Единый цифровой реестр вместо груды бумажных. Что изменит система «єКров» для доноров и центров крови

Киевлянин Артем сдает кровь регулярно. Донорство для него — полезная привычка и способ простым действием помочь кому-то или даже спасти жизнь. Но работу системы донорства можно улучшить, убежден Артем. Как именно — расскажем дальше.

Визит в центр крови начинается с регистрации, заполнения бланков и сдачи анализов перед донорством. Образцы донорской крови углубленно тестируют — в частности, наличие инфекционных заболеваний, которые могут передаваться через кровь: ВИЧ, гепатита B, гепатита C, сифилиса. После сдачи крови или компонента (например тромбоцитов) человек получает бумажную справку о донорстве. До недавнего времени это работало именно так.

В 2024 году появится новый цифровой реестр крови

Как это будет работать? Человек приходит в центр крови. В регистратуре сотрудник с компьютера заходит в реестр и видит данные донора, если тот уже сдавал кровь раньше. Часть данных не нужно будет вносить вручную, так что к врачу человек идет с уже заполненной анкетой. А после сдачи крови донора сгенерируют справку в электронном сервисе, откуда при желании можно будет получить выписку.

Минимизация ошибок

Пока что данные каждый раз приходится вносить вручную, а единой электронной системы центров крови не существует даже в пределах одного города. Это неизбежно приводит к ошибкам и проблемам. Какова цена такой ошибки, особенно в стране, где из-за войны количество операций с переливанием крови значительно возросло?

Наглядно недостаток старой системы показывает ситуация Артема. Недавно мужчина сдавал кровь прямо в офисе — к ним приехала выездная группа. Это удобно, но их система не связана с центром крови в той части города, куда обычно ходил Артем. Поэтому уже опытному донору нужно было снова проходить этапы, отнявшие время и силы и у него, и у работников выездной группы.

Электронные системы в разных регионах действительно работают и сейчас — но не отвечают современным требованиям. Еще и иногда учет визитов по привычке продолжают вести в бумажных журналах, потому что насущной потребности в цифровизации не видят.

Новый реестр — это общегосударственная система. Обращаясь к разным центрам, не нужно снова и снова вносить данные о себе. На основе данных реестра будут разрабатываться будущие электронные сервисы. Например, срочный поиск доноров или регулярные упоминания о следующем донорстве.

hromadske

Цифровая справка вместо бумажной

До полномасштабной войны центры крови в Украине ежегодно обеспечивали 500-600 тысяч донорств крови и ее компонентов, что означает такое же количество справок об успешном визите. И еще около 200 тысяч — о неуспешном, потому что бывают и такие. То есть новая система должна генерировать до 800 тысяч выписок в год. Во время войны это количество может быть даже больше.

В день визита донор освобождается от работы с сохранением среднего заработка. Для этого справку о визите следует подать в отдел кадров. По желанию работника этот день можно приобщить к ежегодному отпуску или использовать в другое время в течение года. То же касается льгот, которых есть у почетных доноров — в частности надбавок к пенсии. Цифровизация будет означать минус сотни тысяч бумажных документов.

Кровь всегда нужна, а во время войны ее нужно очень много

Безопасность и качество донорской крови, а также ее достаточный запас — это и приоритет Минздрава, и евроинтеграционные требования. В условиях военного состояния запас крови и ее компонентов имеет стратегическое значение для обороноспособности государства.

Цифровизация процессов позволит нам стать более эффективными на системном уровне. Речь идет и о разных этапах производства компонентов крови, и о логистике. Поэтому государству нужна электронная система, которая будет следить за каждым «шагом» крови.

Она уже в разработке — называется «єКров». Система упорядочивает все процессы, связанные с забором, тестированием, переработкой, обработкой, хранением, логистикой.

«Система "єКров" позволит иметь своевременную проверенную информацию о необходимости крови, а также мониторить запасы на национальном и региональном уровнях», — отмечает заместитель министра здравоохранения по цифровизации Мария Карчевич.

Лицензионный реестр — первый шаг к системе крови

В феврале 2023 года Кабмин утвердил Постановление Кабинета Министров №143 «О создании информационно-коммуникационного комплекса системы крови»постановление о цифровизации системы крови. Она предполагает создание Полное название: реестр лицензий на осуществление деятельности по заготовке и тестированию донорской крови и ее компонентов, переработки, хранения, распределения и реализациилицензионного реестра, позволяющего управлять правами на деятельность центров крови.

«Субъектов системы крови не так много — 25, есть еще частные. Но, например, некоторые центры крови имеют немало филиалов — и не все они расположены в одном месте. Новый реестр дает центрам крови права и доступы на разную деятельность: могут ли они хранить, обрабатывать кровь, выполнять другие действия», — рассказывает руководитель команды разработки Роман Ланский.

Каждый центр проверяют наличие лицензии. Система решает, предоставлять доступ или блокировать. Это входные ворота ко всем действиям в системе крови.

Реестр является базовым, поэтому его разрабатывали одним из первых. В него будут скачивать отчеты о деятельности центров крови, а на этой почве будут проверять их работу. Это должно обеспечить контроль движения крови от донора к получателю.

В несколько кликов: процесс получения лицензии

Реестр и сам процесс лицензирования совершенно новые. Раньше все лицензиаты проходили этот путь с помощью бумажных документов. Это было долго, неудобно, непрозрачно, говорят в Минцифры. К тому же центры крови получали такие же лицензии, как больницы, но европейское законодательство содержит четкие требования к их деятельности. Поэтому реестр разрабатывался в соответствии с этими евроинтеграционными обязательствами Украины.

В 2024 году все центры будут получать лицензии по новым правилам и через цифровой реестр.

«Присматривать за деятельностью центров крови нужно постоянно. Есть обязательное обновление данных, представление отчетности о работе и т.п. Или, к примеру, центр купил новое оборудование и хочет производить компоненты крови. Тогда нужно просто зайти в систему и запросить», — объясняет Роман Ланский.

Отправленные через личный кабинет запросы будет рассматриваться Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками — орган исполнительной власти, подчиняющийся правительствуГослекслужба, которая в определенный срок должна пересмотреть их и решить, давать ли разрешение.

Все административные процедуры и производственные процессы в сфере донорства крови будут оцифрованы и автоматизированы, отмечают в Минздраве. А внедрение системы «єКров» поможет быстро получать информацию о качестве и эффективности работы центров, потребности крови и ее компонентов, а также обеспечивать мониторинг и эффективное управление запасами как в каждом центре, так и в целом по стране.


Разработка реестров осуществляется Министерством здравоохранения Украины в рамках программы «Цифровые реестры для принятия решений на основе данных», реализуемой Фондом Восточная Европа в рамках проектов DIGITAL UA HUB, внедряемых Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH при поддержке правительства Германии.