Хорватия — ключевая страна для международных амбиций украинских праворадикалов

Украинское праворадикальное движение налаживает связи с политиками—единомышленниками и военными ветеранами в Хорватии, государстве—члене ЕС. Об этом свидетельствует расследование Балканской сети журналистских расследований BIRN.

43-летний Денис Шелер, непрерывно куривший в загребском кафе, ничем не выделялся бы из толпы. Если бы не слово «Азов», написанное кириллицей на его сером свитере.

Шелер — уроженец хорватской столицы и ветеран Хорватской войны 1991-1995 годов. Однако его свитер говорит о более близкой войне. А также о верности Шелера праворадикальному вооруженному движению с общеевропейскими амбициями.

В 2014 и 2015 годах Шелер был среди 20-30 хорватов, которые воевали в составе добровольческого батальона «Азов» против поддерживаемых Россией боевиков на востоке Украины. Которых из верности России, православном союзнику Сербии, поддерживали сербские боевики. Зато хорватские националисты вроде Шелера нашли общее дело с праворадикальными представителями украинского сопротивления Москве.

Политическое крыло «Азова» налаживает связи с праворадикальным хорватским политическим блоком, который продемонстрировал хороший результат на европейских выборах в мае. Осенью украинское движение должно провести в Загребе конференцию.

«Движение „Азов“ растет. И растет быстро», — говорит Шелер.

Через пять лет амбиции «Азова» нашли плодородную почву в Хорватии. Там движение, как сказал Шелер, будет продвигать свою мечту о создании «Европы наций».

Ревизионизм Второй мировой

В 2014 году после народных протестов, которые свергли тогдашнего пророссийского президента Украины Виктора Януковича, Россия аннексировала Крым и развернула войну на Донбассе.

Добровольческие батальоны бросились на защиту страны. Среди них был и «Азов». Вскоре подразделение заработало репутацию одного из самых преданных борьбе, а также проводившего политику открытых дверей для неонацистов.

Сейчас «Азов» — это полк, входящий в состав Национальной гвардии Украины, которая подчиняется Министерству внутренних дел. У него есть и политическое крыло — «Национальный корпус», военизированное молодежное подразделение «Национальные дружины», спортивный бар, гимназии и «социальный центр» — «Казацкий дом» вблизи Майдана.

В Украине крайне правые в определенной степени вдохновляются Степаном Бандерой — командиром подпольной Организации украинских националистов (ОУН) во время Второй мировой войны. Видят в них героев, которые защищали независимость Украины, преуменьшая роль некоторых членов ОУН в содействии убийствам евреев нацистами, и то, что ряд ведущих историков Холокоста называют фашистскими устремлениями группы.

Хорватия тоже борется с ревизионизмом Второй мировой войны, который из маргинального превратился в мейнстрим: под сомнение ставят преступления, совершенные за недолгое время существования независимого хорватского государства, которым руководили фашистские лидеры.

Националисты из Хорватии и Украины видят много общего в недавней истории своих стран. Для них борьба Хорватии за независимость в начале 1990-х против сербских повстанцев, которых поддерживала ее большая соседка Сербия, перекликается с нынешней войной против поддерживаемых Россией сил на востоке Украины.

«На более сентиментальном, подсознательном уровне Украина для хорватов является другом», — сказал хорватско-американский писатель Томислав Сунич, которого называют «интеллектуальным гуру» хорватских праворадикалов.

Палатку, в которой записывают в ряды «Национального корпуса» на Майдане Независимости в Киеве, апрель 2019 годаMichael Colborne

«Между морями»

Под руководством Елены Семеняки, международного секретаря «Национального корпуса», «Азов» провел ряд собраний и конференций, развил отношения и связи с праворадикальными группами по всей Европе, включая неонацистскую Национально-демократическую партией Германии (NPD) и неофашистское движение CasaPound в Италии.

В марте этого года Soufan Group, организация в Нью-Йорке, которая занимается аналитикой в сфере безопасности, описала «Азов» как «важнейший узел в транснациональной праворадикальной насильственной экстремистской сети».

«Азов» проводит ежегодную конференцию «ПанЕвропа» для союзников из Западной Европы, а также ежегодную конференцию «Интермариум», направленную на Центральную и Восточную Европу — в первую очередь на страны, которые когда-то были за железным занавесом или частью социалистической Югославии.

Осенью «Азов» впервые проведет конференцию «Интермариум» в Загребе.

Интермариум, или Междуморье — это региональная концепция безопасности, впервые разрекламированная в начале 1930-х Юзефом Пилсудским — польским лидером после Первой мировой войны.

