Госгидрография призывает президента и правительство установить морскую границу с РФ
Государственная служба морского и речного транспорта призывает Кабинет министров и президента Украины инициировать принудительный переговорный процесс с Россией по установлению морской границы между Украиной и РФ.
Об этом в комментарии hromadske сообщил первый заместитель начальника Госгидрографии, специалист в области международного морского права Богдан Устименко.
Он напомнил, что в 2003 году между Украиной и Российской Федерацией заключен Договор о российско-украинской государственной границе, но настоящим Договором морские границы установлены не были.
В том же году между Украиной и Российской Федерацией заключен Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Согласно статье 1 настоящего Договора Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами. Но такого соглашения заключено не было, морская граница между Украиной и Россией фактически отсутствует.
«Не может быть государства без границы. Это ключевой вопрос. Ключевой в смысле национальной безопасности, обороны, использования водных ресурсов. У нас границы с россиянами не существует. Мы подписали в 2003 году эти документы, но границы до сих пор не существует», — рассказал Богдан Устименко.
По словам Устименко, формирование специальной международной «делимитационной» комиссии возможно на основании статьи 298 и Приложения V к Конвенции ООН по морскому праву. К тому же уже есть один прецедент условно «принудительной» делимитации между Австралией и Восточным Тимором, которая состоялась в 2018 году. Тогда эти две страны добровольно заключили соглашение о делимитации, учитывая результаты работы комиссии по делимитации, созданной по инициативе Тимора.
«Украина и РФ также являются сторонами Конвенции ООН по морскому праву. На сегодня Россия вряд ли добровольно подпишет соглашение о делимитации с Украиной (как Австралия с Тимором), но письменные выводы международной комиссии по делимитации могут иметь очень серьезное политическое и дипломатическое значение, а также будут базисом для заключения в будущем соответствующего соглашения о делимитации морской границы между Украиной и РФ после изменения политической ситуации в России», — пояснил Устименко.
Без установления морской границы с РФ, объясняет Богдан, Украина никогда не сможет полноценно осуществлять свой суверенитет в пределах большей части собственного территориального моря, реализовывать права в пределах исключительной (морской) экономической зоны и/или континентального шельфа, легально использовать морские природные ресурсы. Кроме этого, определение на основании международного права государственной границы — ключевой вопрос национальной безопасности и обороны.
«Какая процедура? Украина обращается в РФ с инициативой начать этот процесс. Россия должна назначить своих двух представителей. Если Россия не назначает, значит дело идет к генеральному представителю ООН, генеральный секретарь назначает сам двух представителей. Эти четыре человека затем выбирают пятого посредника, который будет президентом коллегии. Срок рассмотрения дела — 12 месяцев. В течение этого времени комиссия должна принять отчет в котором будут содержаться заключение для сторон и рекомендации коллегии», — добавил Богдан Устименко.
Кроме того, отмечает представитель Госгидрографии, ими налажены деловые связи с ведущими иностранными специалистами в области международного морского права, которых можно привлекать в качестве консультантов и экспертов по делимитации.
Утром 25 ноября 2018 года украинские корабли и рейдовый буксир планово вышли из порта Одессы в порт Мариуполя. Во время этой задачи российское судно протаранило украинский буксир и повредило его.
При выходе из Керченского пролива российские суда обстреляли и захватили украинские корабли около Керченского пролива. Всего на трех судах были 24 украинских военных, двое из них сотрудники СБУ. Трое из моряков получили ранения. В ряде регионов Украины объявили военное положение.
Всех украинцев обвинили в незаконном пересечении границы Российской Федерации в Черном море. 29 ноября 2018 года их вывезли в СИЗО Москвы.