Хуже Беларуси и Сирии? Между Великобританией и ЕС почти год длится тихий дипломатический скандал — объясняем суть
Между Великобританией и Европейским Союзом, из которого она вышла, почти год продолжается тихий скандал: Лондон отказывается предоставить дипломатическому представительству ЕС такой же статус, как и посольствам стран. Это не новая проблема — Financial Times писали о ней еще в мае 2020 года. Но в публичной плоскости конфликт оказался 21 января, когда переписка между сторонами попала в британские СМИ.
Зарубежные офисы Европейского Союза именуются представительствами (на английском «delegations»). На сегодня они есть в 142 странах мира; кроме того, ЕС представлен в ООН и в «Большой двадцатке». И хотя Евросоюз не является государством в классическом понимании, председатель и сотрудники его представительств в каждой из этих стран приравнены в статусе с дипломатами от государств.
Британская сторона же в переписке с Брюсселем утверждает, что ЕС — международная организация, а потому ее представительство нельзя приравнять по статусу к посольству государства. А в противном случае Лондон создаст прецедент, которым могут захотеть воспользоваться другие организации, представленные на британской территории. Таким образом, у евродипломатов будет более низкий статус на британской территории, чем, например, у сотрудников посольства Сирии или Беларуси — стран, против которых Лондон ввел санкции.
Дипломаты и представители международных организаций имеют разный дипломатический статус, который регулируется различными договорами. Первые, к примеру, имеют иммунитет от задержания, налогообложения доходов и, в некоторых случаях, преследования в судебном порядке. У вторых же, как правило, менее определенные и временные привилегии и иммунитеты.
Ситуация обострилась после того, как Форин-офис — британский МИД — отказался предоставлять дипломатический статус будущему главе представительства ЕС в Лондоне, опытному дипломату Жуану Вале де Алмейда. Алмейда должен приступить к исполнению обязанностей 1 февраля — в этот день завершается переходный период, в течение которого соглашения относительно Brexit окончательно вступят в силу.
Брюссель в переписке с Лондоном указывал: ЕС нельзя приравнивать к другим международным организациям, так как у него есть своя валюта, законодательные органы и правовая система. А неформально европейские дипломаты жалуются, что Великобритания в 2010 году, при создании Европейской службы внешних дел, сама согласилась, что представительства ЕС должны иметь такой же статус, как и посольства стран.
Брюссель надеется решить дипломатический спор в ходе дальнейших переговоров. В понедельник, 25 января, вопросы должны обсудить главы МИД стран-членов ЕС — это будет их первая встреча с тех пор, как Великобритания окончательно вышла из объединения.
Великобритания — единственная страна, которая отказывается предоставить полный дипломатический статус представителям ЕС. В конце 2018 года к такому шагу без предупреждений и объяснений прибегли Соединенные Штаты, но уже в марте 2019-го они это решение отменили. Тогдашний посол США Гордон Сондланд назвал ЕС «уникальным образом важной организацией».