Громкая история, которая лишь прикрывает коррупционное закулисье. Почему барабаны стали удобными для всех

Новый скандал со столичными закупками для бомбоубежищ не стихает уже неделю, побивая рекорды по количеству мемов в сети. Общественность шокировали закупки педагогов Днепровского района, которые на миллионы бюджетных средств приобрели для школьных укрытий высокотехнологичные «сковороды», овощерезки, ну и — куда же без них — барабаны.

Массовое возмущение в принципе понять можно, учитывая общие проблемы как с обустройством, так и доступом к укрытиям в столице. Но, несмотря на то, что закупку барабанов в конце концов отменили, чиновники районной администрации общественного негодования не разделяют.

hromadske выяснило все подробности громкого дела и разобралось, на какие манипуляции идут чиновники при закупках в военное время. Но отводит ли эта скандальная история внимание от более серьезных коррупционных схем на обустройстве защитных сооружений.

«Новые методики» не поняли

Истории со скандальными закупками уже грохотали по фейсбуку и телеграм-каналам, когда на них обратила внимание временная комиссия Киевсовета. Ее создали через неделю после трагедии 1 июня, когда прямо под закрытым на замок укрытием от обломков российской ракеты погибли три человека. За проверку убежищ взялись столичные депутаты. Ведь вопрос эффективности использования средств на ремонт укрытий — а это почти 2 миллиарда гривен — встал ребром. И удивительные закупки одной из районных администраций стали лишь верхушкой айсберга.

«Мы просто взяли систему Prozorro, прошлись по ней и посмотрели, что там странного. Например, пищевые инструменты на 1,5 млн грн вызвали у нас удивление», — рассказал главе временной контрольной комиссии Киевсовета Леонид Емец.

Скриншот / Prozorro

По его словам, у депутатов возникли серьезные вопросы, касающиеся необходимости закупок такого оборудования. «Если мы говорим о барабанах, то очевидно, что миллион гривен есть куда потратить. Какая бы мотивация для этого ни была… Хотя честно говоря, из ответов, которые я слышал неофициально, здравый смысл там отдыхает».

Хотели как лучше, но их не поняли, оправдываются чиновники. В Управлении образования Днепровской РГА, где в свою защиту говорили о подражании израильскому опыту борьбы со стрессом у детей, все же решили от барабанов отказаться.

«Учитывая общественный резонанс и неприятие общественностью новых методик снятия психологической нагрузки и стресса у детей в период военного положения досрочно расторгается договор на закупку барабанов разных диаметров в количестве 306 штук». С таким заявлением вышли на третий день скандала.

Барабаны более чем в 50 школ и садов ввезти успели, а вот потратить средства — нет. В результате под общественным давлением городской бюджет сохранил более 900 тысяч гривен. А вот инструменты из учебных заведений поставщик должен забрать обратно.

Что говорят в школах

В противоположность мемам, которыми взорвалась сеть, в киевском художественном лицее «Смена» того же Днепровского района показывают свое укрытие, где на самом деле стоят барабаны. Правда, закупленные раньше. Там говорят: во время тревоги малыши действительно стучат на них с радостью.

«Когда ребенок играет руками на этих барабанах, он действительно психологически разгружается. Мы их не покупали сейчас, они у нас были. Посмотрите, как дети кайфуют. Это очень классная вещь. Наши дети залетают только в те укрытия, где есть барабаны. Но у других детей такого уже не будет. Общество решило, что им это не нужно», — рассказывает профессор директора лицея Екатерина Фоя.

Дети играют на барабанах с учителем искусствоведения в укрытии лицея «Смена»Оксана Иваницкая / hromadske

К слову, это тот самый лицей, который закупил для укрытия нашумевшую многофункциональную «сковороду» за более чем 720 тысяч гривен и почти за полмиллиона — пароконвекционную печь. Директор говорит: оборудование купили для пищеблока.

«Нам нужно было быстро готовить, а система заменяет все процессы на кухне: есть функция пароварки, можно варить первые блюда, жарить, готовить соусы и т.д. Еда получается качественная. За час можно приготовить на один перерыв для детей. То, что распиарили как сковородку за 720 тысяч, на самом деле вечная вещь. Она была необходима для обновленного пищеблока. На нее были предусмотрены деньги. То есть это не из укрытий изъятые средства. Укрытие мы обустроили»,говорит Фоя.

