Богослужения во время пандемии, лояльность к России, авторитет и гомофобия — чем живет православная церковь Грузии

Из—за пандемии COVID—19 двери христианских храмов в большинстве стран закрылись. Грузия стала единственной православной страной, где этого не произошло. Церковь сохраняет свой авторитет и продолжает влиять и на политику, и на общество, продвигает консервативные взгляды, проявляет нетерпимость к ЛГБТ и говорит, что единоверная Россия грузинам ближе, чем некоторые западные ценности.

Православная церковь Грузии, самый влиятельный институт страны, фактически отказалась соблюдать условия чрезвычайного положения и не прекращала богослужения даже в дни карантина.

Такое поведение церкви разделило общество и вызвало дискуссию о том, стоит ли грузинская православная церковь вне закона. Кроме того, влиятельные священнослужители в своих проповедях пригрозили, что не допустят вакцинации населения от коронавируса еще не существующей вакциной.

А один из влиятельных епископов выступил против вмешательства западных стран в дела Грузии и потребовал проведения референдума по вопросу внешнеполитического курса страны.

С приближением парламентских выборов, которые состоятся в октябре, эксперты ожидают еще больше активизации церкви в грузинской политике и жизни общества.

Церковь и коронавирус 

В конце марта, когда в стране было объявлено чрезвычайное положение и комендантский час, а ездить на личных автомобилях был запрещено, машин священнослужителей это не коснулось — у них были специальные разрешения.

«Молитва особенно необходима, когда человек в беде. Что делать отчаявшимся людям, если церковь закрыта из-за коронавируса?» — говорит 64-летняя Манана Кванталиани, которая ходит к церковь Святого Николая каждые выходные в течение 30 лет.

Несмотря на диабет и тот факт, что она находится в группе риска, Манана продолжала посещать все службы во время чрезвычайного положения.

«Про нас писали ужасные вещи в Facebook. Что мы убийцы, что появится “церковный кластер”, что все мы заразимся. Так где этот кластер? Никто в церкви не может заболеть. Если у вас есть вера, вирус вам не страшен».

К счастью, прогнозы и опасения не оправдались. Заболел священник и иподиакон, но массовых заражений удалось избежать.

Однако решение церкви не подчиниться общим правилам было важным в другом отношении — церковь показала, что несмотря на несколько шумных репутационных скандалов, она по-прежнему остается самой влиятельной силой в стране и ее слово имеет вес:

«Церковь пытается восстановить свой авторитет и влиять на массы, практически, объединить фанатичные и экстремистские силы, которые в случае необходимости будут противодействовать правительству, чтобы было о чем с ним торговаться. Таким образом они получат больше выгоды», — говорит теолог Гиорги Тигинашвили.

В преддверии октябрьских выборов власти, по мнению экспертов, не имеют ни сил, ни желания противостоять верующим и консервативной части общества.

«Практически государство отказалось выполнять свою функцию. Правящая партия “Грузинская мечта” осознает, что ей нужна помощь церкви, и она не может себе позволить конфликт с ней», — говорит политолог Гия Нодия.

Служба в храме Кашуети, Тбилиси, июнь 2020 годаНино Меманишвили/JAMnews

Сильная, богатая, влиятельная

Возрождение Грузинской православной церкви началось в начале 1990-х годов, после того, как Грузия обрела независимость, а религия заполнила идеологический вакуум, созданный распадом Советского Союза. Согласно переписи 2014 года, 83% граждан Грузии считают себя православными христианами.

Сегодня православная церковь является одной из самых богатых и хорошо организованных структур в Грузии. Ежегодно она получает около 25 млн лари (чуть больше $8 млн по текущему курсу) из центрального бюджета. А также владеет большим количеством недвижимости — в собственности Патриархии находится более чем 62,7 кв. км земли, что равно площади города Батуми.

Грузинскую церковь возглавляет Синод из 47 епископов; 41 из них занимаются предпринимательской деятельностью, пользуются налоговыми и другими льготами и имеют солидную собственность.

Согласно опросу, опубликованному Национально-демократическим институтом США (NDI) 16 января 2020 года, 66,3% респондентов полностью доверяют Патриарху Грузии, а рейтинг церкви составляет 50%. И это самый низкий показатель по сравнению с предыдущими опросами.

