Фейсбуку — шестнадцать! Но наши данные до сих пор в опасности
Шестнадцать лет назад Марк Цукерберг вместе со своими университетскими друзьями из Гарварда создали Facebook. За это время социальная сеть, которая должна была «сделать мир более открытым», сделала более открытыми персональные данные пользователей.
«Если тебе нужен кто-то из Гарварда, только скажи. У меня есть 400 e-mail, фото. [...] Люди просто предоставили мне их. Они доверяют мне. Я не знаю, почему. Какие же они тупые», — писал 19-летний Марк Цукерберг своему другу в самом начале существования Facebook.
За последнее десятилетие социальную сеть критиковали за психологические эксперименты над пользователями, свободу распространения фейков и использование персональных данных. Наиболее известная история — влияние Cambridge Analytica на президентские выборы в США.
Hromadske рассказывает о самых громких сливах данных, изменениях в политике Facebook и реакции пользователей на действия компании.
От Гарварда до Мьянмы: взломы, фейки и язык вражды
Цукерберг создал предшественника Facebook, Facemash, в 2003 году. Впоследствии оказалось, что фотографии пользователей сайта использовались сторонними сервисами — Марк извинился и удалил социальную сеть, потому что не смог решить проблему с утечкой данных. А потом создал Facebook.
В 2010 году журнал Time назвал Марка Цукерберга человеком года, тогда же вышел фильм «Социальная сеть» об учредителях Facebook. Через два года компания приобрела Instagram за $1 млрд. Марк Цукерберг стал одним из самых богатых и влиятельных людей в мире.
Проблемы начались в 2013 году. Хакер Халил Шритех обнаружил ошибку в системе безопасности Facebook. На его заявления никто не отреагировал, и он сломал страницу Марка Цукерберга и написал на ней пост о проблеме.
А уже в следующем году Facebook получил первую порцию громкой критики — оказалось, что в 2012-м компания проводила психологический тест на пользователях. В новостях удаляли определенные слова и наблюдали за изменением реакции на публикацию. К эксперименту без их согласия привлекли 70 тысяч пользователей. Шерил Санберг, член совета директоров Facebook, извинилась за инцидент.
В 2016 году оказалось, что Facebook удалял фотографии Вьетнамской войны и протестов — это поставило под сомнение честность компании по отношению к пользователям, о которой так часто говорил Цукерберг. Тогда же оказалось, что во время президентских выборов в США пользователи все чаще видели фейковые новости. Цукерберг извинился и пообещал усовершенствовать алгоритмы социальной сети.
Через два года ООН в своем рапорте заявила, что Facebook использовали местные военные для подстрекательства геноцида в Мьянме. Социальная сеть не заблокировала посты с языком ненависти и неправдивой информацией — во время геноцида уничтожили 25 тысяч мусульман из народа рохинджа. После обнародования отчета ООН Facebook сразу удалил страницу чиновников, которые призывали к уничтожению рохинджа.
Так же Facebook критиковали за беспрепятственную деятельность российской «фабрики троллей» — «Агентства интернет-исследований», под прикрытием которого работают сети ботов.
В 2018 году из-за ошибки в Facebook частные сообщения 14 миллионов пользователей стали видимыми для всех, а годом позже в сеть попали мобильные номера почти 420 миллионов человек. Впоследствии — персональные данные более чем 267 миллионов пользователей соцсети.
Черный год в истории Facebook: Cambridge Analytica
Главный скандал с участием Facebook разгорелся в 2018 году вокруг выборов президента США. Оказалось, что компания Cambridge Analytica использовала незаконно полученные от Facebook данные о 87 миллионах пользователей. Благодаря этому политики проводили целенаправленную политическую агитацию и манипулировали избирателями.
После обнародования этой информации Цукерберг молчал пять дней. Но вскоре ему пришлось пять часов свидетельствовать в Конгрессе США — действия Cambridge Analytica могли повлиять на результаты выборов американского президента.
«Обычно вы платите компании за продукт, но наш сервис вы получаете бесплатно. Мы работаем с рекламными компаниями, чтобы вы получали релевантные объявления. [...] Мы не продаем персональные данные, хотя нас часто в этом обвиняют», — писал Цукерберг в колонке для Wall Street Journal после скандала.
В первый день показаний гендиректор Facebook признал вину компании и извинился. Тем не менее, на некоторые вопросы ответить не смог.
На вопрос о том, почему социальная сеть не заблокировала Cambridge Analytica, как только поняла, что они используют данные пользователей, Цукерберг заявил, что «нечего было блокировать — у них не было собственной страницы или рекламной активности». Позже во время слушаний Марк Цукерберг признал, что на самом деле Cambridge Analytica могли заблокировать.
