Илон Маск хочет подключить наш мозг прямо к компьютеру. Прогресс впечатляет, но впереди еще много работы
«Думаю, от этого у вас взорвется мозг», — этими словами Маск начал презентацию достижений своей компании Neuralink. И отчасти не слукавил: устройство, соединяющее мозг напрямую с компьютером поместили в коробочку размером с пятикопеечную монету. Эта коробочка, уверяют разработчики, сможет стать обыденной частью нашей жизни. Но пока они не берутся прогнозировать, когда именно.
Маск обещает: Neuralink вернет парализованным возможность двигаться, даст нам «суперзрение» и позволит общаться с помощью мыслей, а не слов. Среди 100 тысяч человек, которые следили за презентацией Neuralink по всему миру, был и корреспондент hromadske Олег Павлюк. Он объясняет, чего удалось достичь Маску и как это может изменить нас и мир.
***
Представьте: к вашему мозгу подключены электроды, которые позволяют вам взаимодействовать с машиной фактически силой мысли. Это не совсем научная фантастика: такие технологии уже существуют и называются нейроинтерфейсы — интерфейсы взаимодействия человека с машинами через нервную систему.
Нервная система человека действует на основе электрических импульсов, передаваемых от одной нервной клетки (нейрона) к другой. На этой системе завязано, по сути, все: от движений до мышления человека. Суть нейроинтерфейса — соединение с нервной системой человека, считывание нервных импульсов, которые передаются и преобразовываются их в форму, «понимаемую» компьютером.
Хотя звучит это, может, и просто на практике все гораздо сложнее. В одном только мозге более 80 миллиардов нейронов, которые каждую секунду передают друг другу триллионы сигналов. Расшифровать, что они означают, и более того — зашифровать это на «языке», который понимал бы мозг, на практике оказывается трудно.
Впрочем, примеры уже есть. Едва ли не самый известный — 36-летний британец Нил Харбиссон, который называет себя первым официально признанным киборгом. У Харбиссона врожденная ахроматопсия — это заболевание, из-за которого человек неспособен различать цвета. В середине 2000-х ему вживили в мозг антенну, которая считывает звук и превращает его в цвет. Так Харбиссон смог увидеть мир «цветным» — почти так же, как и с помощью зрения.
Есть и обратные примеры, когда люди смогли передать информацию из мозга в компьютер. В 2012 году парализованная 53-летняя женщина смогла контролировать робота на расстоянии, посылая ему сигналы из мозга. А в 2016-м 28-летний мужчина с травмой позвоночника смог силой мысли протянуть роботизированную руку Бараку Обаме — и даже почувствовать его рукопожати.
В приведенных выше примерах нейроинтерфейсов есть два общих недостатка. Во-первых, каждая технология была индивидуально подстроена под конкретного пациента. На это время могли уйти месяцы кропотливой работы ученых. А во-вторых, ни одна из них не обеспечивала двусторонней коммуникации между человеком и машиной.
Именно эти две проблемы и должен решить стартап Илона Маска под названием Neuralink, запущенный в 2017 году. Neuralink должен стать универсальным нейроинтерфейсом, который сможет обеспечить практически беспрепятственную коммуникацию человека и машины, став продолжением (или, как метко выразился Тим Урбан, «магической шляпой») для нашего мозга.
В наиболее краткой форме миссию Neuralink описал один из сотрудников компании во время последней презентации 28 августа: «уменьшить человеческие страдания настолько, насколько это возможно». Нейроинтерфейс сможет помочь людям с поражениями нервной системы обойти наложенные человеческой природой ограничения: двигаться после травмы позвоночника, видеть и слышать, несмотря на повреждения головного мозга.
Впрочем, амбиции Маска простираются гораздо дальше. Он неоднократно говорил, что считает искусственный интеллект угрозой для человечества, поскольку тот рано или поздно станет слишком сложным для человека. Что же в таком случае делать? Создать систему, которая соединила бы возможности технологий и человеческого мышления и создала что-то новое — мощнее любой машины.
Первые значительные результаты Neuralink стали известны в 2019 году во время первой большой презентации. Маск тогда представил прототип нейроинтерфейса — устройство с 3072 электродами, подключенными напрямую к головному мозгу. Они считывают его электрические импульсы и передают информацию на специальный чип, оснащенный USB-разъемом.
