Gestapo стиль. Как ФСБ приходит за украинцами в Херсоне
россия разворачивает репрессивный аппарат на оккупированных территориях. росгвардия и ФСБ целенаправленно ищут и задерживают украинцев, которые могут организовывать протесты и выступать против оккупации. Первым городом, из которого поступили сообщения об обысках и задержаниях, стал Херсон. Кого ищут оккупанты и кто им в этом может помогать — в материале hromadske.
«400 задержанных херсонцев»
9 марта официальные украинские источники сообщили, что оккупанты задержали в Херсоне 400 человек.
Об этом на своей фейсбук-странице проинформировал Генштаб ВСУ. В сообщении говорилось, что оккупанты пытаются установить административно-полицейский режим. Для этого в Херсонскую область ввели подразделения росгвардии. Именно их представители задержали более 400 граждан Украины.
О входе росгвардии и Специальный отряд быстрого реагированияСОБР в Херсон стало известно еще 5 марта. hromadske писало об этом в материале о первом организованном митинге в городе.
Вслед за Генштабом о 400 задержанных сообщила и омбудсмен Людмила Денисова. «Неправомерно арестовали уже более 400 граждан Украины за сопротивление властям захватчиков», — написала Денисова 9 марта в своем телеграм-канале.
Также она заявила о захвате российскими боевиками следственного изолятора в Херсоне. По ее словам, персонал и удерживаемые лица из херсонского СИЗО были эвакуированы заранее. А российские войска оборудовали там базу для нужд подразделений росгвардии и готовятся размещать задержанных украинцев.
В тот же день hromadske начало проверять официальную информацию. Местные жители подтвердили захват СИЗО, но в количестве задержанных они выражают сомнение.
«Про 400 не можем подтвердить. Это очень много. В области нет столько активистов. И это было бы заметно», — написал херсонский журналист.
На следующий день, 10 марта, один из инициаторов украинских протестов в Херсоне, Сергей Павлюк в фейсбук-стриме также заявил, что задержание 400 человек не подтверждено.
«Но оккупанты сегодня активно передвигались по Херсону. Я знаю, что они нашли точки СБУ, и сейчас у них в руках есть архивы, кто с ней сотрудничал в Херсоне. Поэтому вроде бы сегодня были какие-то аресты. Это подтвержденный факт», — рассказал Сергей Павлюк.
Первый пленник
9 марта на ютуб-канале Rus Criminal было опубликовано видео с задержанным в Херсоне. Мужчина представился Александром Федюниным. Местный журналист подтвердил, что это действительно Федюнин, сотрудник местного военкомата. Также он упоминается как начальник группы гражданско-военного сотрудничества воинской части А 7053. Это 124 отдельная бригада территориальной обороны Херсонской области.
На видео Федюнина спрашивают по-русски о причине его задержания.
«Пытался снять растяжки возле здания “Скифии”», — отвечает украинец. После этого автор видео переспрашивает, что это за здание. Из этого следует, что русскоязычный мужчина — не местный. В Херсоне, наверное, каждый знает местный телеканал «Скифия», вещающий почти три десятилетия. Три года назад телеканал переименовали в «UA: Херсон».
О минировании здания телеканала стало известно еще 3 марта после его захвата российскими оккупантами.
Впоследствии версия задержания Федюнина в российской пропаганде изменилась. Майора ВСУ начали обвинять в том, что он должен был забрать из тайника оружие и взрывчатку и передать их диверсионной группе для проведения теракта в Херсоне.
Дальнейшая судьба Федюнина неизвестна.
Россияне охотятся за «Нацкорпусом»
С 10 марта из Херсона стало поступать все больше сообщений о том, что российские оккупанты разыскивают местных активистов.
«9 марта росгвардия взломала и разгромила пустой с начала наступления орков на Херсон офис “Самообороны” на Маяковского, 5 Он заминирован, на втором этаже дома находились (и сейчас могут находиться) 1-2 снайпера», — написала в Facebook администратор группы «Самооборона Херсон» Инна Усачева.
Также она рассказала, что 10 марта пришли домой к Никите Тютюннику — одному из активистов. «росгвардия с использованием автоматического оружия и гранат штурмовала квартиру. Все живы, выбиты несколько дверей, поврежден лифт», — заявила Усачева.