Директор лицея «Смена» Екатерина Фоя показывает тепловую кулинарную систему Rational ivario Pro 2-S, установленную в пищеблокеОксана Иваницкая / hromadske

Почему же в тендерной документации указано, что оборудование якобы для укрытия? Дело, как оказалось, не в том, где это оборудование стоит, а только в аргументации. Чтобы обосновать целесообразность закупки, лицею достаточно сказать, что они кормят детей в укрытии. То же и с овощерезками — почти за 132 тысячи гривен каждая.

«Такие овощерезки до войны уже были в 44-х учебных заведениях в рамках реформы школьного питания, — в комментарии hromadske заявила начальница Управления образования Днепровской РГА Наталья Иванина. — Из тех капитальных средств, которые можно было потратить на приобретение дорогостоящих товаров, сначала были закуплены генераторы в учебные заведения, далее — воздухоочистители, а затем на сэкономленные средства — овощерезки в учебные заведения, у которых их не было».

Формулировка «на укрытие»: насущная потребность или манипуляция?

Чтобы что-то приобрести на бюджетные деньги во время войны, нужно очень хорошо аргументировать. Если же пойти на своеобразную манипуляцию и в тендерной документации указать «на укрытие», покупка дорогостоящего оборудования для пищеблока сразу становится приоритетной и происходит по упрощенной процедуре.

Табличка «Укрытие» на воротах киевского лицеяОксана Иваницкая / hromadske

«Они направили средства как на укрытие, потому что иначе казначейство эти деньги просто не пропускало. То, что Днепровская райгосадминистрация решила воспользоваться нормой о приоритетности выделения средств на укрытие и потратить лишние, по их мнению, 720 тысяч гривен именно так — ну, на мой взгляд, это нецелевое использование бюджетных средств. Потому что мы их вообще предусматривали на укрытие. Если они считают иначе, им об этом придется объяснить и нам и правоохранительным органам», — заявил Леонид Емец.

Хотя сейчас идет служебное расследование, сама руководительница районного управления образования убеждает, что деньги выделили по назначению. То есть по конкретным кодам, которыми классифицируют расходы бюджета. И формально с этим не поспоришь. А вот со следующим заявлением поспорить все же можно.

«У нас для всех учебных заведений было закуплено то, что нужно — раскладные стулья, мобильные носилки, медикаменты, баки для хранения питьевой и технической воды, умывальники. Во всех заведениях есть биотуалеты, мобильные шкафы, карематы, пледы... То есть учебные заведения всем нужным были укомплектованы», — убеждает Иванина.

Но очевидно, что в других местах не все так радужно. После новостей о резонансных закупках родители учеников 65-й школы в том же Днепровском районе стали делиться фотографиями из местного укрытия. С аварийным проходом, старыми лавками и облупленными стенами.

«Впервые сейчас здесь с ребенком, и, честно говоря, шокирована! Директор всем рассказывала в начале года об отремонтированном укрытии»,пишут родители в соцсетях.

Помещение укрытия школы №65 Днепровского района КиеваAngel Phenix Angel / facebook

Общественность Киева рассчитывает, что средства должны быть распределены справедливо, отмечает Емец.

«Не может быть так, что одно укрытие у нас суперэлитного класса, а в другом нет туалетов или потрескавшиеся стены. Не может быть так, что у нас есть школы с двумя сковородками — каждая за 720 тысяч гривен, а буквально через несколько кварталов — 65-я школа с укрытием, в котором нет даже краски на стенах. Ну это ведь ненормально. И принимающие такие решения должны нести за них ответственность. Потому что когда мы выделяем деньги из киевского бюджета — и на питание, и на укрытия, то считаем, что должен быть, по меньшей мере, здравый смысл в этом».

Настоящая коррупция «по барабану»?

