Голосование по-новому, вера в коронавирус и сила протеста: с чем на выборы в Беларуси идут оппоненты Лукашенко
9 августа Беларусь будет выбирать президента. За неделю до голосования вспыхнул скандал с вероятным вмешательством России — из-за задержания 33 российских наемников частной военной компании Вагнера под Минском. Меры безопасности на предвыборных митингах кандидатов в президенты поэтому значительно усилили. Были опасения даже, что выборы могут отложить. Но пока все идет по плану — и с действующим главой страны Александром Лукашенко соревнуются еще четверо кандидатов, которых 14 июля согласовала ЦИК. Что о них известно и насколько вероятна их победа?
Светлана Тихановская
37-летняя Тихановская — единственная кандидатка от оппозиции, которую зарегистрировали для участия в выборах. На предвыборных митингах она просит людей отдавать голоса не за ее политическую программу (четко прописанной ее у Тихановской не было до 27 июля), но за потенциальные изменения, которые ожидают Беларусь в будущем. Кроме того, кандидат включилась в борьбу, не имея политического опыта (Тихановская филолог и преподаватель по образованию) и надежной команды. Ее муж Сергей Тихановский тоже не был опытным политиком, но компенсировал это популярностью — и его не допустили к участию в выборах.
Тихановского — популярного блогера, автора блога «Страна для жизни», задержали впервые во время одного из стримов — тогда Светлана решила бороться за президентство вместо него, надеясь, что это лишь временно. Однако 29 мая во время пикета по сбору подписей в поддержку Светланы в Гродно Тихановского снова задержали якобы за «действия, грубо нарушающие общественный порядок» и арестовали вместе с 18-ю сторонниками. До сих пор Тихановский в СИЗО. А иронический лозунг его предвыборной кампании «Стоп таракан» стал одним из лозунгов протестов против арестов — как Тихановского, так и других кандидатов.
Именно из-за заключения мужа Светлана и решила бороться дальше на выборах. Один из главных тезисов его кандидатской программы тоже созвучен с этой ситуацией — вернуть белорусам право на честные выборы. «Сергей, я сильно тебя люблю. И все это делаю только ради людей, которые последовали за тобой, поверили в тебя», — обратилась к мужу Светлана после регистрации кандидатом на выборах.
В первых посланиях к гражданам она призвала правоохранителей прекратить задержания людей на массовых акциях протеста. После ареста мужа Тихановская начала получать угрозы, поэтому вывезла детей в одну из стран ЕС. В интервью «Еврорадио» она отметила, что именно разлука с семьей дается ей сложнее всего во время предвыборной гонки.
Тихановский — не единственный известный оппозиционный кандидат, которого отстранили на этих выборах. Штабы популярного кандидата от оппозиции Виктора Бабарико, который сейчас тоже в тюрьме, и Виктора Цепкало, выехавшего из Беларуси, —поддержали Тихановскую своими ресурсами. Фотографии трех женщин — Марии Колесниковой, руководительницы избирательного штаба Бабарико, Тихановской и Вероники Цепкало — жены Валерия Цепкало, — стали символом единства в протесте против заявлений Лукашенко о том, что «Конституция Беларуси — не под женщину». В предвыборной кампании Тихановской есть и другие элементы протеста против риторики Лукашенко: например, на агитационных плакатах и открытках она изображена в маске: таким образом подчеркивает, что коронавирус — это реально существующая проблема даже в Беларуси, хотя президент этого это признает.
В программе Тихановской есть немного и о внешней политике. О ней она мало говорит и в интервью. Лишь недавно, отвечая на вопрос «Чей Крым?», Она ответила: «Можно я скажу так, как принято говорить в нашей стране, как принято по международным законам? Юридически Крым украинский, фактически — российский. И не мучайте меня больше». Также Тихановская настаивает на необходимости добрососедских отношений с Россией, но против союзного договора. И говорит, что зависимость белорусской экономики от российской — результат неэффективного управления страной.
Анна Канопацкая
Канопацкая считает, что шансы стать президентом на этих выборах есть только у Лукашенко и у нее самой, подчеркивая, что она — опытный политик. 43-летняя кандидат — дочь первого долларового миллионера Беларуси Анатолия Трухановича, юрист по специальности, в политике еще с 1995-го. В 2016—2019 гг. была депутатом Палаты представителей Национального собрания шестого созыва от Объединенной гражданской партии Беларуси. Несколько раз от этой же партии баллотировалась на местных и парламентских выборах.
Кандидат отказалась участвовать в теледебатах с конкурентами: «Как опытный политик я не имею никакого желания соревноваться с более слабыми оппонентами. Мне еще вскоре страной управлять». Также она решила не проводить встречи с избирателями — единственная из всех кандидатов. Сама Канопацкая называет себя кандидатом от оппозиции, но ее противопоставляют скорее не Лукашенко, а альтернативным кандидатам. В свое время, будучи депутатом парламента, она разработала законопроект, который гарантировал бы неприкосновенность и пожизненную материальную поддержку президенту после завершения его терминов (в народе его прозвали «законом о гарантиях Лукашенко»). Законопроект так и не приняли, однако с Объединенной гражданской партии Канопацкую исключили. «Я за бескровную и демократическую передачу власти», — утверждает кандидат и сейчас.