По словам Маска, вживлять Neuralink в мозг научили робота. Интерфейс успешно прижился у крыс: чипу удалось получить информацию по всем электродам. Маск также заявил на презентации, что устройство даже позволило обезьяне управлять на расстоянии компьютером. И объявил, что планирует в 2020 году получить разрешение Министерства здравоохранения США для испытания Neuralink на людях.
С тех пор прошел почти год. Маск успел раздразнить всех заявлением о том, что благодаря Neuralink уже через пять лет человечеству станет ненужной речь и оно сможет общаться с помощью мыслей.
«Я не знаю наверняка, что произойдет с языком. В такой ситуации это было бы похоже на матрицу. Ты хочешь говорить на другом языке? Нет проблем, просто скачай программу», — заявил бизнесмен. И 28 августа попытался доказать, что это действительно возможно.
Новая версия Neuralink претерпела существенные изменения. Количество электродов, которые подключаются к головному мозгу, сократили до 1024. Устройство уменьшилось до размера большой монеты — 2,3 сантиметра в диаметре и 0,8 в толщину. Имплантировать его предлагают непосредственно в череп — так, что и следа от него не остается. К тому же это будет делать специально разработанный робот в полностью автоматическом — и, как отметил Маск, безопасном — режиме.
И это еще не все: Neuralink будет держать заряд весь день и заряжаться за ночь — как обычный смартфон. А данными он будет обмениваться не через USB-порт, как предыдущая версия, а с помощью беспроводной связи — пока для этого выбрали технологию Bluetooth. По плану, данные с Neuralink будут отправляться в приложение на смартфоне (которого пока еще нет) и оттуда же считываться обратно в мозг.
Если раньше Neuralink испытывали на крысах и обезьянах, на этот раз разработчики взялись за свиней. Свинка Гертруда, которая на презентации несколько минут упорно не хотела выходить из хлева, уже два месяца успешно живет с Neuralink. Маск в прямом эфире показал считывание 1024 электрических импульсов из ее мозга. Еще у одной — Дороти — имплант через некоторое время сняли, что, как показали на презентации, никак не повлияло на ее состояние.
«Это как FitBit в вашем черепе с маленькими проводами», — в шутку сказал Маск во время презентации, сравнив Neuralink с известной линейкой смарт-часов для фитнеса. Только вот этот имплант призван стать надежным и доступным устройством для помощи людям с провалами в памяти, потерей зрения, слуха или обоняния, бессонницей, параличом, тревожностью и депрессией.
Однако все это — еще впереди.
Маск объявил, что Neuralink в июле 2020 года вошел в Программу прорывных устройств Управления продовольствия и медикаментов США. Это означает, что нейроинтерфейс позволили использовать для первых испытаний на людях — конечно, после прохождения необходимых проверок на безопасность. И это, безусловно, прорыв.
Впрочем, вся презентация Neuralink, несмотря на впечатляющие результаты, походила скорее на анонс чего-то более масштабного, что пока не существует и ждет своих разработчиков. Наиболее ярко это проявилось во время сессии вопросов-ответов. Ни планируемых дат разработки полноценного прототипа нейроинтерфейса для людей, ни даже его приблизительной стоимости представители компании назвать не смогли.
По крайней мере дважды за свое выступление Маск призвал всех желающих идти работать в Neuralink — опыт работы с человеческим мозгом необязателен. «Сейчас [в компании] работает около 100 человек, впоследствии может быть 10 тысяч или даже больше. Но и несколько тысяч тоже пригодятся», — шутя сказал бизнесмен. Для разработки универсального нейроинтерфейса команды из 100 человек вряд ли достаточно.
Но из слов присутствующих работников Neuralink можно было понять: каждый из них верит в этот проект. Каждый из них работает в нем для своей цели: кто-то — потому стремится приложить усилия к научному прорыву, кто-то — потому что хочет быть причастным к помощи людям в мире.
А Маск раз подразнив требовательную аудиторию: заявил, что благодаря Neuralink можно будет играть в StarCraft силой мысли, записывать и воспроизводить воспоминания и даже фиксировать сознание (помните «Работа по имени Чаппи»?). Вот только на этот раз, в отличие от интервью Джо Рогану трехмесячной давности, бизнесмен не рискнул прогнозировать, когда же все это произойдет.