Будет ли усилена мобилизация: все о последних изменениях и масштабных проверках

12 сентября президент Украины ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о пересмотре всех решений военно-врачебных комиссий, принятых с начала полномасштабного вторжения россии. Все из-за фактов разоблачения «схем» в комиссиях. К примеру, фальшивый «белый билет» могли оформить за сумму от 5 до 15 тысяч долларов.

Как будут проходить проверки, какие изменения уже внедрили в процесс мобилизации и какие из них шокировали юристов — выяснило hromadske.

Что такое ВВК и МСЭК

Специальные рабочие группы, которые должны быть созданы в течение недели, будут проверять работу ВВК и МСЭК.

ВВК — это военно-врачебная комиссия, которую проходит каждый военнообязанный перед началом службы или военнослужащий перед мобилизацией или после ранения. Именно эта комиссия оценивает состояние здоровья и принимает решение — годен человек к прохождению службы или нет.

В настоящее время в Украине действуют сотни ВВК, в которые вовлечены медики из 820 гражданских больниц. На основании решения ВВК военнообязанного признают:

  • пригодным;
  • временно непригодным;
  • ограниченно непригодным;
  • полностью непригодным к военной службе.

В последнем случае мужчину исключают из военного учета.

МСЭК — это медико-социальная экспертная комиссия, которая решает, назначать ли человеку группу инвалидности. А если решение положительное, государство выплачивает социальную помощь.

Проверки: что, кто и как

Как именно будут проверять решения, которых, очевидно, десятки (если не сотни) тысяч? Согласно президентскому указу, на проверки выделили три месяца. Этого срока, говорят юристы, может оказаться недостаточно.

«Три месяца — звучит как “Киев за три дня”. То есть фантастически. Думаю, актуализировать всю документацию (не только проверить, а просто ее найти) с 24.02.2022 — это уже будет непросто сделать. Если такое распоряжение действительно предоставлено, то возникает вопрос качества проверки», — говорит юрист LCF Law Group, младший лейтенант запаса Владимир Романчук.

«Сколько это займет времени и не парализует ли это работу территориальных центров комплектования? У нас идет война, мобилизация происходит каждый день, и военкоматы должны работать. Пройти комиссию и собрать все документы и так занимает месяц-два. Если еще сильнее обременить дополнительными обязательствами работников ТЦК (явиться в следственные органы, предоставить те или иные документы), неизвестно, как это будет отражаться на работе военкоматов, а значит, и на обороноспособности. И принесет ли это ожидаемую пользу», — добавляет юрист.

Адвокат, кандидат наук, преподаватель и куратор волонтерского движения «Адвокаты ВСУ» Евгения Рябека сомневается в другом — что за две недели (как говорится в решении СНБО) удастся «проработать вопрос об особенностях пересечения границы гражданами Украины, признанными непригодными к военной службе».

«Как адвокат я не понимаю, насколько быстро пограничная служба сейчас сможет обменяться информацией, увидеть у себя в базе, кто непригоден со справками покинул Украину и не вернулся. Установить же, действительно ли они участвовали в подделке документов, фактически нереально. Поэтому невозможно установить, что они совершили преступление», — уверена Рябека.

Как будут искать продавцов и покупателей «белых билетов»

Накануне секретарь СНБО Алексей Данилов заявлял о масштабных коррупционных схемах с привлечением врачей, которые за деньги ставили уклонистам одинаковые «диагнозы». Все материалы об обнаруженных нарушениях рабочие группы должны передать правоохранителям, которые откроют уголовные производства.

И если докажут, что врач подделал документы, то по статье 358 Уголовного кодекса Украины ему грозит штраф в более чем миллион гривен, лишение свободы на срок до полугода или ограничение свободы до трех лет. Уклонисту, дававшему взятку, может «светить» статья 369 УКУ (штраф до миллиона гривен, ограничение или лишение свободы от 2 до 4 лет). К тому же за уклонение от призыва предусмотрена ответственность, наказываемая лишением свободы от 3 до 5 лет. Хотя реальное наказание, говорят юристы, часто заменяют испытательным сроком.

Впрочем, не все так просто. Чтобы установить, что это уголовное преступление, по меньшей мере нужно будет провести экспертизу документов, говорит Евгения Рябека. То есть сравнить зафиксированные диагнозы с состоянием здоровья человека, обязать его пройти еще один медицинский осмотр, а это не один месяц. Военных, у которых действительно есть проблемы со здоровьем, это возмущает.

