«Нам россия тут не нужна!» Херсон вышел против оккупантов

Митинг против российской оккупации в Херсоне, 5 марта 2022 года
Митинг против российской оккупации в Херсоне, 5 марта 2022 года«Суспільне. Херсон»

Херсон стал очередным городом, в котором жители вышли против оккупационных войск. На 5—й день присутствия российских военных несколько тысяч херсонцев собрались на центральной площади. Пришли они с украинскими флагами и лозунгами «Позор!», «Домой!», «путин — ху#ло», «Фашисты!», «Херсон — это Украина!», «Слава Украине!» Российские войска открывали огонь в воздух, но разогнать протест им не удалось.

Херсон — это Украина, они — оккупанты

«Марш единства удался. Мы высказали свою позицию: Херсон — это Украина, они — оккупанты», — подытожил главный режиссер областного академического музыкально-драматического театра имени Кулиша Сергей Павлюк. Он был одним из тех, кто призвал жителей Херсона выйти на протест

Когда утро начинается со взрывов

hromadske пообщалось с Сергеем накануне акции, чтобы узнать ситуацию в городе и настроения херсонцев.

«Утро 4 марта в Херсоне началось со взрывов. Мы проснулись, выпили кофе и поехали помогать муниципальной страже». По словам Павлюка, учреждение помогает многодетным семьям и людям, которые не могут выходить из дома. Им развозят продукты. Также муниципальная стража следит за порядком, ловит мародеров. В городе сейчас не работает полиция, а в сети публикуют видео со случаями мародерства.

Вместе с муниципальной стражей Сергей Павлюк сортирует гуманитарную помощь и развозит ее херсонцам.

«Это гуманитарка от предпринимателей города. У нас мародеры начали грабить крупные магазины. И владелец супермаркета “Сільпо” дал разрешение на вывоз его продукции и раздачу людям», — говорит Павлюк.

Неудачная видеопостановка

3 марта появилась информация, что в Херсоне планируется акция «Мы — за “ХНР”». По информации Военного телевидения Украины для этого из Крыма завезли толпу провокаторов.

А Сергей Павлюк вспоминает, что в тот же день сообщили о «рашистской гуманитарке, чтобы снять ролик». И якобы именно под это событие должны были прибыть автобусы с людьми и триколорами.

Это очередная пропагандистская кампания россиян — продемонстрировать, что российские военные заботятся об украинцах. Подобный сюжет снимали в Харьковской области и в Геническе. Из Севастополя сделали материал о сборе «гуманитарки». В то же время российская пропаганда не упомянула, что до начала открытого вторжения россии ни в одном уголке Украины не было перебоев с поставкой продуктов.

В самом Херсоне также нашлись лица, называвшие «гумконвой из Крыма» спасением города от «катастрофы и голода». Речь идет о Кирилле Стремоусове. Это известный местный пророссийский «активист», перед войной занимавшийся антиковидными протестами. Сейчас он остается в Херсоне и продолжает распространять российскую пропаганду, в том числе о том, что «фашиствующие элементы захватили Украину».

«Кому-то тут нужна еда от оккупантов?»

О раздаче «гуманитарки» в Херсоне Павлюк узнал 4 марта примерно в час дня. Сейчас в Херсоне не работает мобильная связь «Киевстар» и «Водафон».

«Я понял, что что-то случилось. Побежал в центр города. Уже не успел к самому началу. Там собрались хорошие люди, устроившие протест», — говорит Павлюк.

Как происходила раздача «гуманитарки», можно увидеть на видео, которые впоследствии выложили в сеть херсонцы.

На центральной площади появились белые грузовики в сопровождении российских военных и одного видеооператора. А вот желающих получить «помощь» было меньше десятка. «Может, несколько наших бездомных, а может, привезли», размышляла женщина, наблюдавшая за действом.

«Кому-то тут нужна еда от оккупантов?»спрашивал по-русски мужчина с телефоном. «Нет!» — отвечали наблюдатели. И дальше уже традиционное: «Русский корабль, иди нах#й!»

В соцсетях мужчину с телефоном идентифицировали как бывшего офицера МВД Валентина Гладких. Он также обращался к российским военным: «Вы нашу позицию услышали: нам от вас ничего не нужно. Забирайте и уезжайте домой. Пока есть коридоры, поезжайте к своим семьям. Не надо нас ни от кого спасать. Бандеровцев здесь нет. Нам ваше масло нахрен не нужно».

Также прохожие пытались пристыдить тех, кто брал «помощь». «Голодаете, что ли? Кому вы продаете Украину?» — слышно по-русски на видео из центра Херсона.

«Самое крутое, что кроме нескольких бабушек, никто на эту “гуманитарку” не повелся. И вот они постояли почти три часа, свернулись и уехали», — подытожил пропагандистскую акцию россиян Сергей Павлюк.

Ситуация с продуктами и лекарствами

Отказ от российской «гуманитарки» резонирует на фоне того, что в Херсоне ощущаются перебои с работой продуктовых магазинов и завозом необходимых продуктов.

«Люди стоят в огромных очередях в магазинах, аптеках, закупаются. Никто же не знает, что будет завтра, а еда портится и кончается. Конечно, нужна гуманитарная помощь. К тому же очень много больниц, детских домов. У всех есть потребности», — рассказывает Сергей Павлюк.

