Украина в эпицентре скандала в США. Какие последствия будут у телефонного разговора Трампа с Зеленским?

Президент США Дональд Трамп и его адвокат Рудольф Джулиани. Он встречался с помощником Зеленского Андреем Ермаком, которого «настойчиво призывал» расследовать деятельность Байдена
Президент США Дональд Трамп и его адвокат Рудольф Джулиани. Он встречался с помощником Зеленского Андреем Ермаком, которого «настойчиво призывал» расследовать деятельность БайденаEPA/PETER FOLEY

Украина уже несколько дней не сходит с первых полос американских СМИ. Все из-за телефонного разговора президента США Дональда Трампа с украинским лидером Владимиром Зеленским еще 25 июля. В нем Трамп якобы давил на Зеленского, чтобы Украина начала расследование против его основного конкурента на выборах-2020 — демократа Джо Байдена.

Жалобу об этом разговоре анонимно подал американский госслужащий, обеспокоенный «обещанием Дональда Трампа иностранному лидеру», и 19 сентября стало окончательно известно, что речь шла именно о разговоре лидеров США и Украины.

На следующий день комитет по разведке Палаты представителей потребовал от Трампа обнародовать стенограмму этого разговора. Конгрессвумен и кандидат в президенты от Демократической партии Элизабет Уоррен призвала начать процедуру импичмента из-за «попытки Трампа получить иностранную поддержку, чтобы выиграть выборы».

В чем конкретно обвиняют Трампа, какие у этого могут быть последствия и как следует реагировать Украине?

Что случилось?

12 августа Генеральный инспектор разведывательного сообщества США Майкл Аткинсон получил анонимную жалобу, что Дональд Трамп якобы что-то пообещал лидеру иностранного государства. Обличитель подчеркнул, что это обещание требует немедленного рассмотрения.

Позже в СМИ появилась информация, что жалоба касалась именно разговора с украинским президентом. Отвечая на вопрос журналистов, Дональд Трамп признал, что говорил с Зеленским — в том числе и о расследовании действий Байдена в Украине, когда тот занимал пост вице-президента США.

Аткинсон признал жалобу требующей немедленного рассмотрения и публично заявил о ее существовании 9 сентября. В то же время он отметил, что жалобу не передают в комитет Конгресса, как того требует закон.

Эту передачу якобы блокирует исполняющий обязанности Директора национальной разведки Джозеф Макгуайр. Он обратился в Минюст США и рекомендовал не передавать эту жалобу к законодателям.

Глава комитета по вопросам разведки Адам Шифф считает, что Макгуайр намеренно затягивает передачу жалобы. По его словам, Макгуайр должен был самостоятельно сообщить Конгрессу о жалобе. То, что этого не сделали, «вызывает серьезную озабоченность по поводу того, что Белый дом, Минюст или другие представители исполнительной власти пытаются сделать так, чтобы легитимная жалоба не попала к ее адресату, Конгрессу, с целью скрыть серьезные нарушения».

21 сентября комитет потребовал от Трампа обнародовать стенограмму беседы с Зеленским. С таким же требованием выступил Джо Байден.

Трамп говорит, что может обнародовать стенограмму, однако отмечает, что иностранные лидеры в таких разговорах должны чувствовать, что могут говорить открыто, что их слов не услышит весь мир.

При чем здесь Украина?

Дональд Трамп считает, что его вероятный соперник на выборах-2020 Джо Байден во время пребывания в должности вице-президента США шантажировал тогдашнюю украинскую власть.

Дело в том, что сын Байдена Хантер входил в совет директоров газодобывающей компании Burisma, принадлежащей главе министерства экологии Украины времен Януковича Николаю Злочевскому. При генпрокуроре Викторе Шокине компания фигурировала в нескольких производствах Генеральной прокуратуры Украины. В 2016 году Джо Байден угрожал отменить предоставление денежной помощи Украине, если Шокин не будет уволен.

В Белом доме считают, что таким образом Джо Байден хотел заставить украинских правоохранителей прекратить расследование относительно деятельности Burisma. Однако, согласно документам, которые оказались в распоряжении издания Bloomberg, даже если это и было целью Байдена, то он опоздал с подобным ультиматумом на год.

Ранее личный адвокат Трампа Рудольф Джулиани встречался с помощником Зеленского Андреем Ермаком, которого «настойчиво призывал» расследовать деятельность Байдена.

Что делает Офис президента?

Пока не комментирует и готовится к встрече Трампа и Зеленского в Нью-Йорке. Единственная реакция с украинской стороны прозвучала в интервью министра иностранных дел Вадима Пристайко hromadske. Дипломат отметил, что давления на Зеленского со стороны Трампа не было.

Тактика молчания крайне важна для украинского государства, чтобы не потерять двухпартийную поддержку США. Такого мнения придерживается международный обозреватель «Европейской правды» Сергей Сидоренко: «Уже приходится слышать, мол, у Украины „должна быть позиция“, она „должна воспользоваться ситуацией“. Но это не так. Бывают моменты, когда лучшая тактика — это молчание».

Аналитик Атлантического Совета США Адриан Каратницкий считает, что «очень важно, чтобы кто-то из правительства подчеркнул, что Украина не вмешивалась и не будет вмешиваться во внутренние дела США. И это важно повторять время от времени». Каратницкий подчеркивает, что это должно стать официальной позицией украинской власти.

Такого же мнения придерживается и глава Дипломатической академии Украины Сергей Корсунский. Ранее в комментарии hromadske он сказал, что игнорировать эту проблему нельзя, но и вмешиваться во внутренние дела США Украине не стоит: «Не наше дело вмешиваться в ситуацию внутри Соединенных Штатов. У них достаточно опыта и 200 с лишним лет истории демократии, чтобы самим выбирать себе президента».

Кому это выгодно и какие последствия это может иметь для Трампа?

Скандал, с одной стороны, выгоден демократам, которые стремятся снизить рейтинг Трампа перед выборами в 2020 году. Вряд ли это приведет к его импичменту, однако может помешать Трампу переизбраться в 2020 году, считает Адриан Каратницкий.

Однако, как отмечает Каратницкий, попытка запустить процедуру импичмента может сыграть и против самих демократов: «Это может иметь эффект бумеранга: не обязательно будет способствовать [импичменту], зато может консолидировать поддержку Трампа... Это может иметь непрогнозируемые последствия, как, например, обвинения республиканцев против [Билла] Клинтона. Это может иметь обратный эффект».

В 1998 году процедуру импичмента против тогдашнего президента-демократа Клинтона заблокировал Сенат, в котором большинство было у демократов. А обвинения республиканцев в итоге превратились в рост поддержки Клинтона.