Государство потеряет до $4 млрд из-за автодорог, разрушенных перегруженным транспортом — эксперты

Государство до 2030 года потеряет до 4 миллиардов долларов на ремонт автодорог, разрушенных перегруженным транспортом, а совокупные расходы Украины в виде несозданного ВВП составят около 10 млрд долларов.

Об этом заявили авторы исследования «Будущее Укртрансбезопасности как государственного учреждения», сообщает корреспондент Громадского.

Эксперты проанализировали работу Государственной службы по безопасности на транспорте за 5 лет и пришли к выводу, по значительной неэффективности ее работы, а саму службу назвали «инкубатором» для процветания внезаконных схем работы».

«Дороги в Украине дальше разрушает перегруженный транспорт, почти беспрепятственно работают «нелегалы», создается искусственный дефицит разрешений на международные грузовые перевозки, количество и качество технических расследований аварий снижается. Вместо ожидаемых положительных экономических эффектов наблюдается рост ежегодных потерь как для государственного бюджета, так и для украинского бизнеса», — отметили эксперты.

Авторами исследования выступили директор инфраструктурных программ Украинского института будущего Владимир Шульмейстер, первый вице-президент ОО «Украинский транспортный союз» Владимир Балин, а также эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук.

При анализе эксперты оценили потери для экономики Украины от неэффективной деятельности Укртрансбезопасности. Так, примерный объем украинского теневого рынка разрешений на международные перевозки составляет более 10 млн евро в год, а объем рынка внутренних регулярных пассажирских перевозок, выполняемых под видом нерегулярных, так называемых «нелегалов» — до 800 млн долларов в год. В частности, среди проблем Укртрансбезопасности исследователи назвали неэффективную кадровую политику и несовершенство системы лицензирования автоперевозчиков.

Чтобы трансформировать службу, эксперты предлагают, например, развить систему погрузочно-габаритного контроля по европейскому примеру. Для этого до 2030 года нужно инвестировать 10-100 миллионов долларов в Wim-комплексы, а также в открытый реестр лицензированных перевозчиков, систему мониторинга нарушений и прозрачную электронную систему разрешений на международные грузоперевозки.

Ранее исполняющий обязанности главы Укравтодора Славомир Новак заявил, что в планах службы ввести специальный сбор за пользование украинскими автодорогами, который будут платить владельцы большегрузных фур.