«Как руководитель движения “Адвокатов ВСУ” у меня сегодня очень много запросов по этому вопросу. Меня спрашивают: "А как это будет происходить?" Пока могу сказать, что все этим обеспокоены. И те, кто действительно имеют болезни, говорят: “Что, мы еще раз должны идти? Что мы должны доказывать? Мы уже один раз сходили, мы же не уклонялись… Есть определенное возмущение», — делится с hromadske юрист.

hromadske

«Ограниченно пригодные» под вопросом

Среди прочего, СНБО поручил урегулировать вопрос касательно военных, которые признаны ограниченно пригодными, чтобы конкретно объяснить, к каким задачам можно привлекать таких военнослужащих, и сделать невозможными любые манипуляции.

Омбудсмен Дмитрий Лубинец вообще предлагает убрать эту формулировку, оставив лишь «пригодный» или «непригодный» к военной службе. Вместо этого урегулировать распределение через военные профессии. К примеру, если вас признали пригодным к военной службе, но у вас проблемы со здоровьем, то будете служить только в определенных войсках, которые вообще не связаны с передовой.

Уберут ли эту формулировку — пока ответа нет. Впрочем, юристы выступают за то, чтобы все-таки различие оставить. Если полностью убрать термин «ограниченно пригодный», по мнению Евгении Рябеки, есть риск «выйти за рамки конституционных прав человека, прав на охрану жизни и здоровья».

Так или иначе, пригодность к той или иной специальности (согласно новому приказу) определяют те же ВВК, к работе которых сейчас больше всего замечаний.

Как реформируют ВВК

В упомянутом решении СНБО, которое президент утвердил своим указом, речь идет и о завершении цифровизации ВВК. Иными словами, о запуске Единого реестра призывников и цифровизации процессов деятельности военно-врачебных комиссий.

«Сейчас 20-летнему полностью здоровому парню, чтобы съездить один раз на полигон на военной кафедре, нужно месяц сдавать анализы крови, проходить 20 врачей, получать 7 или 8 сертификатов, контактировать с семейным врачом, получать декларацию это очень большое количество бумажной работы, усилий и денег. И с этим нужно что-то делать так или иначе», — делится юрист Владимир Романчук.

«Это действительно очень болезненный вопрос, — добавляет Евгения Рябека. — Должны быть соответствующие механизмы, позволяющие упростить все моменты прохождения ВВК».

Впрочем, по словам Евгении, на уровне государства идет активный процесс обсуждения и проработки всех проблемных моментов, чтобы улучшить и упростить процесс прохождения военно-врачебных комиссий.

В правительстве хвалятся, что сейчас заработала электронная очередь, а более 80% воинских частей подключили к электронному документообороту.

Изменения в мобилизации: усиление или улучшение

Согласно недавнему приказу №490, Минобороны расширило список пригодных к военной службе, сократив перечень болезней, по которым военнообязанных считали ограниченно пригодными и не призывали на фронт.

Следовательно, пригодными теперь считаются те, кто имеет следующие заболевания:

  • клинически излеченный туберкулез;
  • вирусные гепатиты с незначительным нарушением функций;
  • бессимптомное носительство ВИЧ с иммунной компенсацией;
  • медленно прогрессирующие или не прогрессирующие анемии с незначительными нарушениями функций и редкими обострениями;
  • болезни эндокринной системы с незначительными нарушениями функций;
  • легкие кратковременные болезненные проявления психических расстройств;
  • невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства при умеренно выраженных, длительных или повторных болезненных проявлениях;
  • медленно прогрессирующие болезни центральной нервной системы с незначительными нарушениями функций;
  • эпизодические и пароксизмальные нарушения с незначительными нарушениями функций органов и систем.

В Медицинских силах ВСУ разъяснили, что изменения к Расписанию болезней разрабатывали совместно с Министерством здравоохранения и общественными организациями, и они отвечают современной мировой практике в диагностировании тех или иных болезней.

Впрочем, это нововведение вызвало больше всего дискуссий. Вопросы возникли и у некоторых юристов. «Этот перечень болезней выглядит очень жутко, — говорит Владимир Романчук. — Я скептически отношусь к ситуации, когда военнослужащий с бессимптомным ВИЧ, с вылеченным туберкулезом или с кратковременными расстройствами нервной системы может эффективно выполнять боевые задачи в боевых подразделениях, при этом не подвергая опасности своих собратьев. Выходит, что для борьбы с коррупцией власти готовы бросить на фронт действительно больных и непригодных граждан, и это несколько смущает».

Кроме того, среди других нововведений — то, что отныне призывникам, признанным временно непригодными, отсрочку от призыва будут предоставлять сроком до года. То есть каждый год нужно будет проходить повторный медосмотр.

Однако, по мнению юриста, в новом приказе есть ряд улучшений. А именно возможность по своему усмотрению предоставлять комиссии медицинские документы о состоянии своего здоровья. И во ВВК при принятии решения о пригодности к службе будут обязаны принять их во внимание.

Автор: Оксана Иваницкая