Будапештский меморандум: что пообещали Украине в 1994 году и как Киев хочет использовать это в свою пользу

Во время выступления на Мюнхенской конференции 19 февраля президент Владимир Зеленский пригрозил пересмотреть Будапештский меморандум, в котором Украина отказалась от ядерного оружия. Как подписывали Будапештский меморандум, предусматривает ли он какие—либо гарантии и что с ним теперь планирует делать Киев, объясняем в нашем материале.

С чего все начиналось?

После распада Советского Союза Украина получила третий в мире запас ядерного оружия после США и России. Киев унаследовал 176 межконтинентальных баллистических ракет, которые несли 1272 ядерных боеголовки. В общей сложности на территории Украины находились 2500 единиц тактического ядерного оружия.

Однако такой арсенал вызвал беспокойство у международного сообщества, ведь появление еще одного ядерного государства на карте мира не соответствовало идее ядерного разоружения, которая была как никогда актуальна после десятилетий Холодной войны. Поэтому США и Россия немедленно начали переговоры с Украиной об отказе от этого оружия.

Как Украина теряла ядерный статус?

Еще в Декларации о государственном суверенитете в 1990 году Верховная Рада согласилась «не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие». В октябре 1991 года парламентарии одобрили заявление о безъядерном статусе. В нем Украина обязалась как можно скорее способствовать уничтожению ядерного оружия и компонентов его базирования на своей территории.

А еще через два месяца Украина подписала Минское соглашение о создании СНГ, предусматривавшее, что до полного уничтожения ядерное оружие будет находиться под контролем объединенного командования Стратегических сил. Согласно этому документу Украина должна была разукомплектовать запасы тактического ядерного оружия до начала июля 1992 года, а остальные ядерные запасы — до конца 1994 года.

От тогдашних украинских властей можно было слышать разные мнения об отказе от ядерного арсенала. К примеру, в мае 1992 года президент Леонид Кравчук уверял, что Украина уничтожит все свое ядерное оружие. В 1993 году тогдашний премьер-министр Леонид Кучма говорил, что Украине стоит сохранить самую мощную часть этого оружия — 46 твердотопливных Межконтинентальная баллистическая ракетаМБР СС-24, которые можно было хранить очень долго.

Несмотря на это, в мае 1992 года тактическое ядерное оружие было вывезено в Россию, а уже в июне 1996 года Украина лишилась последней боеголовки. Но самым памятным документом, сопровождавшим ядерное разоружение Украины, был Будапештский меморандум.

Могла ли Украина сохранить ядерное оружие?

С начала российско-украинской войны в 2014 году многие украинские политики упоминали об отказе от ядерного оружия и даже заявляли, что этот арсенал можно было оставить.

Например, в июле 2021 года глава правящей фракции «Слуга Народа» Давид Арахамия назвал отказ от ядерного статуса после Будапештского меморандума «роковой ошибкой» Кравчука.

«Если бы мы были ядерным государством, с нами все бы разговаривали бы по-другому, договаривались бы по-другому. Если даже на это идти, то идти нужно было совсем по-другому», — сказал он.

Впрочем, как рассказывал сам Кравчук, теоретически Киев даже не мог воспользоваться ядерным оружием, поскольку все системы его запуска находились в России.

«Я мог только по телефону говорить с командующим ракетной армией. Он мог исполнять или не исполнять мои просьбы, не говоря уже о поручениях: это нереально было. Ядерное оружие было вне контроля Украины», — сказал Кравчук.

Среди других причин отказа от ядерного оружия, по словам экс-президента, была большая стоимость обслуживания этого арсенала и международная изоляция, угрожавшая Украине.

«Клинтон говорил, что если Украина поступит по-другому, начнутся экономические санкции. Могла ли Украина, только родившись на свет, сразу начать с того, чтобы становиться угрозой и миру и Европе?»говорил Кравчук.

Специалист по нераспространению ядерного оружия из Киевского национального университета Сергей Галака тоже считает, что в случае сохранения своего арсенала Украина могла оказаться в изоляции.

«США этого никогда не признают, но безъядерность была неофициальным требованием для признания не только независимости и суверенитета, но и полноценности Украины как субъекта международного права со стороны западных государств и со стороны России», — объясняет он.

Кроме отсутствия изоляции и Будапештского меморандума, Украина получила от США более 150 миллионов долларов помощи на уничтожение ядерного оружия. Однако эксперт по национальной безопасности из Острожской академии Тарас Жовтенко считает, что Украина могла получить от американцев гораздо больше политических привилегий.

«Теоретически даже можно было говорить о включении Украины в НАТО как взаимную гарантию безопасности. И это, в принципе, было бы нормально, потому что нам было бы к чему апеллировать, потому что этот ядерный зонтик защиты со стороны Америки по отношению к европейским союзникам сегодня действует», — сказал Жовтенко.

В чем суть Будапештского меморандума?

