Элитарный клуб для тех, кто хочет поговорить с Илоном Маском? Объясняем, что такое Clubhouse и популярен ли он в Украине

Почему вы до сих пор не в Clubhouse? Возможно, у вас нет iPhone, или же вам до сих пор не прислали инвайт, чтобы присоединиться к интеллектуальному аудиоразговору. Обе эти условия — обязательны, чтобы попасть в новую соцсеть, которая стремительно приобретает популярность в мире. Сейчас в ней уже 6 миллионов зарегистрированных пользователей, а стоимость стартапа оценивается в миллиард долларов.

Из очевидных преимуществ Clubhouse: его пользователям необязательно заботиться о том, как они выглядят во время дискуссии, как в уже привычном Zoom — это исключительно аудиальная соцсеть.

Наличие приглашения в Clubhouse уже кажется чем-то вроде пропуска в своего рода элитарный клуб, закрытое сообщество. В частности благодаря его незаурядным пользователям. В конце января, например, все искали инвайты, чтобы послушать Илона Маска. А недавно Маск пригласил к дискуссии в Clubhouse и Владимира Путина (но вряд ли тот придет).

Как устроен Clubhouse? Кого там можно встретить? И популярен ли он уже и в Украине?

В чем вообще «фишка» соцсети? Разве можно напрямую пообщаться с селебритиз?

Хотя, скорее всего, вы услышали о Clubhouse недавно, проект существует уже почти год — с марта 2020-го. Его разработчики — бывшие сотрудники Google Пол Дэвисон и Роган Сет. Они хотели создать соцсеть, где можно «задавать вопросы, дебатировать, учиться и вести дискуссии на тысячи различных тем». Они же разослали и первые 5000 инвайтов в Clubhouse.

Первые селебритиз пришли туда летом: можно было присоединиться к дискуссиям, например, с телеведущей Опрой Уинфри или певцом и актером Джаредом Лето.

Но ни с чем не сравнимый бум вызвал глава SpaceX и Tesla Маск. После того как в Twitter с 46 миллионами фолловеров он в конце января анонсировал свой «визит» на платформу, за считанные дни количество пользователей Clubhouse выросло примерно на миллион.

В ток-шоу The Good Time, которое устраивает сама соцсеть, Маск рассказывал о своем стартап Neuralink и миссии к Марсу. В Clubhouse есть ограничение на количество пользователей в одной «комнате» — 5 тысяч. Понятно, что всем желающим послушать Маска места не хватило, и единомышленникам пришлось собраться на обсуждение в пяти других «комнатах». К слову, дискуссию транслировали и на YouTube — хотя вообще-то это нарушает правила сообщества Clubhouse.

Через неделю в шоу пришел еще и глава Facebook Марк Цукерберг. Собственно, такие гости Clubhouse и задали определенный тон общению в соцсети. Интеллектуалы, стартаперы, бизнесмены, голливудские звезды, лидеры мнений начали приходить, чтобы поделиться своим опытом, другие пользователи — послушать и задать вопросы спикерам. Сделать это несложно: достаточно «поднять руку», и модератор беседы может предоставить вам слово, ваш микрофон включится.

Кстати, 13 февраля Маск тегнул в Twitter официальный аккаунт Кремля, предложив пообщаться в Clubhouse. Представитель Кремля Дмитрий Песков ответил: «Путин не пользуется социальными сетями. В целом это интересное предложение, но нам нужно понять, что именно имеется в виду, что предлагают. Сначала проверим это, а потом будем реагировать».

Но не политикой и технологиями едиными: сеть «клуба по интересам» сейчас все больше расширяется. Теперь в Clubhouse уже можно даже послушать лайв-сеты популярных диджеев или аудиопостановки спектаклей, словом — все что угодно.

Страница приложения Clubhouse на App StoreAP/Mark Schiefelbein

Как туда попасть и где взять приглашение?

Собственно, такая уникальная атмосфера и определенная пока что закрытость Clubhouse и делают его столь привлекательным для многих людей.

Попасть в соцсеть можно только по приглашению от уже зарегистрированного пользователя. Это определенное техническое несовершенство: до сих пор приложение находится в режиме бета-тестирования, и когда оно завершится, пока неясно.

Если вы не очень рассчитываете на шанс получить инвайт от кого-то знакомого, обратите внимание, что приглашения в Clubhouse уже продают на eBay и Alibaba.

Установить приложение можно пока только на iPhone (операционную систему iOS). Приложение для Android обещают выпустить позже, но пока для этого нет технической возможности.

Как он устроен?

Каждый пользователь может создать собственную публичную «комнату» для беседы на любую тему. После этого его подписчики получат сообщение, что беседа началась — и смогут присоединиться. Единственное условие: участников должно быть не более 5 тысяч.

Режим «комнаты» тоже можно настроить: она может быть открытой, приватной или доступной только участникам постоянного «клуба». Его пользователь может открыть только в том случае, если он уже как минимум трижды устраивал такие беседы, — но для этого нужно согласование модераторов Clubhouse.

