Феномен аниме. Как понять японские мультфильмы

От столичной жары 11-классник Глеб скрывается в мирах аниме. За полтора месяца он пересмотрел 144 сериала, а в них более 2,5 тысячи эпизодов. Ставит отметки на сайте, где их смотрит. И все же ярым анимешником он себя не считает. Говорит, что нравится именно контент, а не субкультура, сложившаяся вокруг аниме — с косплеем и коллекционированием фигурок героев.

Для него просмотр японской анимации — это бегство от тревоги за будущее поступление в университет, ссор с друзьями и родителями. Но почему бежать именно в аниме? Японские мультфильмы отличаются разнообразием сюжетов, где каждый может найти свое. Попробуем выяснить, кто и почему фанатеет от аниме.

(Очень) краткая история аниме

Аниме — это японские мультфильмы, появившиеся еще в начале ХХ века, когда японские кинорежиссеры начали экспериментировать с техникой анимации, которую тогда только изобрели и начали развивать на Западе. Прошло много времени, прежде чем Япония смогла выработать собственный стиль анимации и адаптировать новую технику под себя.

Основы современного аниме заложил уже после Второй мировой войны Осама Тэдзука, известный как «бог аниме и манги». Например, он развил технику использования больших глаз персонажей, чтобы передавать эмоции (идею позаимствовал у Диснея). К 1980-м аниме стало уже большой индустрией, началась так его золотая эра с множеством новых сериалов и полнометражных фильмов, которые сформировали основы аниме-культуры.

А с 1990-х годов аниме завоевало мир: именно тогда вышли в широкий прокат такие аниме-фильмы, как «Призрак в доспехах» и «Принцесса Мононоке» (этот фильм собрал по миру 160 миллионов долларов).

Экологические активисты, одетые в костюмы персонажей аниме (Пикачу, Наруто, Гоку и Дораэмон), призывают правительство Японии прекратить финансирование добычи угля, Пасай, Филиппины, 9 октября 2019 годаAP/Bullit Marquez

Мультфильмы — не только для детей

С годами аниме становилось все более сложным, принималось за серьезные темы. Появлялись аниме-сериалы для подростков и взрослых. Есть аниме чисто 18+ — порнографического характера — хентай.

Почти все сюжетные истории в аниме оригинальные, а не ремейки или сиквелы и приквелы уже существующих. Чаще всего аниме базируется на манге (японском комиксе), иногда на оригинальных сценариях. Но популярность манги такова, что истории ее появления даже посвятили отдельный сериал Bakuman.

Популярность аниме — не только в мультижанровости, но и в том, что фантазия авторов в рамках жанра ничем не ограничена. Но в аниме, как и в других жанрах, есть рамки, в которых развивается сюжет. Например, в фэнтези популярен ход, когда герой из нашего мира переносится в мир магии. Существует сериал, где герой попадает в другой мир и превращается в слизь (и в этом облике проходит испытания).

Для аниме характерен моральный релятивизм — когда в исследуемой теме не выделяют абсолютное добро или зло, наделяя всех персонажей как отрицательными, так и положительными чертами. Такая подача привлекает взрослую аудиторию, учит различать оттенки, а не делить на черное и белое.

Техника и культурный код анимации

Фанаты жанра говорят, что анимацию такого уровня анимации не найти ни в каких других мулитипликационных произведениях. В чем же секрет?

Аниме развилось в 70-х и 80-х годах прошлого века, когда были основаны известные аниме-студии, как Studio Ghibli и Sunrise. Поскольку большинство аниме-сериалов транслировались на телевидении, серии должны были выходить еженедельно, а бюджет был ограничен. И создатели должны были поразмыслить, как рисовать, чтобы сэкономить деньги и время. Поэтому фон в большинстве аниме — статический, а двигаться может, например, только рот говорящего персонажа. Когда появилась компьютерная графика, прием статики начал понемногу уходить в прошлое.

Адинн Адапон, одетая как богиня То Фити, на выставке героев аниме в Лос-Анджелесе, 5 июля 2018 годаAP/Jae C. Hong

Еще одна необычность — гипертрофированные эмоции. Например, если герой чем-то поражен, он может потерять сознание. Или же вокруг персонажа возникает пламя (как у диснеевского Аида) — это значит он крайне взбешен. Капля рядом с головой персонажа передает удивление. Несмотря на преувеличенные эмоции, в большинстве аниме используется реалистичный стиль графики, точно передающий пропорции тела. Гиперболизованность позволяет расширить спектр эмоций персонажей.

Чтобы сэкономить бюджет и сказать о персонаже как можно больше с помощью только его внешности, в аниме разработали свою символику. Цвет волос обозначает характер персонажа: герои с рыжими волосами эмоциональные, а с белым — меланхолики. Важен и размер глаз персонажа: что они больше, тем герой моложе и более открыт к миру. Отрезая себе волосы, персонаж отказывается от привычной жизни. Но это не четко регламентированная символика — скорее правила, в которых возможны изменения.

Некоторые сюжетные элементы аниме пришли из традиционной японской культуры. Перед поединком или во время него даже мелкий порез на лице от противника возмущает героя, ведь в Японии крайне важна красота лицо, а фраза «у вас красивая кожа» считается лучшим комплиментом.

Неподготовленного зрителя может поразить сексуализация персонажей в аниме (ее можно объяснить иным отношением к телесности, эротике, а еще тем, что целевая аудитория аниме-индустрии на ее родине — мужчины от 18 до 35 лет). Студии ориентируются на своего зрителя в Японии, и конечный продукт становится необычным для западного зрителя.

Аниме в западной культуре

На первый взгляд, аниме может показаться закрытым культурным жанром, но это не так. С выходом на мировой рынок оно повлияло на индустрию Голливуда и современные стриминг-сервисы. Боевик «Грань будущего» с Томом Крузом и научно-фантастический «Призрак в броне» со Скарлетт Йоханссон сняты по мотивам популярных манги и аниме.

Стриминговый сервис Netflix наращивает свой аниме-контент и все больше задействует западные нарративы: в этом году там вышел аниме-сериал по мотивам фэнтезийной игры Dota, а на 23 августа запланирована премьера сериала по мотивам вселенной «Ведьмака».

Иногда западная анимация становится квинтэссенцией аниме и знакомых нам мультфильмов. Именно таков мультсериал «Аватар: Последний защитник». Технически этот сериал не является аниме, но режиссеры смогли органично вплести культуру Азии, некоторые технические приемы жанра и поставить довольно взрослые вопросы для сериала, рассчитанного на детскую аудиторию.

Автор: Александра Калиниченко