Исследовательница из Киева Александра Вишарт говорит, что «Азов» дал этой идее новую жизнь, продвигая ее как «трамплин» для создания восточноевропейской конфедерации правых националистических «этногосударств», свободных от того, что Азов считает «культурным марксизмом» ЕС и «необольшевизмом» России.

Вишарт, аспирантка Университета Глазго и Киево-Могилянской академии, считает Хорватию ключевой в планах «Азова».

«Хорватия является ключевым игроком на Балканах и достаточно центральным, чтобы помочь нейтрализовать там влияние России или ЕС», — сказала Вишарт, которая посетила конференцию «Интермариум» в качестве наблюдателя в октябре 2018 года в Киеве.

Шелер подтвердил, что в Загребе состоится конференция, которая объединит делегатов из Украины, Польши, стран Балтии, Норвегии, Дании и Швеции.

Это будет возможностью закрепить связи между Азовом и «Хорватскими суверенистами» — объединением праворадикальных партий, которое в мае неожиданно заняло на выборах в Европейский парламент в Хорватии третье место с 8,5% голосов. У альянса есть одно место в парламенте Хорватии, однако его рейтинг составляет почти 6% перед парламентским выборами, которые должны состояться в следующем году.

Единственный депутат объединения в Европейском парламенте — это Роза Томашич, бывший офицер полиции, которая в 15-летнем возрасте переехала из социалистической Югославии в Канаду. Недавно она попала в заголовки хорватских СМИ из-за фотографий, на которых она в период своей жизни в Канаде изображена в нацистской униформе и, очевидно, прославляет хорватского фашистского лидера времен Второй мировой Анте Павелича. Томашич сказала хорватскому журналисту, что «не стесняется» этого, однако «сейчас не поддерживает некоторые из этих вещей».

В феврале страница в соцсети, которой управляет Елена Семеняка, опубликовала сообщение, что «коалиция хорватских националистических партий формируется одновременно с подготовкой к очередной конференции „Интермариум“ при участии хорватских и украинских энтузиастов».

Шелер заявил, что почетным гостем будет Андрей Белецкий, лидер «Национального корпуса». Семеняка не подтвердила визит.

Протест в июле 2019 годаMichael Colborne

Союзники «Азова» среди хорватских «Суверенистов»

Ранее Белецкий возглавлял организацию «Патриот Украины» и провел в тюрьме 28 месяцев по обвинению в покушении на убийство. Его судили, освободили, а обвинения сняли согласно постановлению парламента о «политических заключенных» в 2014 году, после революции на Майдане.

Белецкий сделал концепцию «Интермариума» частью «официальной геополитической доктрины» «Национального корпуса».

Шелер говорит, что целью визита Белецкого была встреча с хорватскими праворадикалами, в частности членами «Суверенистов».

Сначала Томашич сказала, что ничего не знала о запланированном визите Белецкого. Однако потом, кажется, начала противоречить себе, сказав BIRN, что мужчина из Хорватии, имени которого она не помнит, обратился к ней по вопросу запланированного визита Белецкого в Загреб, который предусматривал бы встречу с Томашич и другими политиками- «суверенистами».

«Я сказала — хорошо, с готовностью поговорю с кем угодно», — сказала Томашич, но отвергла какое-либо отношение к организации поездки или конференции «Интермариум».

Некоторые «суверенисты», впрочем, более откровенны о своих отношениях с «Азовом».

Сунич, праворадикальный автор и переводчик, неудачно баллотировавшийся в Европейский парламент от «Суверенистов», сообщил BIRN, что планирует принять участие в конференции «Интермариум» и регулярно общается с Семенякой.

Денис Беванда, генеральный секретарь Хорватской консервативной партии — одной из главных партий «Суверенистов», ранее в этом году распространил в Instagram фотографию, где он изображен вместе с Шелером.

В публикации был упомянут батальон «Азов» и лозунг «Слава Украине!».

Хорватско-французский националистический автор Юре Вуич, который был седьмым в партийном списке «Суверенистов» на выборах в Европейский парламент, принял участие в конференции в Загребе в декабре 2017 года. Ее организовали Семеняка и Лео Марич из хорватской идентаристской группы «Обновление поколения».

Марич, который принял участие в ряде конференций «Азова» в Киеве, отказался давать комментарии, и обвинил BIRN в «непрофессиональной журналистике и политической предвзятости» в освещении Хорватии и националистической политики в целом.

