Болезни роста. Урбанисты о главных проблемах развития Киева и о том, как их можно решить

Киев строится, быстро и зачастую непредсказуемо. За высотками не успевают возводиться школы и другие учреждения социальной инфраструктуры. Автомобилисты в столице имеют приоритет перед велосипедистами, пешеходами и другими участниками движения. 

КоДню Киева мы попросили специалистов по планированию городов прокомментировать эти и другие болезни роста столицы — и подумать, что с ними можно сделать. 

Тяготение к центру 

«С высоты Киев с его жилыми небоскребами кажется сплошным спальным районом, где люди могут удовлетворить минимальные потребности. Чтобы поучиться, поработать, погулять, встретиться с друзьями в баре, нужно ехать в центр. Место, куда все съезжаются, оказывается маленькой точкой на карте. Киев в этом смысле монофункциональный город — люди, ресурсы, развлечения сосредоточены в центре», — рассказывает урбанист, архитектор Влодко Зотов.

С его точки зрения, желательным путем развития является концепция компактного города. Это когда у каждого района города есть свой центр, зеленые зоны, общественные пространства, офисы, учебные заведения. Находясь в его пределах, человек может удовлетворить свои потребности и чувствовать себя комфортно. К тому же, меньше пользуясь транспортом, он меньше загрязняет окружающую среду. Нет желания отправиться куда-то далеко, чтобы сходить в ресторан или выпить кофе.

Хаотичная застройка и другие пробелы Генплана 

Киев развивается по Генплану, но на практике — отчасти из-за коррупции, слабых судов и правоохранительных органов — компании возводят жилье там, где смогли урвать для этого участок. Годами столица застраивается неконтролируемо. Количество незаконных застроек, которые проводились без соответствующих разрешительных документов или вопреки им, в Киеве перевалило за сотню.

Действующий Генплан считается устаревшим, в нем есть нормативы, противоречащие друг другу, решения по городсокму планированию принимаются непрозрачно. Во многих аспектах Генплан наследует советской планировочной традиции, считает архитектор, урбанист Настя Пономарева.

«Решения по планированию принимают не профессиональные эксперты, а “крепкие хозяйственники”. Вместо планировщиков у нас застройщики. Крупицы низовых инициатив активистов хоть и разнообразят общую картину, но существенно ее не меняют. Нет профессиональных планировщиков с рычагами влияния», — комментирует Настя Пономарева.

Что с этим делать? По мнению эксперта, Киев нуждается в обновлении градопланировочной системы, новом стратегическом планировочном документе и согласованных с ним детальные планы территорииДПТ, зонировании территории. Было бы хорошо присмотреться к успешным проектам других городов: Винницы как примера первых шагов стратегического пространственного и транспортного планирования, Львова, отличающегося сохранением исторического наследия и архитектурной конкурсной практики.

Влодко Зотов отмечает еще один пункт в Генплане, который регулярно не выполняется: это прогнозируемая реставрация вторичного жилого фонда, то есть хрущевок, сталинок и подобных им зданий. Деньги на это хронически отсутствуют, существующее жилье все больше изнашивается.

Машинист ведет скоростной трамвай по новому участку трамвайной линии, 7 апреля 2008 годаУНИАН/Александр Синица

Транспорт

«Транспортная проблема номер один в Киеве — невозможность вовремя и беспрепятственно добраться из точки А в точку Б», — считает специалист по планированию транспорта, Ирина Бондаренко.

Общественный транспорт переполнен и плохо связан. Чтобы добраться на относительно небольшое расстояние, надо делать несколько неудобных пересадок, как, например, со скоростного трамвая на метро «Вокзальная», или идти пешком, потому что так быстрее.

Полноценная городская электричка могла бы разгрузить метро. А в наземном общественном транспорте теряется много времени в пробках. Даже там, где есть полосы для общественного транспорта, некоторые водители позволяют себе ездить по ним, блокируя движение троллейбусов и автобусов, перечисляет Ирина.

Отдельная тема — автомобили, которые нагружают имеющуюся улично-дорожную сеть.

«Плата за парковку несистемная и часто коррупционная. В жилых районах не хватает мест для парковки. Город уже не может вместить больше машин, но мэрия ничего об этом не говорит и медленно предлагает альтернативы, такие как, например, велосипеды, увеличение рельсового общественного транспорта».

С точки зрения эксперта, пешеходное  велосипедное движение становится опасным. Высокие бордюры, лестницы, подземные переходы, забитая ливневая канализация, парковки на тротуарах и авторазвязки без тротуаров и переходов крайне затрудняют пешеходное движение. Велосипедистам же трудно — а порой невозможно — передвигаться из-за отсутствия велосипедных дорожек и полос, несогласованностей в ПДД.

Инфраструктура, которой ее не хватает

Киев разрастается, вбирая в себя окрестные города и села.

«С агломерацией у нас уже почти единая транспортная система, общие экономические интересы. Люди живут в Броварах, но ездят на работу в Киев. 

Надо ускорять процесс объединения, чтобы город мог эффективнее, чем сейчас, взаимодействовать с окружающими населенными пунктами. 

Много недвижимости строится под Киевом, но там не появляются школы, детсады. Жители вынуждены водить своих детей в киевские заведения, а городская инфраструктура не рассчитана под это», — рассказывает глава объединения общественных инициатив «Совет урбанистики Киева» Виталий Селик.

Бывший заместитель главного архитектора Киева, эксперт по градостроительству, Виктор Глеба солидарен: «По отношению к количеству квадратных метров квартир в жилых комплексах детсадов не хватает процентов на 60, школ — на 70».

Вовлеченность общества

Жители города мало участвуют в принятии решений по его развитию, говорит Виталий Селик.

«Киев разделен на 10 административных городских районов, но такой принцип нелогичен. 50-60 меньших районов позволили бы местным жителям эффективнее решать свои проблемы, быть более задействованными в жизни сообществ. А уже городской совет отвечал бы за стратегические решения», — считает Селик.

Публичные обсуждения реконструкции парков, дорог, нового строительства тоже объединяли бы общество, говорит эксперт.

«Общество должно понимать, что от его мнения и голоса зависит, каким город станет завтра. Без этого нет спроса на выражение своего мнения. Сообщество узнаёт, как работает город, когда включается в его работу».

В отдельных случаях громада просыпается, когда нужно защищать историческое наследие, старые здания. Но такая защита должна быть продуманной политикой — чтобы не потерять лицо Киева.