«Иммунитет в открытом море»: как в Международном трибунале слушали дело захваченных украинских моряков
10 мая в Гамбурге Международный трибунал по морскому праву заслушал иск Украины в Россию по захваченных в Керченском проливе украинских моряках. РФ отказалась участвовать в слушаниях и отметила, что у Трибунала нет юрисдикции для рассмотрения этого дела. Но неявка России не помешала слушанию.
Украину на слушаниях представляли заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль, профессор Фред Соунс и Жан-Марк Тювенин, юристы Марне Чик и Джонатан Гимблет.
Громадское собрало самое главное из выступления украинской делегации.
Суть иска
В иске говорится, что спор между странами возник из-за незаконного захвата 25 ноября 2018 года украинских военных кораблей «Бердянск», «Никополь», «Яны Капу» и их экипажей, которые возвращались в Одессу после неудачной попытки пройти через Керченский пролив.
Заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль отметила, что Россия нарушила основной принцип иммунитета военных кораблей, гарантированный Конвенцией ООН по морскому праву. Она подчеркнула, что «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» задержали в территориальных водах Украины. Но действия России в любом случае нарушали бы Конвенцию, даже если бы речь шла о территориальных водах России — военные корабли и их экипажи не могут быть арестованы силовиками иностранных государств и подвергнуты юрисдикции иностранных судов. Но, тем не менее, украинских военных судят в РФ и содержат в московском СИЗО Лефортово.
Также украинская сторона отмечает, что Россия лишила Украину двух кораблей, используемых для поддержки национальной обороны. Ранее Украина обращалась в Россию с просьбой немедленно освободить украинских военнослужащих, впрочем — безуспешно.
Как проходило заседание Трибунала
Юрист Джонатан Гимблет рассказал Трибуналу, в чем власти РФ обвиняют украинцев:
«Документы российского правительства показывают, что против служащих выдвинули уголовные обвинения в пересечении государственной границы РФ без надлежащего согласия России».
Основываясь именно на этих обвинениях, РФ удерживает 24 украинских военных.
Профессор Фред Соунс описал правовые основания для запроса Украины: военные суда являются выражением суверенитета государства, у них есть абсолютный иммунитет, который защищает корабли, экипажи, пассажиров и вещи.
«Россия, по статье 30 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), имела право только требовать оставить территориальные воды, что корабли и так уже делали. Проигнорировав предложенный Украиной срок обмена мнениями, Россия нарушила статью 283 Конвенции», — отметил Фред Соунс.
Какова позиция России?
Россия отмечает, что решение Трибунала не имеет законной силы, поскольку действия Украины в Керченском проливе нужно квалифицировать как военные. Адвокат Николай Полозов, советник украинской делегации и адвокат одного из украинских моряков Дениса Гриценко, объясняет, что таким образом РФ демонстрирует двойные стандарты, подчеркивая в Трибунале военную деятельность и отрицая это в самой России, где украинских моряков не признают военнопленными.
На вывод юриста Марне Чик, украинские военные корабли не были задействованы в военной деятельности — они просто пытались вернуться в свой порт. Доклад Военно-морских сил Украины и приложенные к нему документы подтверждают, что украинские корабли осуществляли мирный транзит между двумя украинскими портами.
Что может значить решение Трибунала для России и Украины?
Суд ранее уже проводил слушания и назначал временные меры против Российской Федерации, несмотря на отсутствие ее представителей. Наиболее яркая историческая аналогия здесь это дело «Арктик Санрайз» — нидерландского судна, на котором активисты «Гринпис» в 2013 году проводили акцию протеста у российской буровой платформы в Печорском море. Бойцы береговой охраны РФ задержали судно и арестовали всех членов экипажа и пассажиров. Участвовать в слушаниях Международного трибунала власти РФ также отказались, как и выполнять его решения. Но через некоторое время Россия отпустила всех захваченных моряков и выплатила правительству Нидерландов компенсацию в несколько миллионов евро.
В комментарии Громадскому Николай Полозов объяснил, что Трибунал своим решением может обязать российские власти немедленно выдать Украине захваченные суда и моряков. Отказ может повлечь политический и экономический ответ со стороны западных союзников Украины, в том числе посредством усиления принятых двумя месяцами ранее санкций в связи с конфликтом у Керченского пролива.
Советник министра иностранных дел Тарас Качка в комментарии Громадскому отметил, что одной из ключевых задач украинской делегации является убедить Суд немедленно вмешаться в процесс освобождения украинских моряков и судов, ведь он может длиться годами. Удалось ли это украинской стороне, станет известно ориентировочно 25 мая — тогда будет объявлено промежуточное решение Трибунала по Керченскому конфликту.