Что происходит сейчас на Донбассе? Рассказывают жители оккупированных территорий
18 февраля главари боевиков «ЛНР» и «ДНР» объявили о массовой «эвакуации» местных жителей в Россию. Людей пугали большим наступлением Киева. Позже был обнародован «приказ» об «общей мобилизации» для мужчин в возрасте от 18 до 55 лет. И с этого времени мужчинам запретили покидать территорию. hromadske связалось с людьми, проживающими на оккупированных территориях, чтобы понять, что там происходит.
***
Анна (имя изменено) — жительница Луганска. Вместе с мужем и сыном она уехала в Ростов. Ее семья — украиноцентрическая. Они хорошо фильтруют информацию и не поддаются пропаганде.
Недавно мы уехали из Луганска. Успели забрать только сына. Никаких личных вещей, даже трусов. Уехали на машине. Была дана команда уезжать немедленно. Якобы под Луганском подорвали дом. В сторону Украины не могли уехать, получили информацию, что у Станицы Луганской идет бой. Поэтому уехали в сторону Ростова.
На следующий день планировала вернуться и забрать родителей, но обратно уже не пустили. Я в шоке. Сижу плачу. У мужа мама пожилая. К моим родителям «скорая» ночью приезжала, потому что у них проблемы со здоровьем. Люди не выдерживают. Единственное, что хорошо — муж уехал, потому что после 18-го мужчин из «ЛНР» больше не выпускают.
В 2014 году мы уже выезжали из Луганска, но в конце концов вернулись, потому что там остались пожилые родители. Ну и собственное жилье и маленький семейный бизнес. В начале войны мы потеряли домик за городом — его сожгли во время боевых действий.
Оксана (имя изменено) — молодая женщина. Образована и не зазомбирована российской пропагандой. В настоящее время находится в Луганске.
Полная мобилизация. Забирают мужчин с улицы, из квартир. По «закону» даже машину могут забрать и сказать, что она нужна для войны. Садики и школы закрыты. Эвакуация людей продолжается. Многие остаются, потому что не хотят покидать дом или квартиру.
В магазинах — огромные очереди, паника, с полок сметают буквально хлеб, муку, свечи. В очереди говорят, что Украина собирается напасть на Луганск. Но большинство людей в это не верит. Почти все понимают, что это провокация. Те люди, которых показывали по телевизору, что их эвакуируют, — куплены, это все постановка. Говорят, что скоро может исчезнуть свет, связь и интернет.
Я читаю в украинских пабликах, что так нам и надо, потому что мы звали Путина, мол, спите теперь на раскладушках. Но легко винить людей и насмехаться, когда ты не знаешь, как под ногами трясется от снарядов земля. И тебе все равно, куда бежать, только бы спасти своего ребенка. Я плачу.
Владимир (имя изменено) — житель Донецка. Работает на себя, у него маленький бизнес.
Сегодня не стреляли, тихо, а вчера и позавчера было сильно слышно, как в 2014-м.
Давно такого не было. Два дня тому назад на заправках были очереди. Сегодня нет. Продуктов в магазинах достаточно, ажиотажа нет. На улицах все, как обычно. В банкоматах нет денег. В магазин ходит жена. Я сижу дома, даже трубку не беру. На улице всех мужчин загребают. Даже по квартирам ходят, потому что особо желающих нет. Тех, кого смогли поймать, выслали рыть какие-то ямы в городе.
На сайте так называемого министерства внутренних дел «ЛНР» рапортуют о 400 добровольцах из России, приехавших защищать «республику». Также есть видео, где в спортивном зале в очереди стоят мужчины, которых забирают в армию. Под видео подпись: «Сотрудники силовых ведомств Республики оказывают помощь в проведении мобилизационного сбора граждан и доставку их в "Пункты предварительного сбора граждан", для оформления и последующего отправления в воинские части для последующего прохождения службы в рядах Народной милиции ЛНР». То есть в «народной милиции» и сами не отрицают — вступать в армию «помогают».