По информации местных журналистов, в момент штурма Тютюнника в квартире не было. Но там находились его родственники. «Также обыски прошли у его ребят», — сообщил hromadske местный журналист.
Никита Тютюнник с 2017 года возглавлял херсонское отделение политической партии «Национальный корпус». Также он является одним из инициаторов создания муниципального футбольного клуба «Кристалл». Автор познакомился с Тютюнником на матче команды в 2018 году. Кроме того, Тютюнник был одним из активных участников акций «Кто заказал Катю Гандзюк?»
Группа российских спецназовцев посетила и действующего лидера херсонской ячейки «Нацкорпуса» Ивана Старостенко. В конце 2019 года он стал известен на всю страну своими действиями против правоохранителей на протесте у Верховной Рады. Сейчас мужчина участвует в боевых действиях в составе «Азова».
Через свой Instagram Старостенко передал привет «оркам в Херсоне и всему сепарскому движу, который возглавляет Стремоусов» (Кирилл Стремоусов — пророссийский блогер-коллаборант из Херсона, — ред.)
«Ко мне вы приезжали по двум адресам. На один адрес — четыре раза. Что искали, непонятно. Вы впятнадцатером приезжали в дом, где живет девушка нашего парня. Повсюду катаетесь по 15-20 человек на броне. Вы пытаетесь найти нас. Но не найдете — мы вас найдем. У вас одна дорога и одна судьба: вы сдохнете», — написал Старостенко.
«Оккупанты решили сделать из Херсона концлагерь»
11 марта представительство президента Украины в Автономной Республике Крым на своей фейсбук-странице сообщило, что в Херсоне оккупанты ищут людей по домашним адресам — в основном участников АТО/ООС, украинских правоохранителей, представителей крымскотатарского сообщества. В то же время мародеры оккупантов не интересуют.
В тот же день пользователь Twitter «KherRadio/Радио Херадио» сообщил о действиях оккупантов в одном из жилых микрорайонов города — Остров. «Ходят по домам и арестовывают причастных к СБУ / Нацполиции / ТРО / добровольцам. Оккупанты решили сделать из Херсона концлагерь. Похоже, что москали очень хотят все-таки принудить Херсон к коллаборации, арестовывая активистов и потенциальных партизан», — написал «KherRadio/Радио Херадио». К этому сообщению было добавлено видео очевидцев с комментарием: «По внешнему виду — это ФСБ/росгвардия (черные броники)».
Местная журналистка рассказала hromadske о действиях оккупантов: «Утром в двух домах заблокировали выходы из подъезда и кричали “сдавайте нациков, иначе не уйдем, будете заблокированы”. Потом, через полчаса-час, ушли. Кого ищут, непонятно».
Пособник оккупантов в Херсоне
Старостенко в своем видео назвал главой «сепарского движа» в Херсоне Кирилла Стремоусова. Последнего в сотрудничестве с ФСБ винит и администратор группы «Самооборона Херсон» Инна Усачева.
«Орки ходят по адресам, известным благодаря агентуре ФСБ, вроде Кирилла Стремоусова», — написала она.
В настоящее время Стремоусов находится в Херсоне и записывает видео, которые публикует в Youtube. Так, в ролике от 9 марта он возлагает на Владимира Зеленского ответственность за тысячи погибших, главу Николаевской областной военной администрации Виталия Кима называет «дегенератом», а Херсон — освобожденным на многие столетия городом.
«Фашистов гасили, будем гасить в параше, в любой ситуации. Фашисты, готовьтесь, с вами никто разговаривать здесь не будет», — говорит Стремоусов в своем видео.
10 марта в телеграм-канале проекта «Информационное сопротивление» опубликовали информацию о возможной связи Стремоусова с ФСБ. В подтверждение этому добавили переписку, которую якобы получили украинские хакеры. По утверждению авторов, в переписке также участвовали сотрудник ФСБ Валерий Солоха и коллаборант из Херсона Виктор Яценко. Последний родился в Херсоне, некоторое время был «министром связи ДНР», объявлен СБУ в розыск.
