основное требование протестующих — вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков на деятельность в странах Европейского Союза, как это было до начала полномасштабного вторжения. Европейская комиссия отменила разрешения для фирм-перевозчиков из Украины до июня 2024 года.
Однако польские перевозчики утверждают, что эта ситуация создает неравные конкурентные возможности для них, их бизнеса (потому что в Украине меньшие налоги и зарплаты водителей), и это приводит к тому, что услуги украинских перевозчиков намного дешевле. Но проблема оказалась значительно глубже.
Протесты, выгодные москве
Протесты перевозчиков поддержала крайняя националистическая партия «Конфедерация», которая в целом отмечается антиукраинской позицией.
В пятницу на пресс-конференции в Сейме Польши (нижняя палата польского парламента — ред.) один из лидеров «Конфедерации» Кшиштоф Босак вместе с представителями транспортной отрасли Польши объявил о забастовке перевозчиков на польско-украинской границе. Причина, по его словам, в неспособности властей удовлетворить ожидания перевозчиков.
«Сегодня мы говорим вместе с лидерами транспортной отрасли, с людьми, управляющими бизнесом, с перевозчиками, которые решили начать блокирование границы с Украиной с 6 ноября. Забастовка перевозчиков возобновляется из-за невыполнения ожиданий отрасли, из-за очень сложной ситуации», — сказал Босак.
Что интересно, слова глав «Конфедерации» всегда с радостью цитируют российские медиа. Например, недавние высказывания Босака о том, что Польша должна выставить Украине счет за оказанную помощь более чем в 100 млрд злотых.
Фактически «Конфедерация» — единственная польская партия, попавшая в парламент благодаря антиукраинской риторике. Но ее результат в 7,16% поддержки избирателей даже один из лидеров политсилы Славомир Ментцен назвал поражением.
По мнению протестующих, проблемы отрасли перевозок связаны с политикой польского правительства в отношении Украины: «Все эти люди (протестующие — ред.) страдают от мессианской восточной политики партии В течение последних 8 лет была правящей партией в Польше“Право и справедливость”, которая отдает последнюю рубашку за наш счет», — цитируют слова другого политика «Конфедерации», Рафала Меклера, польские медиа, отмечая, что он является предпринимателем транспортной отрасли.
Организаторы протестов утверждают, что они были вытеснены с рынка перевозок между Польшей и Украиной. «В этом году границу пересекли 880 тысяч грузовиков, а к концу года их будет миллион. До войны у каждой стороны было по 180 тысяч разрешений, и это масштаб разницы», — отмечает Томаш Борковский, представитель протестующих. Он уточняет, что на прошлой неделе из 27 тысяч грузовиков, которые стояли на границе в направлении Польши, только 1700 были польскими.
Борковский отмечает, что якобы украинские перевозчики имеют преимущества при пересечении границы в Польшу — они быстрее могут зарегистрироваться в электронной очереди, еще задолго до поездки. Зато польские грузовики имеют возможность попасть в очередь только тогда, когда пересекли границу в сторону Украины, и поэтому на возвращение в Польшу им приходится ждать значительно дольше.
россиян выбросили с рынков Европы, поэтому они ищут недовольных и раскачивают ситуацию
С частью претензий польских предпринимателей можно согласиться. Проблему нужно решать через переговоры, отмечает эксперт общественной компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов. Он добавляет, что проблема не нова: только в этом году было три волны дискуссии между польскими и украинскими перевозчиками.
В то же время Коновалов обращает внимание на то, что после начала полномасштабного вторжения россии в Украину морские грузовые потоки переориентировались на железнодорожные и автомобильные, поэтому объем рынка существенно вырос.
«Сейчас в связи с войной украинские перевозчики лучше и быстрее сориентировались в ситуации и потребностях рынка. Также добавились волонтерские заказы, гуманитарная помощь и заказы военного характера», — отметил Коновалов.
Также он советует не забывать о российском факторе: «россияне давно заходили со своими деньгами на рынки Европы, а сейчас их в прямом смысле выбросили оттуда, поэтому они ищут недовольных и раскачивают ситуацию. Им выгодно значительно ограничить перевозки между Украиной и ЕС».