«Когда в Cambridge Analytica нам сказали, что они не использовали данные и удалили их, мы закрыли это дело. В ретроспективе это было явной ошибкой. Мы не должны были верить им. Мы обновили нашу политику, чтобы убедиться, что мы снова не допустим такой же ошибки», — заявил Цукерберг.
В том же году из компании ушли 11 высокопоставленных сотрудников, среди которых сооснователи мессенджеров и менеджеры.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на лпатформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Громкие заявления: реальны ли изменения в политике Facebook?
В конце 2018 года Цукерберг заявил, что Facebook «принципиально меняет свою ДНК».
В том же году компания анонсировала аудит деятельности Cambridge Analytica в соцсети, но так и не провела его. В то же время, Facebook провел аудит всех приложений, которые начиная с 2014 года могли иметь доступ к персональным данным пользователей, и за полгода заблокировали 400 из них. Расследование продлили, но за полгода новых нарушений так и не обнаружили.
В мае 2018 года в Facebook пообещали создать инструмент «прозрачная история», который позволил бы пользователям проверять, кто и как использует их данные. Обновления обещали представить через несколько месяцев, однако прошло полтора года, а его нет до сих пор.
В то же время компания разрабатывает платную версию сервиса для желающих ограничить доступ к собственным данным. А также привлекает все больше модераторов, отслеживающих контент, содержащий язык вражды, но и за это подвергается критике, поскольку администраторы работают в ненадлежащих условиях.
В 2019 году Федеральный суд США оштрафовал Facebook на $5 млрд за нарушение конфиденциальности информации пользователей. Это стало крупнейшим штрафом, который когда-либо приходилось заплатить технологической компании.
Время от времени Facebook удаляет сети российских ботов. Также теперь пользователи могут узнать, кто заплатил за политические рекламные посты.
Еще одно громкое обещание — интегрировать сообщения Facebook, Instagram и WhatsApp в единую систему со сквозным шифрованием. Но эксперты считают, что это имеет мало общего с защитой персональных данных, зато такой шаг закрепит за Facebook статус монополиста.
«После интеграции этих трех платформ снова их разделить будет технически невозможно, — считает Джонатан Олбрайт, директор Инициативы цифровой криминалистики Центра цифровой журналистики. — И именно поэтому они так быстро пытаются это сделать».
#DeleteFacebook: опасная всемирная монополия
Сара Миллер, заместитель директора Open Markets Institute в Вашингтоне, считает, что Facebook стал самой опасной монополией в мире: «Их бизнес-модель основывается на глубоком наблюдении за пользователями».
«Нам действительно нужно отделить Facebook от Instagram, WhatsApp (компании, которыми владеет Facebook — ред.), и обеспечить наличие рыночной подотчетности, чтобы пользователи имели реальный выбор и не должны были использовать систему социальных медиа, которая полагается на манипуляции и использование глубоко личной информации», — объясняет эксперт.
Один из соучредителей Facebook, Крис Хьюз заявил, что хотел бы, чтобы компания распалась.
А пока ждать таких радикальных изменений не приходится, пользователи удаляются из социальной сети — за год количество американцев, пользующихся Facebook, уменьшилось на 6%.
К движению #DeleteFacebook присоединились и знаменитости.
Актер Джим Керри удалил личную страничку еще до сканала с Cambridge Analytica. На такой шаг он пошел после того, как в Facebook обнаружили масштабную сеть российских ботов, которая могла влиять на американские выборы.
Илон Маск удалил свою персональную страницу, а заодно и страницы SpaceX и Tesla.
Ушел из Facebook и Стив Возняк, соучредитель Apple. «Пользователи предоставляют Facebook информацию о малейших подробностях своей жизни. И Facebook получает за это огромные деньги на рекламе. Их доход базируется на информации о пользователях, в то время как они сами не получают ничего», — заявил Возняк.
Певица Cher удалила страницу, прокомментировав свое решение: «Это было непросто для меня, поскольку страница помогала мне с благотворительностью, а кроме того (в Facebook - ред.) было так много замечательных людей. [...] Но есть вещи поважнее, чем деньги».
По разным причинам из Facebook и Instagram, который также принадлежит компании, удалялись Меган Маркл, Канье Уэст, Эд Ширан, Сэм Смит и другие. Позже некоторые из них восстановили свои аккаунты.
Несколько дней назад из Facebook ушел и Стивен Кинг. Писатель сообщил об этом в Twitter: «Я ухожу с Facebook. Меня не устраивает поток дезинформации в политической рекламе, а кроме того я не уверен в защите конфиденциальности».
Движение за удаление из соцсетей настолько заметно, что его начали исследовать. Ученые из Стэнфорда утверждают: люди, которые удаляются из Facebook, хотя и становятся менее информированными, и все же чувствуют себя счастливее.
Автор: Оксана Расулова