Богослужения во время пандемии, лояльность к России, авторитет и гомофобия — чем живет православная церковь Грузии
Из—за пандемии COVID—19 двери христианских храмов в большинстве стран закрылись. Грузия стала единственной православной страной, где этого не произошло. Церковь сохраняет свой авторитет и продолжает влиять и на политику, и на общество, продвигает консервативные взгляды, проявляет нетерпимость к ЛГБТ и говорит, что единоверная Россия грузинам ближе, чем некоторые западные ценности.
Православная церковь Грузии, самый влиятельный институт страны, фактически отказалась соблюдать условия чрезвычайного положения и не прекращала богослужения даже в дни карантина.
Такое поведение церкви разделило общество и вызвало дискуссию о том, стоит ли грузинская православная церковь вне закона. Кроме того, влиятельные священнослужители в своих проповедях пригрозили, что не допустят вакцинации населения от коронавируса еще не существующей вакциной.
А один из влиятельных епископов выступил против вмешательства западных стран в дела Грузии и потребовал проведения референдума по вопросу внешнеполитического курса страны.
С приближением парламентских выборов, которые состоятся в октябре, эксперты ожидают еще больше активизации церкви в грузинской политике и жизни общества.
Церковь и коронавирус
В конце марта, когда в стране было объявлено чрезвычайное положение и комендантский час, а ездить на личных автомобилях был запрещено, машин священнослужителей это не коснулось — у них были специальные разрешения.
«Молитва особенно необходима, когда человек в беде. Что делать отчаявшимся людям, если церковь закрыта из-за коронавируса?» — говорит 64-летняя Манана Кванталиани, которая ходит к церковь Святого Николая каждые выходные в течение 30 лет.
Несмотря на диабет и тот факт, что она находится в группе риска, Манана продолжала посещать все службы во время чрезвычайного положения.
«Про нас писали ужасные вещи в Facebook. Что мы убийцы, что появится “церковный кластер”, что все мы заразимся. Так где этот кластер? Никто в церкви не может заболеть. Если у вас есть вера, вирус вам не страшен».
К счастью, прогнозы и опасения не оправдались. Заболел священник и иподиакон, но массовых заражений удалось избежать.
Однако решение церкви не подчиниться общим правилам было важным в другом отношении — церковь показала, что несмотря на несколько шумных репутационных скандалов, она по-прежнему остается самой влиятельной силой в стране и ее слово имеет вес:
«Церковь пытается восстановить свой авторитет и влиять на массы, практически, объединить фанатичные и экстремистские силы, которые в случае необходимости будут противодействовать правительству, чтобы было о чем с ним торговаться. Таким образом они получат больше выгоды», — говорит теолог Гиорги Тигинашвили.
В преддверии октябрьских выборов власти, по мнению экспертов, не имеют ни сил, ни желания противостоять верующим и консервативной части общества.
«Практически государство отказалось выполнять свою функцию. Правящая партия “Грузинская мечта” осознает, что ей нужна помощь церкви, и она не может себе позволить конфликт с ней», — говорит политолог Гия Нодия.
Сильная, богатая, влиятельная
Возрождение Грузинской православной церкви началось в начале 1990-х годов, после того, как Грузия обрела независимость, а религия заполнила идеологический вакуум, созданный распадом Советского Союза. Согласно переписи 2014 года, 83% граждан Грузии считают себя православными христианами.
Сегодня православная церковь является одной из самых богатых и хорошо организованных структур в Грузии. Ежегодно она получает около 25 млн лари (чуть больше $8 млн по текущему курсу) из центрального бюджета. А также владеет большим количеством недвижимости — в собственности Патриархии находится более чем 62,7 кв. км земли, что равно площади города Батуми.
Грузинскую церковь возглавляет Синод из 47 епископов; 41 из них занимаются предпринимательской деятельностью, пользуются налоговыми и другими льготами и имеют солидную собственность.
Согласно опросу, опубликованному Национально-демократическим институтом США (NDI) 16 января 2020 года, 66,3% респондентов полностью доверяют Патриарху Грузии, а рейтинг церкви составляет 50%. И это самый низкий показатель по сравнению с предыдущими опросами.