Участник акции протеста Нацдружин с кельтским крестом на рюкзаке, Киев, апрель 2019 годаMichael Colborne

«Зулу» из Хорватии обещает помочь

Главным событием сентябрьской конференции, вероятно, будет создание того, что «Азов» называет «иностранным легионом». Хотя конкретики не хватает, «Азов» в своих публикациях в социальных сетях предположил, что такое формирование будет содействовать иностранцам, готовым присоединиться к войне на востоке Украины.

BIRN выяснил, что в феврале прошлого года пользователь голосовой и текстовой программы Discord, где есть чаты только для приглашенных и которая была популярной среди расистов и неонацистов, прежде чем приложение столкнулось с рядом утечек информации, — написал, что «Азов» «создаст иностранный легион примерно в течение ближайших 18 месяцев».

BIRN проанализировал сотни тысяч опубликованных сообщений из Discord и не выявил там недостатка сторонников «Азова». Один пользователь расистского сайта Stormfront заметил, что в Украине может начаться «национал-социалистическая революция».

В следующем месяце, в марте 2018 года, в интервью с членом неонацистского Движения нордического сопротивления Елена Семеняка заявила, что украинское правительство препятствует усилиям «Азова» по привлечению иностранных рекрутов для войны против поддерживаемых Россией повстанцев. «Но в будущем мы надеемся создать иностранный легион. Тогда мы могли бы объявить громко и четко, что ищем добровольцев».

После первого ответа на запрос о комментарии Семеняка больше не отвечала на сообщения.

Почти через 18 месяцев подразделение может приобрести очертания в Загребе.

Бруно Зорицу, офицера хорватской армии в отставке и бывшего члена Французского иностранного легиона, вспоминали в публикациях на страницах «Азова» в социальных медиа как ключевое лицо в создании подразделения.

Зорица, известный под военным псевдонимом «Зулу», командовал батальоном «Франкопан» — специальным подразделением хорватской армии во время войны против повстанцев, которых поддерживал Белград, когда в начале 1990-х распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

Вместе с другими ветеранами Французского иностранного легиона Зорица во время войны тренировал новобранцев хорватской армии. В 1991 году он рассказал Washington Post: «Мы учим этих новобранцев, что война — это не фильмы про Рэмбо... У моих людей гораздо более низкий уровень боевых потерь, чем у других. Они знают, когда драться, а когда окопаться».

В 2001 году Зорицу арестовали во время полицейской операции против группы, которую подозревали в контрабанде оружия.

Страницы «Азова» в соцсетях сообщают, что Зорица «пообещал содействовать развитию украинского иностранного легиона» и «сотрудничество должно выйти на новый уровень».

Согласившись сперва поговорить с BIRN, Зорица перенес запланированное интервью, потом не пришел на него и в конце концов прекратил общение.

В октябре 2018 года Зорица выступил на последней конференции «Интермариум» в Киеве, сказав, что «тесно общался» с руководителем военного училища «Азова».

«Мы готовы поделиться своим опытом и знаниями с украинскими военными», — сказал он.

Неонацистский стикер WotanJugend, Киев, апрель 2019 годаMichael Colborne

Связи «Азова» с иностранными праворадикалами

В феврале 2019 года международный расследовательский сайт Bellingcat рассказал, что «Азов» активно рекрутирует иностранных ультраправых. Среди них был и норвежец Йоахим Фургольм, который характеризует себя как «национал-социалистического революционера».

В 2018 году «Национальный корпус» поручил Фургольму попытаться привлечь иностранных рекрутов и даже обеспечил ему жилье за пределами Киева. В интервью британском режиссеру Эмилю Гессену для его фильма «Robin Hood Complex Ukraine — Europe's Forgotten War» об иностранных добровольцах в Украине Фургольм заявил, что его работу можно охарактеризовать как «посредник террористов», и сказал, что после выезда из Украины (которое совершенно точно не обошлось без вмешательства норвежских дипломатов) он нацелится на собственное правительство «любыми необходимыми средствами».

Кроме связей с немецкими и итальянскими экстремистами, «Азов» также близок с бывшими членами французской радикальной организации Bastion social. Движение нордического сопротивления, польские «Штурмовики» и эстонская праворадикальная партия EKRE также дружат с «Азовом».

В США «Азов» близок с членами насильственного Rise Above Movement (RAM) и белым националистом Грегом Джонсоном, который посетил Киев в октябре 2018 года.

Также «Азов» приветствовал и поощрял открыто неонацистских членов в собственных рядах. Среди них россиянин Алексей Левкин — один из лидеров неонацистской группировки Wotanjugend, которая базируется в Киеве.

На сайте Wotanjugend размещен русский перевод онлайн-манифеста Брентона Тарранта, который застрелил 51 человек в мечети в Новой Зеландии в марте 2019 года.

Автор: Майкл Колборн