За время предвыборной кампании Канопацкая не раз резко высказывалась о своих конкурентах. «Кухарка не может быть президентом», — заявляла она в одном из недавних интервью о Тихановской. В июне Канопацкая поссорилась с ныне отстраненным и арестованным Бабарико: «Я искренне убеждена, что менеджер "Газпрома" не может быть президентом нашей страны. Это равносильно тому, что педофил не может быть воспитателем в детском саду. Независимость Беларуси не продается ни за какие деньги», — говорила Канопацька и обещала «не торговать суверенитетом и независимостью» страны. После регистрации кандидатов заявила, что не собирается объединяться ни с кем, потому что видит в других кандидатах «влияние российских кукловодов».
Главное обещание Канопацкой белорусам — демократия, которой еще не видела страна. После победы она хочет создать новую национально-демократическую партию, идеал которой — «европейская Беларусь». «В первые месяцы президентского срока я планирую провести народное собрание, в котором смогут принять участие все, у кого есть конкретные идеи, как построить Беларусь для людей. Будет услышан каждый голос! Таким образом, опираясь на ваш потенциал, по вашему желанию жить лучше, богаче, свободнее, не беспокоясь о завтрашнем дне своих детей на внуков, мы построим новую модель отношений в белорусском обществе» — заявила Канопацкая.
Сергей Черечень
35-летний бизнесмен — самый молодой участник президентской гонки. Символика его предвыборной кампании (а именно написание слогана «ЧЕ! Речень») несколько напоминает по стилистике символику Владимира Зеленского на выборах 2019-го года. В 2016-м Черечень баллотировался в Палату представителей Коммунистической партии — неудачно. А уже через год оставил ее и перешел в оппозицию, возглавив партию «Грамада» (социал-демократическую) после 85-летнего ветерана белорусской политики Станислава Шушкевича.
Как отмечает DW, Черечня считают одним из технических кандидатов: ЦИК Беларуси якобы «положил» ему 40 тыс. «Лишних» голосов. Сам Черечень называет себя единственным самостоятельным кандидатом, хотя и не верит в собственную победу. «Когда тебя, например, спонсируют какие-то иностранные организации, ты уже действительно не самостоятельный кандидат. Так же — если какие-то спецслужбы контролируют тебя внутри страны. Я могу четко заявить, что я и моя команда руководствуемся исключительно нашими внутренними идеями», — объясняет Черечень. Речь идет об инвестиционной компании С8 Technologies, которую кандидат возглавляет с 2018-го года.
Честные выборы — одна из главных предвыборных обещаний Черечня, как и Тихановской. Однако ее он не считает достаточно перспективной, говорит, что до устранения именно Виктор Бабарико был «кандидатом для всех». Деятельность Черечня, связанная с бизнесом, проектируется и на его предвыборные планы: он обещает разработать программы поддержки малого и среднего бизнеса и уменьшить роль государства в ряде отраслей. Также хочет превратить Беларусь в открытую для мира страну и добиться безвизового режима с Евросоюзом. При этом не портить отношения с Россией: «нам нужно взаимодействие на уровне двух независимых и равноправных субъектов».
Андрей Дмитриев
39-летний Дмитриев — известен как соучредитель общественного движения за мирные перемены «Говори правду». Он зовет соперников на предвыборные дебаты, осуждает отстранение оппозиционных кандидатов и вместе с Тихановской и Черечнем надеется на честные выборы. «Нам нужна Беларусь, в которой мы уверены, и где старый президент не указывает, как нам жить, а мы самостоятельно выбираем свой путь», — говорит кандидат.
Дмитриев — политолог по образованию, уже почти 20 лет занимается политической и общественной деятельностью. Кстати, он — бывший однопартиец Канопацкой: с 2001 до 2012 года тоже был членом Объединенной гражданской партии и даже международным ее секретарем. Как и Черечень, в 2019-м баллотировался в Палату представителей, но тоже не прошел. Ранее, в 2010-м и 2015-м, когда были президентские выборы, возглавлял избирательные штабы оппозиционных кандидатов Владимира Некляева и Татьяны Короткевич. Причем в 2010-м его задержали на массовых протестах и инкриминировали «действия, грубо нарушающие общественный порядок» (как сейчас Сергею Тихановскому) и приговорили к двум годам условно.
Наряду с политическим «беспорядком» накануне выборов Дмитриев говорит и о другой проблеме Беларуси — о коронавирусе. А в марте-апреле он был инициатором марафона «Без короны», имевший целью поддержать общественные инициативы в борьбе с пандемией. Как считает Дмитриев, во время пика инфицирования в Беларуси, власть думала «исключительно об экономике, а не о гражданах».
В случае победы кандидат хочет ограничить президентские сроки максимум двумя (кстати, если переизберут Александра Лукашенко, это будет уже его шестой срок подряд) и сформировать переходное правительство. И его, и парламент, и местные власти будут выбирать по-новому на демократических началах.