Очереди в магазины можно увидеть и на видео местных жителей. А некоторые призывают не скупать все продукты, а брать только необходимое количество, чтобы осталось и другим.

Красный свет на «зеленый коридор»

О необходимости «зеленого коридора» для провоза гуманитарной помощи говорит и мэр города Игорь Колыхаев. И вроде бы о «зеленом коридоре» удалось договориться, но в конце концов обязательства не выполнили.

4 марта Колыхаев сообщил, что в город могли заехать фуры с продуктами и «гуманитаркой». И хотя это согласовали на самом высоком уровне, машины не пропустили. Также мэр Херсона отметил, что город находится в кольце. Наверное, речь идет об оцеплении российскими войсками.

5 марта Колыхаев снова написал на своей Facebook-странице, что с «зелеными коридорами» тишина. «Нам все сочувствуют, однако реальной помощи пока нет. Спасибо всем партнерам за сформированные гуманитарные конвои, но НАМ НЕ ДАЮТ ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР! Озвученные договоренности пока не работают»,сообщил мэр Херсона.

«Они реально уверены, что у нас фашизм, и они нас спасают»

Сразу после раздачи россиянами «гуманитарки» Сергей Павлюк записал видеообращение с призывом к херсонцам выйти на протест 5 марта в 10 утра. «Херсон вспыхнул. Нашу украинскую силу показывают ВСУ, терроборона, они с этим справляются. А гражданские должны показать единство в мирной акции против рашистов», — объяснил он инициативу.

О ситуации в городе Павлюк говорит, что 4 марта стояли блокпосты с 2-3 БТР и 10-15 «орками» (имеются в виду российские военные, — ред). В то же время местные жители интересуются у оккупантов, зачем они пришли в Украину.

«Основное, что от них слышишь, что будто бы они освободители и приехали нас спасать от фашистов. Это я несколько раз в день слышал. Они реально уверены, что у нас фашизм, и они нас спасают. И очень удивляются, почему их тут так не любят», — говорит Павлюк.

1 марта россияне вошли в Херсон с разных сторон. При этом они обстреливали жилые кварталы, школу. В общей сложности погибли более 40 херсонцев.

Сергей Павлюк считает, что россияне прячутся в городе от Вооруженных сил Украины. «Они были на окраине, в Антоновке, Чернобаевке. Ребята из ВСУ их там хорошо посмолили. А сейчас они прячутся в городе. Заняли железнодорожный вокзал, речной порт, гостиницу “Фрегат”. Они там ночуют, прячутся по домам», — считает главный режиссер херсонского театра.

«Они такие мудаки»

В то же время Сергею Павлюку сложно ответить на вопросы, что именно российские военные контролируют в городе.

«По всему Херсону висят наши флаги, и это очень радует. Но не нужно быть большим стратегом, чтобы понять: не поднимая триколора, они не берут на себя ответственность за этот город. Вроде бы они и не оккупанты. Флаг не подняли, значит, город не оккупировали», — говорит Павлюк.

Херсонец сетует, что в национальных медиа его городу почти не уделяли внимания. «Я трое суток слушал новости по телевидению, и Херсона словно не существовало», — жалуется Павлюк. Уже после этого оккупанты захватили местную телебашню, заминировали местный телеканал «Скифия» и включили в эфир российское телевидение.

Также Павлюк рассказывает о случае, возмутившем многих херсонцев. Ведущий «1+1» Егор Гордеев в прямом эфире заявил: «Херсон — не тот город, где за украинское знамя могли кровь отдать. Это русскоязычный город, там очень много русских». После этого в соцсетях обратились с требованием к «1+1» уволить Гордеева.

Павлюк хоть и возмущается заявлением Гордеева, но добавляет, что это его вдохновило на протест. «Я ему очень благодарен, он меня заставил перешагнуть через страх и говорить гораздо громче, чем я до этого говорил», — объясняет Павлюк.

И добавляет, что существуют глупые стереотипы по поводу херсонцев. На самом деле, основная масса жителей города против оккупантов. «И нет разницы, на каком языке люди говорят — на русском, украинском или каком-то другом. Настроения в Херсоне патриотические. Людям не нравится, что пришли на их землю. Людям не нравится, что им рассказывают, как им передвигаться. Не нравится бояться, когда в них стреляют, собирать куски своих детей по асфальту, если вы знаете, что в Херсоне происходило. Такие вещи не прощают», – говорит Павлюк.

Маленькая жительница Херсона поет в оккупированном городе «Батько наш Бандера»

В заключение hromadske поинтересовалось, что вдохновляет самого Павлюка открыто выступать против вооруженных оккупантов.

«Вдохновляют жена и дети. У меня пятеро детей от 20 до 1,5 лет. Малышка сидит и рисует Украину. И поет “Батько наш Бандера”». Когда он говорит последние слова, на фоне слышно, как девочка действительно заводит песню.

5 марта во второй половине дня из Херсона начала поступать информация о том, что российские войска выходят из города. На их место заезжают силы СОБР (Специальный отряд быстрого реагирования, — ред) и Росгвардия. Эти силовики, как правило, не участвуют в военных действиях, а обеспечивают правопорядок. Очевидно, это делается для того, чтобы больше не допустить митингов в Херсоне. На видео с утреннего митинга можно заметить серые машины с людьми в черной форме. Это первые силы СОБР, которые уже к утру появились в Херсоне.