Названия «клубов», «комнат» и имена пользователей — это практически единственный текст, который есть на платформе. Вся коммуникация происходит исключительно аудиально. Это не имеет ничего общего с аудиосообщениями, которые доступны во всех мессенджерах: общение в Clubhouse происходит исключительно в режиме реального времени. Инструментарий платформы довольно ограничен: можно «поднять руку», включить микрофон и говорить, или же просто оставаться слушателем — больше никаких дополнительных опций.

Именно непосредственность общения разработчики и рассматривали как приоритет — в противовес другим форматам. Это не Twitter или Facebook, где обратную реакцию на месседж можно не получить вообще, и не дискуссии или лекции в Zoom, которые можно просмотреть в записи, и не подкаст, который не предусматривает обратной связи.

Кстати, Facebook на волне популярности Clubhouse уже объявил о начале работы над собственным аналогом такой соцсети.

Мужчина в медицинской маске проходит мимо рекламы смартфона на станции метро в ПекинеAP/Andy Wong

Все выглядит как-то слишком хорошо. А есть ли подводные камни?

Куда же без них: Clubhouse критикуют за отсутствие надлежащей политики модерации. Критики утверждают, что из-за этого в соцсети может легко распространяться дезинформация, например — конспирологические теории о COVID-19.

Но впоследствии этот момент удалось несколько настроить. Теперь в собственном «клубе» можно создавать свои правила общения, а тех пользователей, которые их не придерживаются — блокировать, или же сообщать платформе о неприятных инцидентах.

Один из первых примеров — блокировка в Clubhouse российского пропагандиста Владимира Соловьева в ответ на ряд жалоб пользователей. Запланированную дискуссию на тему «Почему не взлетела квир-революция в России?» ему провести так и не удалось.

Но определенная неуправляемость соцсети — это не так уж однозначно плохо. Для китайских пользователей, например, Clubhouse был небольшой щелью в мир, где существует свобода слова (большинство привычных нам соцсетей в КНР недоступны). Хотя в китайском AppStore приложение было изначально недоступным, китайцы скачивали его, изменяя геолокацию. Некоторое время им удавалось развернуть довольно массовые дискуссии о политике, правах человека, уйгурах, Гонконге и Тайване. Но уже 8 февраля китайское правительство полностью заблокировало доступ к Clubhouse.

Конечно, есть вопросы и к будущему развитию Clubhouse. Не потеряет со временем соцсеть свой статус эксклюзивного «закрытого клуба по интересам», когда пользоваться им сможет абсолютно каждый? Не вытеснят ли его проекты-конкуренты (от того же Facebook)? И как на функционирование сети повлияет монетизация? Учредители сейчас обсуждают введение системы донатов, платной подписки и продажи билетов на отдельные дискуссии.

Страница дискуссии в Clubhouse, посвященной роли женщин в технических областях в УкраинеUkrainian House on Clubhouse/Facebook

А что с Clubhouse в Украине? Кто-то здесь им уже пользуется?

В Украине Clubhouse тоже становится трендом. Самый украинский клуб в соцсети — Ukrainian House. Учредители называют его «виртуальным посольством Украины в Clubhouse», цель которого — не просто общение, а распространение важных нарративов.

Екатерина Михалко, украинская предпринимательница, участница списка Kyiv Post Top 30 Under 30 рассказывает нам, что идея возникла во время тестового общения в Clubhouse с основателем рекрутингового агентства Lobby X Владом Грезевым и Ником Белогорским — харьковчанином, который сейчас живет в США и отвечает за кибербезопасность в Google.

«Мы обсуждали, в основном, технологии, Украину — то, что мы часто делаем и в повседневной жизни, но тогда решили перенести разговор на эту платформу. Она нам понравилась, на ней было удобно обсуждать важные для нас идеи. Затем эти звонки стали регулярными, и мы начали приглашать выдающихся украинцев, которые разделяют наши взгляды. И делать ежедневное шоу», — рассказывает Екатерина.

Сейчас в сообществе Ukrainian House on Clubhouse в Facebook более 6,3 тысячи читателей. У них есть доступ к ежевечернему эфиру в 21:00 — Ukrainian Show, куда организаторы каждый день приглашают известных спикеров.

Среди первых были представитель Международного валютного фонда Владислав Рашкован, директор по активам «Укроборонпрома» Мустафа Найем, бывший директор Microsoft Украина и экс-заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив, музыкант и экс-политик Святослав Вакарчук. По словам Екатерины, обычно вечерний эфир слушают около полутысячи человек.

Личную симпатию к соцсети она объясняет ее максимальной приближенностью к реальному человеческому общению:

«Мне очень нравится сам процесс производства контента там, потому что там нельзя опубликовать текст, который для тебя написал другой человек, нельзя выставить красивые фото, на которых ты не очень похож на себя в жизни. В Clubhouse ты или классный спикер и становишься популярным, или нет. Это о правде, о реальности — и это очень круто».