Будет фолк. Кто и как сохраняет народную музыку в Украине

В Украине народные песни и колядки всегда передавались поколениями, а мастера, которые делали музыкальные инструменты, рассказывали секреты своего ремесла внукам и правнукам. После распада СССР в Украине случился всплеск популярности народных мотивов в музыке, однако он длился недолго.

Только в 2014 году, после Революции достоинства, интерес к фолку начал восстанавливаться. Молодое поколение артистов пытается сохранить наследие, однако тех, кто может его передать, осталось немного. Рассказываем, как люди в Украине сохраняют фольклор и передают его следующему поколению.

Тяга

Михаилу Тафийчуку 82 года, его жизнь тесно связана с музыкой — он мастер музыкальных инструментов. Работу Михаила знают в Украине и за границей. Он делал инструменты для таких всемирно известных украинских исполнителей как KAZKA и Руслана. А его Украинский народный духовой инструмент. Имеет вид деревянной трубы без вентилей и клапанов.трембиту считают самой длинной в мире — 9 метров 22 сантиметра.

Тафийчук живет в поселке Буковец Ивано-Франковской области. Здесь он впервые услышал, как звучит Украинский народный духовой инструмент длинной 30-40 см, имеет 5-6 отверстий.сопилка, смастерил ее в шесть лет и с тех пор делает инструменты. В семье Михаила не было мастеров — папа работал кузнецом, а мама занималась хозяйством, играла на Музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проеме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дерганием за нитку.дрымбе.

«Меня никто не учил, мне не помогали. Я видел, как в поселке играют на сопилке и тоже хотел. Попросил маму, чтобы она купила мне сопилку, но она не свистела так, как я себе представлял. Тогда взял бузину, вытолкал из нее сердцевину и сделал похожий инструмент», — рассказывает Михаил.

В 14 лет Тафийчук пошел работать помощником кузнеца. Мама с папой уже не жили вместе, и Михаилу приходилось работать с юного возраста, чтобы помогать семье. Говорит, что в его жизни было две страсти — инструменты и кузнечное дело.

«Меня хотели отправить в Ивано-Франковск в музыкальное училище, но я не захотел из-за кузнечного дела. Я понимал, что там его не будет. А мне нравится делать все руками», — рассказывает Тафийчук.

В мастерской Михаила тесно. Низкие потолки, тусклый свет. Вокруг много разных заготовок для будущих инструментов. Пахнет деревом. Здесь в свои 24 мастер сделал первые Струнный ударный музыкальный инструмент трапециевидной формы.цимбалы, а годом позже — Народный музыкальный инструмент, разновидность волынки.дуду.

Но еще с 12 лет Тафийчук мечтал о Колесная лира — струнный фрикционный музыкальный инструмент.лире. Тогда он впервые увидел, как мужчина играл на ней возле церкви. Звук так понравился будущему мастеру, что он тоже захотел научиться играть на инструменте. Понадобилось полстолетия, чтобы воплотить мечту и сделать собственную лиру.

Мастер народных инструментов Михаил Тафийчук играет на лире в своем доме в селе Буковец Ивано-Франковской областиАлександр Хоменко/hromadske

«Инструмент сложный, требовал много времени. А у меня его не было, — говорит мастер. — Не знаю, откуда во мне это, ведь в семье не было музыкантов. Меня тянуло к инструментам. Мог увидеть инструмент и сделать себе такой же. Как-то мне принесли на ремонт кларнет. Я его измерил, отремонтировал и отдал, а себе сделал такой же. Потом научился играть на нем и сыновей научил», — говорит мастер.

Секреты производства народных инструментов передавались из поколения в поколение. Помимо кузнечного ремесла, инструменты также помогали Тафийчуку зарабатывать на жизнь, однако, по словам мастера, он не брал много денег за свою работу.

«Делаю инструмент, человек приходит за ним, и я радуюсь: ему нравится! Значит, я нужен людям. Знаю, что мастер во Львове за лиру берет 20 тысяч гривен. Моя цена — 5-7 тысяч. Брать больше совесть не позволяет», — говорит мастер.

Украинская кобза: путь к возрождению 

Сейчас в Украине осталось один-два мастера на регион, которые могут сделать народные инструменты, говорит преподаватель Стритевского колледжа кобзарского искусства и мастер инструментов Тарас Козуб. Этого мало.

«Раньше была фабрика, которая выпускала бандуры, а теперь этот инструмент можно заказать только у мастера или купить через OLX. Проблема в том, что в Украине нет отношения к этому делу на государственном уровне. Музыкальные фабрики никому не нужны», — объясняет Козуб.

Первым инструментом, который Тарас сделал самостоятельно, была гитара. Но когда встретился со старосвитскими (народными) инструментами, решил научится мастерить их.

«Меня попросили поправить накладку на Украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя парными струнами.кобзе, а я никогда до этого не слышал про них. Она была настроена, я просто провел по струнам, и меня задело. Начал работать с такими инструментами», — рассказывает мастер.