Последние два-три года церковь переживала трудный период – ее постоянно сотрясали скандалы. Дело в том, что Католикосу-Патриарху Грузии Илие II 87 лет, и он часто болеет, поэтому в церкви идет яростная борьба за патриарший престол.

Первым скандалом стало т. н. «Дело о цианиде» в начале 2017 года, по которому был арестован протоиерей Георгий Мамаладзе. Согласно первоначальной версии следствия, он собирался отравить патриарха цианидом натрия. Однако позже был осужден за попытку отравить секретаря-референта патриарха.

Это привело к неконтролируемым процессам внутри церкви. Дошло до того, что один из членов Синода, владыка Петре, публично обвинил самого патриарха в “педофилии”. Священнослужители также публично обвиняют друг друга в коррупции и «содомском грехе».

 «Недавние события серьезно навредили репутации церкви, она неуклонно снижается, но пока не настолько, чтобы правительство с ней не считалось», — считает Гиорги Тигинашвили.

 По его мнению, пандемия коронавируса, а также предстоящие выборы — хороший повод для церкви доказать, что она все еще сильна и влиятельна и продолжает наращивать активы: так, несколько недель назад парламент по инициативе правящей партии принял закон о безвозмездной передаче каждой церкви и монастырю в стране 20 гектаров близлежащего лесного хозяйства.

«Таких подарков будет еще много до выборов. Нынешнее правительство будет максимально использовать все ресурсы, включая поддержку церкви, для удержания власти. И церковь, конечно же, не откажется от подарков», — говорит Тигинашвили.

Служба в храме Кашуети, Тбилиси, июнь 2020 годаНино Меманишвили/JAMnews

Церковь и политика 

На выборах церковь часто играет действительно важную роль. Например, на парламентских выборах 2012 года, хотя руководство провозгласило политический нейтралитет, отдельные священнослужители в своих проповедях проводили кампанию против тогдашней власти во главе с Михаилом Саакашвили и в пользу «Грузинской мечты» и ее лидера Бидзины Иванишвили. На YouTube можно найти десятки видео с такими проповедями.

Эксперты говорят, что и в этот раз церковь не будет независимым наблюдателем. Теолог Леван Абашидзе считает эту ситуацию естественной: «Оппозиция, а в особенности "Единое национальное движение" (партия бывшего президента Саакашвили), в большей степени характеризуется либерализмом. Церковь является сторонником традиций, она больше склоняется к правящей партии, потому что считается, что эта партия больше ценит традиции».

По его мнению, проблема заключается не только в церкви, но в основном в политиках, которые постоянно пытаются использовать ее и манипулировать.

Политика — не единственная сфера жизни, куда вмешивается церковь. Например, на одну из сессий парламента, где обсуждалось введение уроков полового воспитания, пришли представители церкви и фактически сорвали заседание.

Священнослужители также были категорически против обсуждения антидискриминационного закона, суть которого заключается борьбе с дискриминацией по различным признакам, включая религию и сексуальную ориентацию.

Парламент все же принял закон, потому что этого требовали международные институты, но в существенно измененном по требованию церкви виде.

Когда речь зашла о получении электронных удостоверений личности, священники мобилизовали прихожан на акции протеста, потому что увидели в них «знак дьявола», а однажды попытались сорвать показ в кинотеатрах фильма об однополой любви, мобилизовав силы вместе с радикальными организациями.

Священнослужители традиционно принимают участие во всех митингах против ЛГБТ. Так, 17 мая 2013 года толпа, возглавляемая священниками, жестоко разогнала митинг, посвященный Дню борьбы с гомофобией. А в 2014 году патриарх решил объявить именно этот день «Днем святости семьи».

С тех пор сотни людей — священнослужителей и прихожан — собираются 17 мая и устраивают шествия с крестами и иконами, а сторонники ЛГБТ-сообщества в этот день боятся выйти на улицу.

Патриархия Грузинской православной церкви устраивает массовые шествия каждый год 17 мая, называя этот день «Днем святости семьи», май 2019 JAMnews

«Церковь всегда была силой, которая может наложить вето на гражданские решения. Она претендует на то, что стоит выше закона и Конституции, и в вопросах, которые по мнению церкви, ее касаются, государство не должно принимать решения без нее», — считает политолог Гия Нодия.

