Главный блокбастер осени. Почему стоит посмотреть фильм «Дюна» — самую эпическую премьеру года

Голливудские студии не впервые экранизируют научно—фантастический роман «Дюна» Фрэнка Герберта. Еще бы, за 50 лет существования книга стала самой продаваемой в своем жанре. Рассказываем, почему нынешняя кинопопытка — в отличие от предыдущих — это заявка на успех.

История киноадаптаций «Дюны» полна провалов. Сначала классик андеграундного кино Алехандро Ходоровский не смог найти финансирование (он задумывал 14-часовой фильм). Затем за дело взялся Дэвид Линч — но не мог воплотить свое видение из-за постоянного вмешательства продюсеров. Ленту, которая вышла в кинотеатрах, перемонтировали, как того желала киностудия. Дэвид Линч, считая фильм полным провалом, отказался от фильма после его выхода.

В 2017-м появились первые слухи о новой «Дюне». Некоторые из них готовили зрителей к новому провалу, а некоторые, наоборот, обнадеживали: на этот раз все получится. В режиссерском кресле оказался Дени Вильнев. Его философская притча о времени, судьбе и инопланетянах «Прибытие» и современная адаптация «Бегущий по лезвию 2049» доказали: он может создавать масштабные сай-фай картины, которые нравятся и студийным боссам, и кинокритикам, и зрителям.

Обложка первого издания романа Фрэнка Герберта «Дюна»

Вот только каст будущей картины вызвал беспокойство. На главные роли утвердили молодых звезд Тимоти Шаламе и Зендею. К актерскому составу присоединились также номинанты и лауреаты многочисленных номинаций, от «Оскара» до «Золотого глобуса», Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Хавьер Бардем. Как показывает опыт, невозможно поставить на все роли звезд класса А, вытянуть маркетинг-стратегию на громких именах и думать, что все получится. Чаще всего, стольким звездам просто нечего играть — невозможно всем дать достаточно экранного времени и глубоко раскрыть каждого персонажа. В этом случае дело не в сценарии, а именно в постановке фильма. Но об этом позже.

Фильм рассказывает об одном из Великих Домов Империи — Атрейдесах. Герцогу Лето император передает во владение планету Арракис — опасную песчаную планету, на которой добывают Пряность. Это дорогое психоделическое вещество, которое используют пилоты — поэтому их сознание меняется настолько, что делает возможными межгалактические путешествия. Герцог Лето, его семья — наложница Джессика и их сын, Пол Атрейдес, попадают в водоворот политических интриг и борьбы за власть.

Сложность киноадаптации состоит в том, что роман Фрэнка Герберта очень многослойный: его можно читать как приключенческую историю, притчу об экологии, историю о религии и вере, или мифологическом пути героя. Дени Вильнев сделал все возможное, чтобы передать эту многослойность в кино.

Визуальная часть фильма впечатляет. «Дюна» — это тот случай, когда каждый отдельный кадр можно рассматривать как самодостаточную фотографию. Четкие геометрические фигуры городов и техники играют на контрасте с плавными линиями песчаных барханов. Туман сменяется песчаной бурей, и зритель постоянно чувствует себя дезориентированным — как и главные герои фильма.

Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение от Ханса Циммера («Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Интерстеллар»). Оно уникально, масштабно и одновременно подчеркивает мифологичность действия и его грандиозность. Как говорил режиссер: «Мы договорились, что в музыке должна быть духовность. То, что возвысит душу».

Постер к фильму Дени Вильнева «Дюна»Warner Brothers

Однако на этом эпическом фоне теряется самое главное — история. Все герои становятся лишь маленькими частицами большой композиции. Поэтому, даже когда главные герои оказываются в смертельной опасности — не возникает эмоционального отклика и сопереживания. Идентификации с героями не происходит, все воспринимается через призму мифа, в котором неважно, погибнет герой или выживет.

Другая проблема — в полном названии: «Дюна. Часть первая». Это только половина фильма, длиной в 2,5 часа. Из-за этого некоторые персонажи появляются лишь в конце ленты (например, Чани, которую играет Зендея), и зритель видит только половину истории одного из героев, Пола. Не хватает ощущения завершенности. Но съемки второй части еще даже не начинались, и будет ли она вообще — зависит от кассовых сборов и киностудий.

Так стоит ли смотреть «Дюну»? На языке Империи эта фраза означает искреннее удивлениеКулл вахад, да! Эта космическая опера точно поразит своим масштабом, мирозданием и оставит ощущение, что нужно пересмотреть еще раз, чтобы найти новые смыслы в истории.

Автор: Александра Калиниченко