«Идите вы все нах*й, законотворцы». Что в новом законе о мобилизации
«Заключенный знает свой срок наказания. Более того, он может выйти из тюрьмы досрочно. У украинского воина нет законного варианта вернуться домой, кроме как вследствие ранения», — недавно писал военный Роман Гасько.
Верховная Рада 11 апреля приняла во втором чтении законопроект о мобилизации. И он уже вызвал возмущение у военнослужащих, по меньшей мере, из-за того, что из него изъяли норму о демобилизации.
«Сколько лет я должен находиться на этой грани, которую и жизнью трудно назвать? Идите вы все нах*й, законотворцы», — реагировал на это военный Сергей Гнездилов.
Власть полгода мусолила новый закон о мобилизации. Первоначальную версию, которую правительство внесло в парламент в конце декабря, вскоре отозвали после шквала критики. Чуть позже Кабмин внес новый, доработанный законопроект. Уже 7 февраля парламент поддержал его в первом чтении.
Впрочем, обновленный проект закона вызвал волну упреков. Все это время руководство явно избегало непопулярных решений. Как происходило голосование и что же получили на выходе — в материале hromadske.
Было ли нарушение регламента?
Начнем с того, как именно долгожданный закон принимали: часть критиков обращает внимание на якобы процедурное преступление, по которому решения могут впоследствии обжаловать.
К ночи в парламенте рассматривали 4294 правки, отклоненные Комитетом по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Ярослав Железняк отмечал, что на это ушло 11 часов. До последнего в зале оставалось 30 депутатов.
Глава украинского Центра политических студий «Доктрина» Ярослав Божко считает, что нарушения регламента при рассмотрении правок не было. Так, регламент не предусматривает требований о минимально необходимом количестве присутствующих в сессионном зале депутатов — там речь идет только о необходимости 226 зарегистрированных парламентариев в начале заседания. И если народные избранники уйдут куда-нибудь, считается, что они присутствуют.
На вопрос о том, могут ли в будущем отменить закон о мобилизации из-за возможных нарушений при рассмотрении, политолог отвечает, что нет. В то же время, он допускает, что окончательное вступление в силу закона может затормозить Конституционный Суд, если его подадут на рассмотрение этой инстанции — и в самом содержании выявят нарушения основного закона.
Тем временем депутат Алексей Гончаренко заявил журналистам hromadske о нарушении регламента Верховной Рады во время рассмотрения поправок. Так, сравнительная таблица на 1600 страниц ко второму чтению появилась поздно: должно быть за 10 дней до заседания, а предоставили за 1-2 часа.
Парламентарий предполагает, что в связи с этим могут быть постановления от народных избранников о нарушении регламента. Но есть ли желающие их делать — говорить рано.
«Если есть четкое нарушение регламента, то народные депутаты вправе подавать постановление об остановке подписания. Думаю, что такие постановления могут быть. Далее, пока их не провалят, спикер не сможет его подписать», — объяснил депутат.
Что дошло до второго чтения?
В настоящее время полный текст одобренного документа еще не обнародован. Депутат Роман Лозинский говорит, что все депутатские правки отклонили. Он добавил, что предложения от местного самоуправления «проигнорировали, заложив в текст решения, которые гарантированно не будут работать».
«В первом чтении я поддержал законопроект с ожиданием, что ко второму чтению профильный комитет сможет улучшить его качество. Но этого не произошло», — заявил парламентарий.
Ранее Гончаренко излагал основные положения, дошедшие до второго чтения. Согласно им, в документе оставили норму о праве на увольнение со службы людей с инвалидностью. Также есть возможность уволиться после плена. Кроме того:
· мужчины, признанные ограниченно пригодными, обязаны будут пройти пересмотр в течение 12 месяцев;
· получившие 2 и 3 группы инвалидности после 24 февраля 2022 года (кроме действующих военнослужащих) подлежат повторному медицинскому осмотру для определения пригодности к службе;
· военнослужащие в случае заключения первого контракта имеют право на компенсацию 50% от первого взноса по кредиту, обеспеченному предметом ипотеки;
· предусмотрено ограничение консульских услуг для мужчин от 18 до 60 лет без военно-учетных документов;
· также планируется ограничить управление транспортными средствами военнообязанным по требованию ТЦК, но только по решению суда.
Члены комитета также согласовали установить на уровне закона выплату от 4 до 300 размеров прожиточного минимума за уничтоженное (захваченное) вооружение.