В связи же с пандемией коронавируса грузинские священнослужители начали делать странные, мало соотносящиеся с наукой заявления. Например один из епископов, владыка Николай, назвал «дьявольским действием» будущую прививку от коронавируса. А епископ Саба объявил во время проповеди, что эта вакцина будет создана для «порабощения», и что «сегодняшний вирус — это средство в руках дьявола, чтобы влиять на людей».

Теолог Гиорги Тигинашвили говорит, что такие заявления, «помимо неграмотности представителей церкви», также продиктованы российской информационной повесткой дня: «Российская церковь и Кремль запугивают людей такими вещами как однополые браки, разврат на Западе, заявлениями, что Запад пытается соблазнить нас и поработить с помощью чипов, вакцин и так далее. Эти месседжи одинаковы везде, где Кремль имеет возможность их распространять».

Служба в храме Кашуети, Тбилиси, июнь 2020 годаНино Меманишвили/JAMnews

Россия или Запад?

Во время воскресной проповеди 24 мая влиятельный священнослужитель, член Синода, епископ Антон рассказал своим прихожанам о том, что идет организованная атака на Грузинскую церковь и что за всем этим стоит Запад. Он раскритиковал неправительственные организации, финансируемые западом, заявив, что «они стараются изо всех сил заставить людей ненавидеть церковь и поддержать ЛГБТ-сообщество». Он также выступил с инициативой провести референдум по вопросу о том, «хотим ли мы такую ​​Европу?».

Официально Патриархия Грузии поддерживает прозападный курс Грузии. Однако в своих ежедневных проповедях священники часто проповедуют прямо противоположное: западные ценности несовместимы с грузинскими традициями, в отличие от единоверной России.

«Когда священнослужители делают такие заявления, это говорит об определенной степени свободы внутри церкви. Они так считают и так проповедуют. Но это не означает позицию церкви», — так прокомментировал проповеди священнослужителей протоиерей Андрия Джагмаидзе, пресс-спикер патриархии.

Готовность учитывать мнение России и Российской православной церви проявилось и в момент, когда украинская церковь получила автокефалию. По мнению экспертов, грузинская церковь не спешит признавать автокефалию и делает осторожные заявления на этот счет из страха испортить отношения с российскиой церковью.

Крестный ход вокруг храма Кашвети, Тбилиси, июнь 2020 годаНино Меманишвили/JAMnews

Исследование, проведенное Internews-Ukraine по освещению темы украинской автокефалии в нескольких постсоветских странах, включая Грузию, показало, что российские нарративы об украинской автокефалии были «универсальными» для этих стран. Наиболее распространенный из них звучит так: православный мир должен объединиться, чтобы противостоять Западу.

Исследование показало, что Кремль нашел свою «ахиллесову пяту» во всех странах и с помощью местных церквей распространил соответствующие месседжи. Например, в Грузии вопрос об украинской автокефалии обсуждался в контексте непризнания Россией независимости абхазской церкви, а в Армении Украина была представлена ​​как союзник Турции.

Леван Абашидзе — теолог, близкий к патриархии, говорит, что позиция грузинской церкви — не пророссийская, а, скорее, осторожная: «Патриарх всегда был прогрузинским. Россия — единоверная страна и всегда будет нашим соседом. Мы все понимаем, что рано или поздно что-то изменится, и нам не нужно ломать мосты».

По его словам, российские спецслужбы используют все возможности, вероятно, и церковь, но это не значит, что грузинская церковь полна российских агентов и проводит российскую политику. «Это не так», — говорит Абашидзе.

Он считает, что результатом конструктивного отношения грузинской церкви к российской стало то, что РПЦ не признает независимости абхазской церкви и считает ее частью грузинской.

Гиоргий Тигинашвили по-другому смотрит на роль церкви. По его словам, «за любыми проблемами в обществе в последние годы обычно стоит патриархия»: «Представители церкви прямо говорят, что права человека являются частью кампании Сороса против церкви, и что это попытка разрушить ее. Конечно, такое отношение к Западу и прогрессу препятствует общественному развитию», — уверен он.

Теолог считает, что хотя церковь и заявляет о своей поддержке западного курса страны, на самом деле она препятствует развитию государства в направлении демократизации и, в целом, прогрессу европейской интеграции.

Нино Маисурадзе, JAMnews

При поддержке Медиасети