В Стритевском колледже кобзарского искусства Козуб показывает студентам, как делать инструменты. По его словам, передавать и сохранять культурное наследие могли бы профильные учебные заведения. Однако даже единственный в Украине колледж кобзарского искусства на грани закрытия — мало желающих для поступления.

В то же время выпускники колледжа — группа «Шпилясті кобзарі» — пытаются привлечь внимание к этой проблеме. Во время выступлений на украинском вокальном телешоу «Голос страны» они рассказывали о состоянии колледжа и необходимости популяризировать фольклор.

Впрочем, по мнению мастера Михаила Тафийчука, молодежь недостаточно интересуется сохранением культурного наследия, в особенности изготовлением народных инструментов.

«Я научил сыновей играть и делать инструменты, они умеют. Но внуки — их у меня 16 — уже не хотят. Ни один из них не желает постигать это ремесло. А если человек не хочет, никто его не заставит. К музыке должна лежать душа», — объясняет мастер.

Сохранение 

Однако после Революции достоинства в 2014 году интерес к фольклору, как и к своим корням вообще, вырос. Молодое поколение музыкантов теперь чаще использует народные мотивы в своем творчестве.

«Цель нашей группы — показать разнообразие и возможности бандуры. У нас в репертуаре есть и этнические песни, и популярные, и малоизвестные. На бандуре мы можем сыграть джаз, спеть “Думы мои” Тараса Шевченко, сыграть с диджеем электронный микс», — рассказывает основатель группы Ярослав Джусь.

Основной состав группы — четыре музыканта, которые играют на разных инструментах: гитара, сопилка, Ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Представляет собой коробку из дерева или других материалов.кахон и бандура. По словам Ярослава, именно колледж привил им любовь к бандуре и понимание того, что важно сохранять украинские традиции.

«Когда я поступал в колледж, то был еще русскоговорящим, мало знал об украинской культуре и ни разу не держал в руках бандуру. Родители — инженеры-конструкторы завода “Арсенал”, но у них были природные способности к музыке. Бабушка могла подобрать мелодию на фортепиано на слух, а мама пела. Я тоже с детства играл на фортепиано, но бандуру увидел, только когда поступил в колледж», — рассказывает Ярослав.

Раньше, по словам музыканта, у большинства людей было ложное представление о бандуре. На это, в частности, повлиял и СССР.

«Люди думали, что бандура — это когда трио музыкантов поет веселые песни. Причем в репертуаре были еще песни о Сталине и Ленине. Хотя на самом деле у нас настоящий пласт фольклора — сохранилось более 200 тысяч народных песен, — говорит Ярослав. — Это бесценное сокровище: можно брать народные уникальные песни, обрабатывать и миксовать. Сейчас эта тенденция расширяется».

И добавляет: «Люди, которые нас слушают, потом интересуются бандурой, погружаются в эту среду и идут учиться играть на этом инструменте».

«Украинская песня — то, что хочу показать всему миру»

По мнению участника группы «Шпилясті кобзарі» Владимира Викарчука, в Украине есть распространенное убеждение: «наше — значит не такое качественное, за него не испытывают гордость и не видят в нем ценности».

«Свое начинают уважать, когда оно становится популярным за рубежом», — говорит Ярослав Джусь.

Свежий пример — группа Gо_А. Они заняли пятое место на «Евровидении» в 2021-м с интерпретацией украинской народной песни-веснянки «Шум». После конкурса она попала в топ мировых чартов и собрала миллионы просмотров на YouTube.

«У меня это вызывает гордость за то, чем занимаюсь, — говорит участник группы Gо_A, сопилкарь Игорь Диденчук. — Украинская песня и культура — это то, что хочу показать всему миру, потому что эти традиции начинают понемногу уходить. Если не знаешь своих корней, у тебя не будет нормального будущего».

Игорь с шести лет играет на сопилке. Когда услышал, как его одноклассник играет на ней, тоже захотел и записался на занятия. С тех пор уже 16 лет занимается музыкой.

«С фольклором моя история началась, когда я поступил в университет в Киеве и попал в фольклорный ансамбль. Хотел заниматься сопилкой, но мне сказали, что большую часть времени буду петь. Когда это услышал, подумал: “Куда меня занесло?". Все было новым, необычным и казалось не очень интересным», — рассказывает Игорь.

И добавляет: «Потом втянулся, понравилось. Когда пою эти песни в коллективе, пробирает каждая, все трясется внутри. Чувствуешь каждое слово и века, через которые они прошли».

Теперь для него важно любыми способами донести украинскую культуру в массы и показать миру.

Михаил Тафийчук надеется: со временем его внуки или правнуки все же придут к тому, чтобы заинтересоваться музыкой и инструментами. А пока сам продолжает мастерить.

«Сейчас уже многим отказываю, не беру работу, нет здоровья. Но если хочу сделать инструмент, буду пробовать. Человек сам себя учит. А практика уже прибавляет знания», — говорит мастер.

При поддержке «Медиасети».