А еще, по словам депутата Ирины Фриз, в «мотивационном пакете» для военнослужащих есть:
- возможность самостоятельно выбрать подразделение для тех, кто подпишет контракт;
- дополнительный отпуск и вознаграждение за уничтожение или захват вооружения или техники противника;
- время пребывания в отпусках по уходу за ребенком засчитывается в срок выслуги в воинском звании;
- ежегодный основной отпуск предоставляется частями в течение календарного года, и основная непрерывная часть будет составлять не менее 15 календарных дней;
- военнослужащим и их женам/мужьям не будут начисляться проценты за пользование кредитом, штрафные санкции, пеня за невыполнение обязательств перед банками и другими организациями, однако исключение составят кредиты на автомобили и недвижимость;
- право в течение трех месяцев с даты заключения первого контракта получить сертификат на покупку транспортного средства размером 150 тысяч гривен;
- учет в выслугу лет одного месяца службы как трех месяцев за пребывание непосредственно в районах боевых действий во время действия военного положения;
- в случае необходимости длительного лечения за рубежом будет возможность пройти военно-врачебную комиссию дистанционно, а соответствующая справка ВВК будет основанием для сохранения денежного и материального обеспечения;
- дополнительный отпуск 90 календарных дней без разделения на части, по желанию, после освобождения из плена с сохранением денежного обеспечения;
- размер единовременного денежного пособия в случае гибели военнослужащего устанавливается на уровне 15 миллионов гривен.
Фриз добавила, что «с определенными предохранителями, но не в нарушение прав граждан», установлены нормы ухода за людьми с инвалидностью 1-3 групп.
Между тем активно обсуждаемых электронных повесток в законе не оказалось, а регистрация в электронном реестре призывника — добровольная.
Кто не будет подлежать призыву
Согласно нормам, которые есть в финальном законе, не подлежат призыву по мобилизации:
- забронированные;
- люди с инвалидностью или те, кого военно-врачебная комиссия признает временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок 6-12 месяцев;
- женщины и мужчины, на попечении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет, кроме тех, которые имеют долг по уплате алиментов более 3 месяцев;
- женщины и мужчины, у которых на попечении находится совершеннолетний ребенок с инвалидностью I или II группы;
- родители, опекуны, попечители, приемные родители и родители-воспитатели, которые заботятся о тяжелобольном ребенке;
- те, на чьем содержании находится совершеннолетний ребенок с инвалидностью I или II группы;
- усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, патронатные воспитатели, на содержании которых есть сироты или лишенные родительской опеки дети;
- занятые постоянным уходом за больной женой (мужем), ребенком или родителями;
- опекуны, которых суд признал недееспособными;
- граждане, имеющие жену или мужа с инвалидностью І или II группы. А еще — с инвалидностью III группы, если она установлена из-за онкологического заболевания, отсутствия конечностей или одного из парных органов, психического расстройства, церебрального паралича или других паралитических синдромов;
- те, кто имеет одного из своих родителей или одного из родителей жены (мужа) с инвалидностью I или II группы, при условии отсутствия других родственников, которые не являются военнообязанными, и в соответствии с законом обязаны их содержать;
- женщины и мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет и мужа (жену), которые уже служат;
- те, у кого близкие родственники погибли или пропали без вести во время участия в войне на Донбассе и в полномасштабной войне.
Право на бронирование имеют, в частности, госслужащие категорий «А», «Б» и «В», а также не более 50% военнообязанных в органах местного самоуправления.
А также:
- работники Нацполиции, НАБУ, ГБР, прокуратуры, БЭБ, ГСЧС, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Службы судебной охраны судов и других органов правоохранительной системы;
- работники предприятий, учреждений и организаций, выполняющих мобилизационные задачи;
- работники критически важных для обеспечения нужд войска и экономики или населения предприятий.
Демобилизации в законе нет
В Минобороны отметили, что демобилизацию через 36 месяцев из правительственного законопроекта исключили на фоне пожелания от Генштаба ВСУ, «понимающего оперативную ситуацию, угрозы и риски, стоящие перед государством».
Парламентарий Ирина Фриз сообщила, что это произошло после обращения главнокомандующего Вооруженными силами Украины Александра Сырского. Позже за исключение проголосовали и в Раде. В то же время правительство разработает отдельный законопроект о ротации и демобилизации, но на это может уйти до 8 месяцев.
Кроме того, комитет исключил из законопроекта уголовную ответственность за уклонение от призыва во время мобилизации. В версии на первом чтении за это предполагалось заключение на 3-5 лет.
В то же время, комитет определил размеры штрафов за нарушение правил военного учета и мобилизации. Так, за нарушение правил военного учета могут установить штраф в размере 3400–5100 грн в мирное время. В особый период или за повторное нарушение размер наказания может возрасти до 17-22,5 тысяч гривен.
Младший сержант в отставке и политик Юрий Гудыменко предположил, что поскольку демобилизации не будет, то это может повлечь за собой увеличение количества Самовольное оставление части без разрешения на определенное время. В случае суда в военное время за это преступление предусмотрена уголовная ответственность с наказанием от 5 до 10 лет заключенияСОЧ, подкуп ВВК, невозвращение из отпусков.
«Ни серьезных санкций для уклонистов ("кнута"), ни серьезных преференций для новых мобилизованных ("пряника") в законе нет. Следовательно, не будет и ожидаемого результата — притока новых бойцов», — считает политик.