Последние два-три года церковь переживала трудный период – ее постоянно сотрясали скандалы. Дело в том, что Католикосу-Патриарху Грузии Илие II 87 лет, и он часто болеет, поэтому в церкви идет яростная борьба за патриарший престол.
Первым скандалом стало т. н. «Дело о цианиде» в начале 2017 года, по которому был арестован протоиерей Георгий Мамаладзе. Согласно первоначальной версии следствия, он собирался отравить патриарха цианидом натрия. Однако позже был осужден за попытку отравить секретаря-референта патриарха.
Это привело к неконтролируемым процессам внутри церкви. Дошло до того, что один из членов Синода, владыка Петре, публично обвинил самого патриарха в “педофилии”. Священнослужители также публично обвиняют друг друга в коррупции и «содомском грехе».
«Недавние события серьезно навредили репутации церкви, она неуклонно снижается, но пока не настолько, чтобы правительство с ней не считалось», — считает Гиорги Тигинашвили.
По его мнению, пандемия коронавируса, а также предстоящие выборы — хороший повод для церкви доказать, что она все еще сильна и влиятельна и продолжает наращивать активы: так, несколько недель назад парламент по инициативе правящей партии принял закон о безвозмездной передаче каждой церкви и монастырю в стране 20 гектаров близлежащего лесного хозяйства.
«Таких подарков будет еще много до выборов. Нынешнее правительство будет максимально использовать все ресурсы, включая поддержку церкви, для удержания власти. И церковь, конечно же, не откажется от подарков», — говорит Тигинашвили.
Церковь и политика
На выборах церковь часто играет действительно важную роль. Например, на парламентских выборах 2012 года, хотя руководство провозгласило политический нейтралитет, отдельные священнослужители в своих проповедях проводили кампанию против тогдашней власти во главе с Михаилом Саакашвили и в пользу «Грузинской мечты» и ее лидера Бидзины Иванишвили. На YouTube можно найти десятки видео с такими проповедями.
Эксперты говорят, что и в этот раз церковь не будет независимым наблюдателем. Теолог Леван Абашидзе считает эту ситуацию естественной: «Оппозиция, а в особенности "Единое национальное движение" (партия бывшего президента Саакашвили), в большей степени характеризуется либерализмом. Церковь является сторонником традиций, она больше склоняется к правящей партии, потому что считается, что эта партия больше ценит традиции».
По его мнению, проблема заключается не только в церкви, но в основном в политиках, которые постоянно пытаются использовать ее и манипулировать.
Политика — не единственная сфера жизни, куда вмешивается церковь. Например, на одну из сессий парламента, где обсуждалось введение уроков полового воспитания, пришли представители церкви и фактически сорвали заседание.
Священнослужители также были категорически против обсуждения антидискриминационного закона, суть которого заключается борьбе с дискриминацией по различным признакам, включая религию и сексуальную ориентацию.
Парламент все же принял закон, потому что этого требовали международные институты, но в существенно измененном по требованию церкви виде.
Когда речь зашла о получении электронных удостоверений личности, священники мобилизовали прихожан на акции протеста, потому что увидели в них «знак дьявола», а однажды попытались сорвать показ в кинотеатрах фильма об однополой любви, мобилизовав силы вместе с радикальными организациями.
Священнослужители традиционно принимают участие во всех митингах против ЛГБТ. Так, 17 мая 2013 года толпа, возглавляемая священниками, жестоко разогнала митинг, посвященный Дню борьбы с гомофобией. А в 2014 году патриарх решил объявить именно этот день «Днем святости семьи».
С тех пор сотни людей — священнослужителей и прихожан — собираются 17 мая и устраивают шествия с крестами и иконами, а сторонники ЛГБТ-сообщества в этот день боятся выйти на улицу.
«Церковь всегда была силой, которая может наложить вето на гражданские решения. Она претендует на то, что стоит выше закона и Конституции, и в вопросах, которые по мнению церкви, ее касаются, государство не должно принимать решения без нее», — считает политолог Гия Нодия.
