Данные полиграфа впервые признали доказательством в суде 85 лет назад. История детектора лжи и как он работает в Украине

Первые детекторы лжи появились еще в древние времена. Преступников пытались обнаружить с помощью риса, яйца, замеряли пульс подозреваемых или обращали внимание на цвет лица при провокационных вопросах. С развитием технологий в конце XIX века появляются первые приборы для обнаружения лжи. А 2 февраля 1935 года в США показания такого прибора — полиграфа — впервые становятся доказательством вины в суде.

В Украине применение полиграфа законодательством не предусмотрено. Однако у политиков стало традицией после скандалов публично проходить тест на детекторе. Например, Давид Арахамия и Александр Дубинский из «Слуги народа» прошли его после истории с антикоррупционным законопроектом.

Hromadske кратко вспоминает историю детектора лжи от древних цивилизаций до современного полиграфа. Также мы пообщались с адвокатом Еленой Сторожук о том, как используют полиграф в Украине.

Древние «детекторы лжи»

Еще в древности люди заметили: когда кто-то что-то скрывает или говорит неправду, то его часто выдают эмоции. А это, в свою очередь, иногда сопровождается определенными физиологическими реакциями — изменением частоты пульса, ритма дыхания, температуры тела, выделением пота и слюны, дрожью, изменением координации движений, особенностей речи и тому подобное.

Именно эти показатели пытались фиксировать древние «детекторы лжи». Так, например, в Древнем Китае подозреваемому клали в рот рисовую муку и зачитывали обвинение. Если рис оставался сухим —значит виноват. На Ближнем Востоке замеряли пульс подозреваемого. Таким образом выявляли супружескую измену. В Индии подозреваемый, отвечая во время допроса, должен был тихонько бить в гонг. Более сильный удар свидетельствовал о причастности к преступлению. В Африке в качестве детектора лжи использовали хрупкое яйцо, которое подозреваемые передавали друг другу по кругу. У кого в руках оно треснет — тот виноват. В Древнем Риме в личные охранники отбирали тех, кто краснел при провокационных вопросах. Считалось, что такой человек не будет участвовать в заговорах.

Технологический прорыв

Первый прибор для обнаружения лжи создал в 1895 году итальянский криминалист Чезаре Ломброзо. Он назывался «гидросфигмометр». С его помощью Ломброзо измерял у подозреваемых давление крови во время, когда их допрашивала полиция.

В начале ХХ века технология инструментальной детекции лжи развивается в США. В 1920-х годах офицер калифорнийской полиции Джон Ларсон сконструировал устройство, которое регистрировало кровяное давление, пульс и дыхание. Свое изобретение он назвал «полиграф». В 1930-х ученик Ларсона Леонард Килер усовершенствовал прибор своего учителя и разработал собственную методику проверки. Именно Килер ввел базовый набор каналов регистрации — дыхание, кровяное давление, электрическое сопротивление кожи и тремор, — которые используются и в современных приборах.

В 1935 году полиция Висконсина арестовала двух мужчин, обвиняемых в убийстве шерифа. Перед тем, как передавать дело в суд, прокурор хотел установить, кто именно стрелял в погибшего. Арестованным предложили пройти тест на полиграфе Килера, и они согласились. Опираясь на эти результаты, суд установил, кто стрелял в шерифа, а кто вел машину. Обвиняемые признали вину, а их адвокаты не стали даже подавать апелляцию. Так показания полиграфа впервые стали доказательством вины в судебной практике. Впоследствии Килер наладил серийный выпуск полиграфов и основал первую школу специалистов-полиграфологов.

Сегодня полиграф используется более чем в 70 странах мира. Его применяют правоохранители, спецслужбы и корпорации. Однако относительно эффективности и точности результатов полиграфа до сих пор идут споры.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокоште. Любая помощь имеет большое значение.

Как полиграф используют в Украине?

В Украине нет государственных полиграфологов. К ним может обратиться как следствие, так и сторона защиты. Некоторые политики проходили полиграф не в рамках следствия или какого-то уголовного дела. По сути они просто захотели пройти полиграф, чтобы их проверили: говорят они правду или нет. Но если они до этого общались с полиграфологом, протестировали технику, поняли, как это работает, то им потом не так трудно ответить на вопросы на полиграфе. Все (публичные — ред.) проверки политиков на полиграфе проходят не в рамках какого-то дела. Это их желание. И в таком случае полиграфологи не несут никакой ответственности за результат. Более того, результаты проверки нельзя считать официальными.

«Это результаты для себя и для публики. Это не для следствия. Для следствия — это когда дело внесено в Единый реестр досудебных расследований», — говорит адвокат Елена Сторожук.

Полиграф всегда говорит правду?

Результаты полиграфа — это не экспертиза в чистом ее понимании. Это не последняя инстанция, результаты нужно проверять другими экспертизами. По датчикам можно сказать, что некоторые вопросы вызвали неоднозначные реакции. Они показывают, что человек волнуется. Но никогда нельзя сказать, что данные датчиков стопроцентные.

Полиграф можно обмануть?

Это очень непросто. Но его можно запутать. Например, люди «включают» тревожность, чтобы было непонятно, какая у них настоящая реакция. При таких обстоятельствах опытный полиграфолог прекращает процедуру.