Где преувеличил Зеленский: анализируем выступление президента в Верховной Раде
Владимир Зеленский с опозданием отчитался Верховной Раде о первом годе своей работы. Начал с шутки про 5G, продолжил жалобами на предшественников, завершил личными достижениями на посту. Мы расспросили экспертов о «победах» Зеленского, и рассказываем, где он сказал правду, где преувеличил, а где приписал себе чужие заслуги.
Коронавирус
Начал свое выступление Зеленский с пандемии COVID-19, потому что, собственно, из-за карантина отчет перенесли, и пришлось рассказывать не о годе, а фактически почти о полутора. Несмотря на то, что сейчас ситуация с коронавирусом гораздо сложнее, чем весной, по словам Зеленского, первый этап мы выиграли и прошли его с минимальными потерями: «Есть прогнозируемое сокращение экономики и ВВП. Но оно коснулось всех. А по сравнению со многими европейскими странами падение у нас меньше».
Впрочем, с «прогнозируемостью» масштабов падения экономики соглашаются не все: «На самом деле период жестких ограничений с середины марта до начала мая сильно ударил по экономике в целом и по благосостоянию граждан. В те месяцы мы видели наибольшее падение экономики, которое измерялось двузначными цифрами. Кроме того, оно было неравномерно распределено по различным отраслям. Больше всего оно отразилось на работающих гражданах: многие были в вынужденных отпусках, многих уволили», — говорит директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
Закончил эту часть выступления Зеленский призывом носить маски, хотя сам такую рекомендацию неоднократно нарушал.
Война
Самым важным для себя пунктом предвыборной программы Владимир Зеленский называл завершение войны на Донбассе. Здесь тоже нашлось о чем рассказать: «27 июля было объявлено о прекращении огня. Сегодня режим тишины продолжается 86-й день подряд — самое продолжительное время за годы войны».
И это действительно так, хотя и с определенными нарушениями, подтвердила политический аналитик фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина: «Если оценивать все усилия по Донбассу, то это точно ключевое достижение за этот год. Но это вовсе не приближает к политической договоренности в рамках того же Нормандского формата».
Возобновление Нормандского формата — еще одно достижение, названное Зеленским. И с ним ситуация интереснее, поскольку фактически переговоры возобновились, но выигрышными для Украины их пока назвать трудно: «Активизация Нормандского формата состоялась. Но называть это реальным прогрессом я бы точно не стала по нескольким причинам. Во-первых, активизация “Нормандии” была в прошлом году исключительно за счет уступок со стороны украинских переговорщиков. И целый ряд этих уступок невыгодны тактически и даже стратегически: в том, что касается согласования формулы Штайнмайера и, соответственно, разведения сил», — пояснила Золкина. К тому же выполнила эти условия на 100%, по словам аналитика, только украинская сторона.
К тому же, как и в Минском формате, дальше разговоров продвинулись недалеко: «Обмена по всем спискам нет. Нет даже согласования Россией тех списков, которые Украина предоставляет гуманитарной подгруппе Минской ТКГ. Разминирования нет. Красный крест до сих пор не получил полноценный доступ к временно оккупированной территории. То есть, фактически, нет ни одного пункта из итогового Парижского документа, о котором можно сказать, что он на 100% выполнен», — добавила Золкина.
Надеяться на новый саммит, организация которого в приоритете у Офиса президента, по словам аналитика, сейчас оснований нет. Он должен быть посвящен политическим вопросам, в частности формуле Штайнмайера и апдейту законопроекта о местном самоуправлении в отдельных регионах, но гарантии до сих пор не выполнены.
Впрочем, определенное достижение по «Нормандии» у Офиса президента все же есть, и произошло оно в последние месяцы — возвращение к традиционной формулы «3+1» (где Париж, Берлин и Киев предварительно согласовывают позиции). Ранее, при содействии того же Офиса президента, был «перекос», когда делали ставку на прямые переговоры с Москвой, к тому же на неформальный канал — сначала Ермак-Сурков, потом Ермак-Козак. То есть сначала сделали хуже, а потом вернули как было и сделали переговоры более осторожными.
К военным достижениям можно отнести сохранение и усиление поддержки США, в частности, утверждение Конгрессом военной помощи Украине на сумму $250 млн. Хотя и здесь многое могло измениться из-за скандального телефонного разговора Зеленского с Трампом о расследовании дела Burisma, который мог стоить президенту США должности.
Коррупция
Борьба с коррупцией в Украине до сих пор не показывает реальных результатов, здесь даже президент Зеленский высказал свое недовольство правоохранительными органами. По его словам, для них все условия создали, а они все еще не работают. Но тезис о «созданных условиях» отрицают в Центре противодействия коррупции.
«Сначала были достаточно большие надежды — заработал Высший антикоррупционный суд, именно по инициативе Владимира Зеленского. Была во многом разблокирована работа НАБУ. Но где зимой этого года начался серьезный “откат” в борьбе с коррупцией. Во-первых, начались системные атаки, в том числе со стороны “слуг народа”, на деятельность НАБУ, появлялись различные инициативы для того, чтобы уволить директора НАБУ по политическим основаниям», — рассказала нам директор Центра Дарья Каленюк.
Кроме того, уволился глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, а нового руководителя еще не выбрали.
«Независимая конкурсная комиссия, которая должна это сделать, не совсем независимая: 6 из 7 членов комиссии от парламента не соответствуют требованиям закона», — добавила Каленюк.
И именно проблемы с САП и толерантность к коррупции, как утверждают в Европе и США, могут стоить нам еще одного достижения, которое озвучил Зеленский: «Безвизовому режима Украины с Европой ничего не угрожает. Кто бы что ни говорил».
Экономика
В экономике, несмотря на коронавирусный кризис, Владимир Зеленский насчитал немало «побед». Разбираем некоторые из них с директором Центра экономической стратегии Глебом Вышлинским. Начнем с уже обещанного президентом повышения минимальной зарплаты.
«Анонсированное президентом повышение минимальной зарплаты на 30% в следующем году может иметь много различных негативных последствий, начиная с ускорения инфляции, что ударит по доходам, в частности, пенсионеров. Это также может привести к увеличению безработицы, так как на многих предприятиях действительно платят зарплаты, которые меньше будущей минимальной. Это увеличит и налоговую нагрузку на бизнес», — пояснил Вышлинский.
Рост инфляции плохо отразится на еще одном достижении — снижении ставки Национального банка до 6%. Хотя и оно, по мнению Вышлинского, скорее заслуга предшественников: «Я бы не сказал, что это победа именно президента Зеленского, это, скорее, победа модели независимого Национального банка, которая имеет целью обуздание инфляции до оптимального для Украины уровня. И, собственно, если мы говорим о присвоении каких-то политических достижений, то я бы сказал, что это больше достижение Порошенко и парламентской коалиции того времени, так как закон, благодаря которому это сделано, принят в 2015 году».
Другие достижения, например, начало приватизации, по мнению эксперта, пока не принесли желаемых результатов.
«Что касается приватизации, “начали” — это правильное слово, но прогресса нет, кроме продажи одного отеля, которую нельзя назвать образцовой, так как до конца непонятно, кто конечный бенефициар, чьи именно деньги вложены в эту покупку», — добавил экономист.
Похожей можно назвать и ситуацию с рынком земли, разговоры о котором ведутся уже давно, а обещанных преимуществ до сих пор не видно.