«Французский вестник»: как Уэс Андерсон воплотил три своих мечты в новом фильме и снял сказку-пародию
Согласно теории авторского кино, возникшей в 1950-х годах во Франции, режиссер фильма — это ключевая фигура, и его замыслу подчиняется все в ленте.
Уэс Андерсон — именно такой автор. У его фильмов, как и у фильмов Квентина Тарантино, такой яркий и узнаваемый стиль, что об именах создателей догадываешься уже с первых кадров. Новый фильм Андерсона
«Французский вестник. Приложение к газете “Либерти, Канзас Ивнинг Сан”» даже выводит этот стиль на новый уровень. Как это удалось режиссеру?
В интервью британскому изданию Sight and Sound Андерсон рассказал, что хотел создать фильм-антологию, то есть представляющий собой сборник короткометражных фильмов. А еще снять кино о газете, и еще одно, которое пародировало бы французские ленты, и третье, с местом действия во Франции. А потом решил: почему бы не объединить этот замысел в один фильм? Так и возник «Французский вестник», который, пожалуй, стал первой попыткой использования вымышленного газетного текста как первоисточника для ленты — об этом свидетельствует визуальный язык истории. А почему бы и нет? Ведь книги постоянно экранизируют.
Этот выпуск газеты, точнее фильм, состоит из некролога, тревел-гида и трех коротких историй, объединенных группой рассказывающих их эксцентричных журналистов. Раньше режиссер структурировал свои фильмы на разделы, здесь он шагнул вперед и визуализировал один из выпусков газеты «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти, Канзас Ивнинг Сан”». Каждый раздел — это короткометражный фильм, в котором раскрывается сама история. Ее сопровождает закадровый голос писавшего ее журналиста. Разделы сопровождаются короткими интермедиями, благодаря которым мы оказываемся в редакции газеты, чтобы услышать отклик редактора на только что прочитанную или просмотренную историю.
Во многих фильмах Андерсон раскрывает значение семьи и неидеальности самых близких людей, которые учатся принимать друг друга и становиться лучше. Во «Французском вестнике» этот мотив хоть и на втором плане, но все равно именно он проходит красной нитью через весь фильм. В частности, это проявляется во взаимодействии журналистов и их главного редактора, который для них всех — как отец. Он готов поддерживать любые авантюры журналистов, если только они будут придерживаться одного правила «Не ныть!»
События происходят в вымышленном городке Энну-сюр-Блазе. По лучшим традициям Уэса Андерсона возникает ощущение искусственности, словно наблюдаешь за спектаклем, происходящим в ярком кукольном домике. Все украшения продуманы до деталей. И, как всегда, присутствует фанатичная Если кадр мысленно разделить пополам, то его стороны как будто отражают друг друга.симметрия кадра, которая уже стала одной из визитных карточек режиссера.
Как и в его предыдущем фильме «Отель Гранд-Будапешт», режиссер играет с соотношением сторон кадров. Обычно авторы останавливаются на одном формате, например 16:9, и тогда зритель видит изображение в рамках прямоугольника. Но Андерсон меняет форму кадра, чтобы она помогала ему рассказывать историю. Например, в «Отеле Гранд-Будапешт» смена формата сигнализировала о разных временных рамках. Если квадрат, то это прошлое, а если прямоугольник — настоящее.
«Французский вестник» снят в соотношении сторон 1,37:1 (почти квадратном), поскольку именно так выглядело большинство вдохновлявших режиссера французских фильмов. Но как только события становятся более динамичными, с погонями и революциями, экран расширяется, позволяя зрителю еще больше погрузиться в историю.
Еще один необычный элемент нарратива — цвет. В этом фильме черно-белая палитра символизирует события прошлого, а цвет — современность. Но не все так просто. Андерсон устанавливает свои правила игры, лишь затем, чтобы потом их нарушить. Когда только для событий в прошлом становится важным цвет, он сразу появляется на несколько секунд, как вспышка, чтобы потом снова стать черно-белым.
За виртуозной формой фильма и визуальным наслаждением от него содержание довольно часто отходит на второй план. Но это не значит, что оно неважно. Ведь здесь есть и уже упомянутые журналисты, горящие своей работой, и история о современном искусстве и его роли для общества, и то, как оно творится и становится известным на весь мир. Есть подростки, которые играют во взрослых и устраивают революции, но самой жизни еще не знают. А еще — сногсшибательная история похищения и погони, за которой кроется попытка человека найти свое место в мире. И когда пройдет первое впечатление от яркой обертки, сами истории еще надолго останутся в ваших мыслях.
«Французский вестник» — та работа, где Уэс Андерсон дал себе волю воплотить свои мечты и создать что-то новое и необычное. Как говорит редактор одному из журналистов в фильме: «Просто напиши так, чтобы выглядело, будто ты сделал это умышленно». Именно так и сделал режиссер. И у него получилось.