Украинский эксперт добавил, что таких агентов российского влияния постоянно обнаруживают в Европе. Коновалова беспокоит вопрос, куда делись десятки тысяч грузовиков на российских и белорусских номерах, которым запретили ездить по Европе? Он предполагает, что значительная часть этих авто могла остаться на территории ЕС — их могли перекупить за бесценок и переоформить.
По его словам, если по требованию польских перевозчиков ЕС вернет разрешительную систему, процедура международных перевозок значительно усложнится, увеличатся сроки доставки, а ее себестоимость возрастет примерно на 10-15%. Если же будут установлены квоты на перевозки (польские предприниматели требуют, чтобы для украинских перевозчиков количество разрешений было на довоенном уровне), это будет способствовать появлению коррупционных схем на рынке.
Как отмечается на сайте «Конфедерации» со ссылкой на одного из протестующих Томаша Борковского, польские предприниматели хотят вернуть ситуацию к уровню 2021 года — тогда украинской стороне Польша выдала 160 тысяч разрешений на грузовые перевозки, тогда как в этом году количество перевозок выросло в 7,5 раза.
Но если даже предположить, что все эти требования будут выполнены, польским предпринимателям достаточно сложно будет забрать себе часть этого рынка, потому что на поездки в Украину они нанимают в основном украинских водителей — из-за высоких рисков такого труда. В то же время украинских водителей надо регистрировать в системе «Шлях», иначе они не смогут пересечь границу. А к этой системе польские предприниматели доступа не имеют. Замкнутый круг? Или все же попытка ограничить перевозки и украинский экспорт?
Польша не была приглашена на форум вооружений в Киеве. Ой, как неудобно получилось!
Транспортный скандал развивается по сценарию, подобному зерновому. Протесты польских аграриев тоже начались задолго до политического противостояния между двумя государствами, еще летом 2022 года. Тогда официальный Киев не нашел ничего лучшего, чем не реагировать на проблему. А завершилась эпопея с экспортом зерна обвинениями на самом высоком уровне, когда президенты обоих государств обменялись «любезностями» и отношения между лидерами стали более чем прохладными.
«Необходимо начать разговоры между польской и украинской сторонами о сотрудничестве в различных уязвимых сферах. Та большая помощь, которую поляки оказали Украине в связи с войной, должна была бы стать хорошей основой для построения польско-украинского сотрудничества, но появилось несколько невыясненных спорных вопросов, таких как зерно, а теперь транспортная проблема.
Конфликтов можно было избежать, выработать двустороннее экономическое соглашение. Этого не сделали, поэтому проблемы возникают, и их, конечно, использует российская пропаганда, чтобы испортить двусторонние отношения», — отметил в комментарии hromadske главный редактор экономического портала money.pl Лукаш Кийек. По его словам, на сегодня речь не идет о том, что теряется привязанность между поляками и украинцами — только о бизнесе и калькуляции: что кому выгодно, а что нет.
Среди потенциально проблемных вопросов польский эксперт отметил отрасль вооружений. Неприятной неожиданностью стало то, что на международном форуме оборонных индустрий в Киеве не было Польши (29 сентября Украина провела Первый международный форум оборонных индустрий, объединивший 252 компании из более чем 30 стран, производящих полный спектр вооружения, военной техники и оборонных систем).
«Эта ситуация вызвала в Польше серьезную дискуссию о том, почему так произошло. В будущем можно было бы решить вопрос таким образом, чтобы обе стороны подходили к этому уравновешенно и рационально», — отметил Кийек.
По его мнению, совершенно точно уже сейчас надо определять вопросы двустороннего сотрудничества в будущем восстановлении Украины: «Должны начать об этом говорить. Но в то же время эта тема просто перестала существовать среди тех, которые обсуждаются между двумя сторонами».
Итак, очередная проблема в украинско-польских отношениях является лакмусом негативных процессов, которые углубляются во многих сферах, не только в транспортной или зерновой. Имеет ли Украина так много друзей, чтобы позволить себе ухудшение отношений с Польшей сейчас, во время войны? Нет, потому что россияне слишком откровенно радуются, созерцая, как экономическое противостояние Киева и Варшавы перерастает в холодную экономическую войну.
Не время обижаться. Польша до сих пор является нашим надежным другом в войне против россии, а ее территория — крупнейшим хабом для военной и гуманитарной помощи Украине. Главное — не начинать снова со взаимных обвинений.
Материал подготовлен с помощью MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.