5 декабря 1994 года его подписали Украина и Россия, Великобритания и США. Три последних страны обязались уважать независимость, суверенитет и границы Украины. Также документ содержит следующие положения для подписантов:

  • воздерживаться от угрозы силой, ее использования против территориальной целостности или политической независимости Украины. Кроме самообороны или тем или иным образом согласно Уставу ООННе использовать свое оружие против Украины;
  • не оказывать на Украину экономическое давление ради осуществления Украиной действий, свойственных для ее суверенитета;
  • добиваться немедленных действий со стороны Совета Безопасности ООН, если Украина станет жертвой агрессии или объектом угрозы агрессии с использованием ядерного оружия;
  • не применять ядерное оружие против Украины;
  • инициировать консультации, если возникнут вопросы, касающиеся любых положений меморандума.

Позже к меморандуму присоединились Китай и Франция (с оговорками). Одной из проблем документа стало то, что украинская версия документа содержит слово «гарантии», а в английской версии использовали слово assurances, что можно перевести как «заверения».

Впрочем, как рассказал замглавы МИДа на момент подписания меморандума Борис Тарасюк, подписи британской и американской сторон стоят и под украинской версией.

Однако в этом документе нет ни обязательств защищать Украину военным путем, ни прописанного механизма санкций, которые следует ввести в отношении агрессора.

«Мы говорим о документе, которым, по сути, исключительно декларируются намерения подписывавших его стран быть гарантами украинской территориальной целостности, суверенитета, независимости и т.д. С точки зрения практического использования норм этого меморандума этот документ скорее пуст, чем имеет практическое наполнение», — объясняет Жовтенко.

Однако эксперт уточняет, что Киеву можно и нужно апеллировать к нарушению норм меморандума и напоминать России, что она нарушила взятые на себя обязанности уважать территориальную целостность Украины.

«Эти вещи действительно важны, и их надо делать. Просто я призываю нас всех не переоценивать практическую сторону этого документа, потому что, к сожалению, этой практической стороны нет», — резюмировал Жовтенко.

Как Киев хочет использовать этот меморандум?

19 февраля во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности президент Украины Владимир Зеленский заявил, что инициирует переговоры участников Будапештского меморандума о предоставлении Украине гарантий безопасности.

Зеленский сказал, что с 2014 года Украина трижды пыталась созвать консультации государств-гарантов Будапештского меморандума. И все три раза безрезультатно.

«Если они снова не состоятся или по их результатам не будет гарантий безопасности, Украина будет считать, что Будапештский меморандум не работает и все пакетные решения 1994 года были подвергнуты сомнению», — заявил Зеленский.

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба объяснил, что такими действиями Украина хочет проверить, работает ли система безопасности, созданная Будапештским меморандумом и связанными с ним решениями.

Следовательно, Украина будет пытаться не просто инициировать консультации, но и принять по их результатам «конкретные решения о шагах, которые будут предприняты для обеспечения безопасности Украины».

Кулеба добавил, что отказ России от проведения таких консультаций не должен повлиять на решение других государств-гарантов об участии в консультациях. «Эти гарантии безопасности предоставлялись Украине в 1994 году не от группы стран, а каждой страной индивидуально, и эти гарантии были объединены в одном документе», — резюмировал Кулеба.

Что об этом говорят США и Великобритания?

Госсекретарь США Энтони Блинкен на вопрос о Будапештском меморандуме 18 февраля рассказал, что Вашингтон пытается делать все, чтобы удержать Россию от агрессии в отношении Украины. Он уверяет, что в случае вторжения ее ждут «огромные последствия». Блинкен отметил, что США в 2021 году передали Киеву рекордное количество оборонительного вооружения — на общую сумму около 650 миллионов долларов.

В то же время, посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс в августе 2021 года отмечала, что ее страна не нарушает Будапештский меморандум и выполняет главные его положения: не прибегать к агрессии в отношении Украины и делать все, чтобы привлечь агрессора к ответственности согласно международному праву.

«Вот под чем мы подписались. Мы не нападали на Украину. И мы привлекаем агрессора к ответственности в международной системе», — сказала Симмонс.

Она добавила, что, когда Украина инициировала любые переговоры в формате меморандума, Великобритания была готова принять в них участие. «И в будущем тоже готова. Если Украина захочет переговоров в этом формате, мы примем участие», — отметила посол.

А что говорит Россия?

Россия в своем ответе США о «гарантиях безопасности» заявила, что Будапештский меморандум не касается «внутриукраинского конфликта» и не распространяется на якобы сложившиеся обстоятельства внутри страны. Россияне объясняют свою позицию «госпереворотом» в Украине в 2014 году и якобы желанием жителей Крыма «воссоединиться» с РФ.

В России отреагировали и непосредственно на заявление Зеленского об инициировании консультаций. Министр обороны Сергей Шойгу даже предположил, что Украина якобы хочет вернуть себе ядерный статус. Шойгу считает такую ​​идею опасной и жалуется, что у Украины достаточно возможностей для реализации этого плана.