В связи же с пандемией коронавируса грузинские священнослужители начали делать странные, мало соотносящиеся с наукой заявления. Например один из епископов, владыка Николай, назвал «дьявольским действием» будущую прививку от коронавируса. А епископ Саба объявил во время проповеди, что эта вакцина будет создана для «порабощения», и что «сегодняшний вирус — это средство в руках дьявола, чтобы влиять на людей».
Теолог Гиорги Тигинашвили говорит, что такие заявления, «помимо неграмотности представителей церкви», также продиктованы российской информационной повесткой дня: «Российская церковь и Кремль запугивают людей такими вещами как однополые браки, разврат на Западе, заявлениями, что Запад пытается соблазнить нас и поработить с помощью чипов, вакцин и так далее. Эти месседжи одинаковы везде, где Кремль имеет возможность их распространять».
Россия или Запад?
Во время воскресной проповеди 24 мая влиятельный священнослужитель, член Синода, епископ Антон рассказал своим прихожанам о том, что идет организованная атака на Грузинскую церковь и что за всем этим стоит Запад. Он раскритиковал неправительственные организации, финансируемые западом, заявив, что «они стараются изо всех сил заставить людей ненавидеть церковь и поддержать ЛГБТ-сообщество». Он также выступил с инициативой провести референдум по вопросу о том, «хотим ли мы такую Европу?».
Официально Патриархия Грузии поддерживает прозападный курс Грузии. Однако в своих ежедневных проповедях священники часто проповедуют прямо противоположное: западные ценности несовместимы с грузинскими традициями, в отличие от единоверной России.
«Когда священнослужители делают такие заявления, это говорит об определенной степени свободы внутри церкви. Они так считают и так проповедуют. Но это не означает позицию церкви», — так прокомментировал проповеди священнослужителей протоиерей Андрия Джагмаидзе, пресс-спикер патриархии.
Готовность учитывать мнение России и Российской православной церви проявилось и в момент, когда украинская церковь получила автокефалию. По мнению экспертов, грузинская церковь не спешит признавать автокефалию и делает осторожные заявления на этот счет из страха испортить отношения с российскиой церковью.
Исследование, проведенное Internews-Ukraine по освещению темы украинской автокефалии в нескольких постсоветских странах, включая Грузию, показало, что российские нарративы об украинской автокефалии были «универсальными» для этих стран. Наиболее распространенный из них звучит так: православный мир должен объединиться, чтобы противостоять Западу.
Исследование показало, что Кремль нашел свою «ахиллесову пяту» во всех странах и с помощью местных церквей распространил соответствующие месседжи. Например, в Грузии вопрос об украинской автокефалии обсуждался в контексте непризнания Россией независимости абхазской церкви, а в Армении Украина была представлена как союзник Турции.
Леван Абашидзе — теолог, близкий к патриархии, говорит, что позиция грузинской церкви — не пророссийская, а, скорее, осторожная: «Патриарх всегда был прогрузинским. Россия — единоверная страна и всегда будет нашим соседом. Мы все понимаем, что рано или поздно что-то изменится, и нам не нужно ломать мосты».
По его словам, российские спецслужбы используют все возможности, вероятно, и церковь, но это не значит, что грузинская церковь полна российских агентов и проводит российскую политику. «Это не так», — говорит Абашидзе.
Он считает, что результатом конструктивного отношения грузинской церкви к российской стало то, что РПЦ не признает независимости абхазской церкви и считает ее частью грузинской.
Гиоргий Тигинашвили по-другому смотрит на роль церкви. По его словам, «за любыми проблемами в обществе в последние годы обычно стоит патриархия»: «Представители церкви прямо говорят, что права человека являются частью кампании Сороса против церкви, и что это попытка разрушить ее. Конечно, такое отношение к Западу и прогрессу препятствует общественному развитию», — уверен он.
Теолог считает, что хотя церковь и заявляет о своей поддержке западного курса страны, на самом деле она препятствует развитию государства в направлении демократизации и, в целом, прогрессу европейской интеграции.
Нино Маисурадзе, JAMnews
При поддержке Медиасети