«Это звоночек государству, что много людей не могут узаконить свои отношения»: «Дія» и однополые браки
28 февраля на сайте «Дія» появилась возможность подать заявку на брак. За сутки ею воспользовались более 400 пар, есть среди них и однополые партнеры. Как нововведение в «Дії» заставляет напомнить государству о легализации однополых браков — в материале hromadske.
«Нас не смогут похоронить на одном семейном участке»
Иван живет со своим парнем Сашей больше года. До полномасштабного вторжения ребята думали уехать за границу, чтобы пожениться там. Но началась большая война, и границы для мужчин закрыли.
«Мы понимали, что такой брак в Украине не будет действительным, но для нас это было важно. Полгода назад мы организовали неформальную помолвку с обменом кольцами», — рассказывает Иван.
Когда пара увидела, что в «Дії» можно подать заявку на регистрацию брака, решили сделать это, ведь там не было фильтра по полу. Хотя мужчины и осознавали, что получат отказ. Негативный ответ от «Дії» пришел через час.
«Для многих брак это галочка, но он дает определенные гарантии для пар: доступ к реанимации, правам на собственность, социальным гарантиям от государства. Если я попаду в больницу, мой партнер не сможет принимать жизненно важные решения, потому что мы не в браке. Нас не смогут похоронить на одном семейном участке, — говорит Иван. — Заявка — это звоночек государству, что у нас есть много людей, которые не могут узаконить отношения из-за отсутствия равенства».
«Вся страна видела эту новость»
Новость о такой возможности в Дії» получила огласку после того, как Виталий и Виктор подали заявку на брак в приложении. Один из нареченных, Виталий Царюк, который является членом мониторинговой сети в правозащитном ЛГБТ-центре «Наш мир», рассказал об этом в соцсети.
«Конечно, мы не живем в мире розовых пони. Заявка рассматривается в сутки, после этого нам придет отказ, мы это понимаем. Но так хотелось немного почувствовать себя равноценным человеком», — написал Царюк в Facebook.
Такая услуга в «Дії» не автоматическая, говорит руководитель по развитию электронных услуг в Минцифры Мстислав Баник. Заявки обрабатывают сотрудники ЗАГСа в течение суток, проверяют информацию, бронируют залы и даты, которые выбрали люди.
«Вся страна видела эту новость (об однополой паре, — ред.), но это единичный случай. Однополые пары получают отказы, потому что Семейным кодексом такие браки не предусмотрены. Но тот резонанс, который получила эта ситуация, показывает изменения в обществе в отношении таких вещей», — говорит Мстислав Баник.
Вопрос в Конституции
Летом 2022-го на сайте президента Украины зарегистрировали электронную петицию о легализации однополых браков. Она собрала необходимое количество подписей, и Владимир Зеленский отреагировал на нее.
Президент ответил, что в современном мире уровень демократичности общества измеряется, в частности, через политику государства, направленную на обеспечение равных прав для всех граждан. Впрочем, по Конституции Украины брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины (статья 51).
В условиях военного или чрезвычайного положения Основной Закон менять нельзя (статья 157 Конституции Украины). В то же время, как ответил Зеленский, правительство разрабатывало варианты решений легализации зарегистрированного гражданского партнерства для обеспечения равных прав.
«Я — посредница между партнером друга и государством»
Пока вопрос с легализацией однополых браков в Украине остается нерешенным, все больше украинцев вынуждены жениться за границей. Украинская журналистка-международница Яна Слесарчук со своей партнеркой знакома 20 лет. Они заключили брак в Дании в 2016-м.
«Нам обеим не нужны штампы. Но на самом деле они необходимы, когда происходит что-то серьезное. — говорит Яна. — В Дании не было разницы для гетеросексуальных и однополых пар. Для нас тогда эта процедура оказалась очень светлой и радостной, это атмосфера, которую трудно представить в наших постсоветских заведениях».
«Сейчас эта проблема (с легализацией однополых браков, — ред.) стала еще более серьезной, ведь в Украине год идет полномасштабная война. Многие знакомые представители ЛГБТ воюют. Это вопрос ранений, смерти, плена. Когда понимаешь: если с твоим близким человеком что-нибудь случится, у тебя не будет вообще ничего», — добавляет она.
Поэтому гомосексуальные пары вынуждены заключать фиктивные браки, просить помощи у друзей. Так случилось и с Ледой Космачевской. Ее друг детства (его имя девушка не раскрывает, — ред.) сейчас на передовой, защищает Украину. Он обратился к ней с предложением заключить брак, чтобы в случае чрезвычайной ситуации Леда смогла помочь его партнеру в решении вопросов, связанных с ранениями, гибелью или пленом.
«У моего друга нет родственников первой очереди, которые могут его разыскивать, опознавать или сдавать ДНК, распоряжаться его имуществом после гибели. У него есть только партнер, с которым он живет 15 лет. Я посредница между государством и партнером моего друга. Если это реанимация, я добиваюсь, чтобы его партнер мог туда попасть. Важные решения принимает он, а я их транслирую», — говорит Леда.
В браке они будут состоять, пока в Украине будет продолжаться война — или пока правительство не легализует браки для однополых пар, добавляет девушка.