Пока в этих резонансных кейсах можно спорить разве что о целесообразности и здравом смысле, поскольку данных о завышении цен не было. По словам журналиста-расследователя Юрия Николова, специализирующегося на анализе бюджетных закупок, история с барабанами коррупционно никак не титровалась.

«Я сам как отец школьника понимаю, что барабан — да, возможно, это какое-то утешение детишкам будет. Но с другой стороны осознаю, что в Управлении образования кое-что скрывают. Купить овощерезку, написав “для укрытия”, а на самом деле просто для кухни в детском саду или школе. Но ведь это не домой... Да, конечно, можно дискутировать, что именно сейчас нужно покупать. Для меня эта история просто стала поводом заняться своей работой — просмотреть смету и уже там искать коррупцию», — рассказал в интервью hromadske Николов.

Долго искать не пришлось. Анализ цен в первом же тендере на ремонт одного из укрытий Печерского района столицы стоимостью 3,2 миллиона гривен показал завышение цен на 80%. К примеру, дверь или гипсовая штукатурка были вдвое дороже, если сравнить с рыночными ценами. И при этом стоимость работ была без цены товара. По подсчетам журналиста, только по этим двум позициям разница между тендерной и рыночной ценой составляла около 200 тысяч гривен.

Фрагмент тендерной документации на ремонт укрытия на ул. Иоанна Павла II, 19 Prozorro

«Они разорвали соглашение по барабанам, но у меня возникает другой вопрос, — говорит Николов. — Пардон, но это соглашение было на 800 тысяч гривен, и не факт, что оно коррупционное. А о других сделках, именно на ремонт укрытий, никто не говорит. Например, с ценой более 3 миллионов гривен и коэффициентом 80% “маржи”. И ничего не слышно о том, что его разорвали или цены снизили. Никто не говорит, что сейчас анализируются сотни закупок на предмет “а по чем же там шпатлевка, грунтовка или краска для укрытий?” Нет, об этом речь не идет. А барабаны — да. То есть, знаете ли, барабаны стали удобными для всех. Побегали, пошумели. “Но не заглядываем в наше высокомаржинальное закулисье”».

В действительности же у потенциально коррупционных историй порядок цифр совсем иной. В Днепровском управлении образования искренне не понимали, почему такая шумиха, ведь покупки до миллиона, как сказала руководительница, для них не столь значимы.

Например, только освещение в школах одного киевского района стоит в год около 30 миллионов гривен. Другое дело, что даже на электроэнергии можно завысить цены. Последнее исследование «Наших денег» показало, что в половине районов Киева управления образования РГА заказали электроэнергию в полтора раза дороже рыночных цен. Сумма контрактов — 109 миллионов гривен.

Что дальше

В Киевсовете говорят, что управы на районы у них нет. Ведь главы райгосадминистраций — это президентская номенклатура. В то же время именно на них лежит ответственность за проведение тендеров, анализ их качества, проверку исполнения и т.д.

«Мы дали им деньги, они производят работы. Выполняют, по-видимому, неэффективно. И это мы еще не разбирались в вопросе коррупции», — говорит Леонид Емец.

«Мы как временная контрольная комиссия не можем проводить следственные действия, не можем заменять суды, но эту информацию передадим. Впрочем, чтобы было ясно: уже неделю мы эту историю достаточно громко обсуждаем, и за этот период обращений от правоохранительных органов или заявлений о том, что они открыли производство по этим кейсам, мы не получали. Я не знаю, связано ли это с тем, что “слуги народа” как раз и назначали этих десять глав РГА, или нет. Я просто говорю: очевидно, есть проблема в качестве обустройства укрытий и у тех, кто за это ответственен».

Огласка оглаской, но теперь мяч на поле правоохранителей. Впрочем, информации о том, что глав районов проверяют из-за завышенных цен на ремонт укрытий, пока нет. Есть только слухи о «зачистке» столицы. Но это скорее напоминает историю о борьбе за власть, чем за улучшение укрытий.


Этот материал подготовлен в рамках Программы содействия общественной активности «Долучайся!», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) и осуществляемой Pact в Украине. Содержание материала является исключительной ответственностью Pact и его партнеров и не обязательно отражает взгляды Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства США.

Автор: Оксана Иваницкая