В этой переписке Стремоусов пишет, что его люди показательно похитсят проукраинского активиста, роль которого сыграет его знакомый Саша. А на следующий день должно появиться видео, в котором Саша сообщит о сотрудничестве с СБУ и причастности спецслужбы к организации митингов в области. Собеседник отвечает, что в видео должно быть и то, что СБУ хочет спровоцировать человеческие жертвы среди мирного населения, чтобы потом обвинить в этом россию.
Описанное в переписке происходило в действительности.
5 марта на акции протеста в Херсоне произошел инцидент. Оккупанты предприняли попытку задержать человека. Протестующие пошли его отбивать. Впоследствии это привело к стрельбе в воздух. То есть это могло быть описано как «показательное похищение проукраинского активиста». Но все пошло не по плану. Протестующие задержанного отбили.
Постановочные видео от коллаборантов
А 8 марта на ютуб-канале Стремоусова вышло видео с «Сашей». Мужчина на видео представился активистом и блогером Александром Тарасовым. Человек с такими данными возглавляет херсонский медиа-профсоюз.
Саша рассказал, что с 2011 года сотрудничает с СБУ, а также, что митинги в Херсоне координируются СБУ, чтобы спровоцировать жертвы.
При этом «Саша» сидит на фоне украинского флага и якобы находится на допросе у мужчины. Последний, в частности, спрашивает: «Почему москали хотели отбить тебя у нас?» Все это выглядит как постановка и выбивается из общего фона видео, выложенных на Youtube-канале Стремоусова.
Достоверно подтвердить обнародованную «Информационным сопротивлением» переписку херсонца Стремоусова с ФСБ hromadske не может. Но деятельность Стремоусова с начала захвата Херсона россиянами свидетельствует о его сотрудничестве с оккупантами. Он действительно может быть причастным к преследованиям украинских активистов в городе.
Карательные операции россиян
Действия оккупантов в Херсоне подтверждают информацию, которую западные издания обнародовали накануне. Так, Financial Times в материале от 7 марта сообщала о подготовке ФСБ карательных акций в захваченных украинских городах. Целью этих операций должно было стать подавление протестов украинцев.
«Российские официальные лица рассматривают агрессивные меры по подавлению вероятных протестов и сопротивления», — писало издание со ссылкой на данные западных спецслужб. При этом ФСБ должно было задействовать репрессивные задержания организаторов митингов и даже публичные казни.
Еще до начала широкомасштабного вторжения издание Foreign Policy писало о том, что разведка США получила данные, что россия планирует атаковать в Украине политиков, активистов и российских диссидентов. И соответствующие списки для ареста или убийств были подготовлены еще до начала войны. «Эти действия, которые в предыдущих российских операциях включали целенаправленные убийства, насильственные похищения, применение пыток, вероятно, будут направлены на тех, кто выступает против действий россии», — говорилось в публикации.
Один из инициаторов протестов в Херсоне Сергей Павлюк в Facebook-стриме 5 марта рассказал о своем опыте общения с человеком, который вел себя как ФСБшник. Произошло это у здания Херсонской облгосадминистрации в день массового протеста. «Я никогда не общался с КГБшниками, а здесь прямо понимаешь: вот да, четкая промывка мозгов, очень вежливо. Я понял, что значит “вежливые люди”. Но это военные. Им по барабану. У них приказ и они будут его выполнять», – рассказал Павлюк. При этом он добавил, что россияне записали его телефон якобы для дальнейшей связи. После этого Павлюк продолжает каждый вечер выходить в прямой эфир и называть россиян оккупантами.
А пользователь Twitter с ником «KherRadio/Радио Херадио» после первых задержаний и обысков сравнил действия росгвардии в Херсоне с гестаповскими: «Важно, что россияне не осуществили полной блокады Херсона по состоянию на 11 марта 2022 года. Следовательно, единственным успешным результатом передвижения их танков по Украине стало: 1) принуждение Херсона к подчинению под угрозой голода; 2) блокировка возможности протестов путем ареста активистов в стиле Гестапо».
* * *
11 марта оккупанты среди бела дня похитили мэра Мелитополя Ивана Федорова. Накануне он отказался сотрудничать с россиянами. На следующий день несколько тысяч жителей города вышли на улицы с требованием отпустить мэра. Поэтому пока стратегия устрашения заканчивается для оккупантов результатом, противоположным тому, какой они ожидают.