Дискриминация в украинской армии: про женщин и не только

Что происходит с правами женщин в армии, кто кого дискриминирует на передовой и в казарме, а также о «неженской службе» и «неженских званиях», Громадское поговорило с Инной Заворотько — офицером отдела военного права Управления правового обеспечения Генштаба Вооруженных Сил.

Анна Тохмахчи

Что происходит с правами женщин в армии, кто кого дискриминирует на передовой и в казарме, а также о «неженской службе» и «неженских званиях», Громадское поговорило с Инной Заворотько — офицером отдела военного права Управления правового обеспечения Генштаба Вооруженных Сил.

«Женщинам разрешили стрелять официально»

С 2016 года женщинам разрешили занимать определенные должности в Вооруженных Силах Украины. Ранее закон это запрещал. Перечень расширился и изменился, когда внесли изменения в приказ Минобороны (последние изменения внесли осенью прошлого года). К середине 2016-го бывали случаи, когда женщин, которые фактически воевали на востоке Украины, выполняя обязанности чисто военные — снайперы, минометчицы официально записывали поварами, медиками и другими «более женскими» профессиями.

«Большим вопросом остается восприятие и стереотипность мышления личного состава Вооруженных сил и вообще понимание базовых понятий, что такое гендерное равенство, и чего мы говорим о ней собственно в ВСУ», — высказывает свое мнение Инна Заворотько.

Сейчас эту проблему решают тренингами и разъяснениями, просветительской деятельностью. С командирами воинских частей работают юристы, медицинские работники, специалисты морально-психологического обеспечения, капелланы и пресс-служба, рассказывает она. Это именно те люди, которым военные доверяют больше всего. Однако законодательство изменить быстрее, чем сознание:

«Вооруженные силы Украины, как и любой другой страны, — это традиционно более мужская аудитория, поэтому сломать стереотипы восприятия женщины в армии сложно», — говоритИнна Заворотько.

Теперь женщины в армии могут занимать как рядовые, так и офицерские должности (на фото слева направо —служащая по контракту ВСУ, оператор беспилотника в батальоне «Донбасс-Украина» Юлия Толопа (позывной «Валькирия»), волонтер, основательница Центра поддержки аэроразведкиМария Берлинская, служащая по контракту ВСУ, медсестра Людмила Калинина).Фото: Богдан Кутепов/Громадское

Как Минобороны заботится о репродуктивном здоровье женщины

После борьбы правозащитниц с дискриминационными законодательными актами и нормами, Минздрав отменил приказ, запрещающий женщинам работать в 450 профессиях. Отменили его в январе 2018 года, теперь женщины, если захотят, могут работать и машинистом бульдозера, и на скотобойне.

Сегодня в Вооруженных Силах Украины (ВСУ) проходят службу около 25 000 женщин, из них более 3000 — офицеры. 10 000 женщин служат на должностях, которые определяют боеспособность ВСУ. В конфликте на востоке Украины принимали участие более 6000 женщин, 2000 и сегодня выполняют там боевые задачи. Кроме этого, более 31 000 женщин занимает в ВСУ гражданские должности.

Но есть два «но». Точнее два приказа Министерства обороны, регулирующих вопросы прохождения службы в ВСУ: один по рядовому, сержантскому и старшинскому составу, другой — по офицерскому(№337 и №412). Те 450 профессий, которые теперь разрешены для женщин, все равно остаются недоступными для женщин-военных.

Тексты этих приказов имеют ограниченный доступ, следовательно узнать о перечне профессий-табу не так просто. Кроме того, есть приказы Минздрава, которые регулируют, например, вес, который мужчина или женщина могут поднять за один раз (он отличается), или вес, который можно поднять в течение суток. Эти приказы тоже учитывают при принятии или непринятии женщин на службу в Вооруженные Силы.

«Среди офицерского состава для женщин открыты практически все должности. Но до сих пор остаются недоступными работы с взрывоопасными предметами, водолазные работы, пожаротушения, подводные лодки и корабли, а также отдельные должности в подразделениях спецназначения.

Есть такая должностькак, например, «заряжающий из почвы» — такой военнослужащий должен поднимать снаряд весом около 40 килограммови заряжать оружие на ведение огня. Поэтому Минобороны не может открыть эту должность для женщин», — объясняет Инна Заворотько.

Дискриминируют в армии и мужчин, и женщин

Определение гендерной дискриминации закреплено в законодательстве Украины и в отношении военных-мужчин. Инна Заворотько говорит, что когда речь идет о дискриминации в армии, внимание искусственно сосредотачивается на женщинах, искажает понятие гендерного равенства.

К примеру, в Вооруженных Силах (это касается и пограничников) сотрудниц, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, могут назначить на должности с более легкими условиями труда. Для мужчин такая норма не предусмотрена.

Наказание за уголовное преступление военнослужащим тоже отличается в зависимости от того, мужчина это или женщина. Женщины-военные не отбывают наказание за военные преступления в дисциплинарном батальоне, а за административные — на гауптвахте, в отличие от мужчин.

Хотя согласно приказу 2016 года женщины и мужчины могут находиться на одинаковых должностях, в одном подразделении на той же должности они несут службу по-разному, объясняет Инна Заворотько. Камнем преткновения становится обычный для военнослужащих суточный наряд. Есть ограничения, когда женщину могут ставить в наряд, в отношении мужчин — никаких ограничений.

Это касается и командировок. Женщину-военную не могут отправить в командировку, если она беременна или у нее есть ребенок в возрасте до 14-ти лет без его согласия, у мужчин согласия не спрашивают. Пребывание в «зоне проведения антитеррористической операции», как это называется официально, тоже на сегодня считается командировкой.

Поэтому, говорит Инна Заворотько, если приближать законодательство к стандартам НАТО, приказы и нормативы должны быть одинаковы как для мужчин, так и для женщин, вопрос о дискриминации в ВСУ надо также решать обоюдно. «Я чувствовала дискриминацию на себе, но это была дискриминация не со стороны мужчин, часто ими [дискриминаторами] были женщины. Это стереотипное мышление, оно часто связано с полом или возрастом, следовательно, такую ​​дискриминацию можно чувствовать как со стороны мужчин, так и со стороны женщин», — говорит Заворотько.