🎧 Ищите новые смыслы и не стыдитесь эмоций: как онкопациенту поддержать себя в длительном лечении
Гостьей этого выпуска подкаста «Я и оно: как пережить онко» стала Виктория Костецкая, психолог Украинской психоонкологической ассоциации, она ведет группу поддержки родственников онкопациентов. Виктория рассказала о том, как понять, что у вашего близкого, который получает лечение, наступило затяжное депрессивное состояние, и что может такую депрессию спровоцировать; как часто у онкопациентов бывает посттравматический синдром (ПТСР); что делать, если эмоции бьют через край, а родственники не понимают, почему пациент становится ко всему равнодушным и не хочет оправдывать их ожидания, быть сильным и сохранять оптимизм. Где самому пациенту или пациентке искать силы, если лечение растягивается на годы, а болезнь становится хронической. Об этом слушайте в новом эпизоде на Castbox, SoundCloud, Apple Podcasts, Google Podcasts, YouTube.
Что указывает на затяжную депрессию у онкопациента?
Диагноз может установить только врач, но подавленное настроение больше двух недель, потеря удовольствия от дел, которые пациент делал раньше, постоянная усталость, чрезмерная самокритика, потеря уверенности в себе, повторяющиеся мысли о смерти, заторможенность или, напротив, возбужденное состояние, нарушение сна, изменение аппетита, потеря в весе, — все это может указывать на то, что у человека в диагнозе наступила длительная депрессия.
Факторами, которые вызывают депрессию, могут быть и медицинские препараты, и любое событие, которое вызвало сильный стресс: распад семьи, неприятности с детьми, обычный профилактический осмотр впервые после окончания лечения и прочее. Когда пациент (а иногда и его родные) оказывается в состоянии «Я не могу с этим справиться, я так больше не могу», стоит обратиться к специалисту.
Почему нельзя назначать антидепрессанты самостоятельно?
Часть антидепрессантов несовместима, например, с тамоксифеном и другими препаратами, которые принимает онкопациент, поэтому важно, чтобы такие назначения делал врач.
Что делать с негативными эмоциями, которые переживает сам пациент и его родные?
Для онкопациента важно разрешить себе все эмоции, которые он/она испытывает: и раздражение, и агрессию, и гнев, и желание уйти в себя и просто полежать. Важно позволить себе не достигать новых вершин, а родственникам — не давить своими ожиданиями. Сегодня молодое поколение, по словам Виктории Костецкой, привыкло к тотальному позитивному мышлению. Но это не значит, что родственники пациента не испытывают тревогу, ведь они хотят, чтобы пациент соответствовал их ожиданиям, а он может вести себя отрешенно. Часто с такой тревожностью помогает справиться работа в группах «равный равному», возможность поговорить с родственниками других пациентов, высказать свои чувства, будь то «стыдные эмоции» — злость или разочарование — это помогает разместить тревогу не в семье, а там, где человека могут понять люди со схожей жизненной ситуацией.
Что такое паническая атака и как с ней справиться?
Сильнейший внезапный страх, учащенный пульс, ощущение нехватки воздуха, сбившееся дыхание, мысль «Я сейчас умру», боли в левой половине грудной клетки, боль в области живота, тошнота, дискомфорт в кишечнике, повышенная температура, спутанность мыслей, ощущение нереальности происходящего, покалывание в конечностях, — все это признаки панической атаки, которая происходит из-за выброса адреналина в организме. Чаще это случается разово в момент оглашения плохой новости. Но бывает, такие атаки возвращаются, когда человек ожидает повторения стрессовой ситуации. И это может, например, привести к отказу от поездки на лечение, — так выглядит защитное поведение от события, которое однажды травмировало.
Чтобы с этим справиться, лучше поработать с психотерапевтом, который поможет перестроить схемы реагирования на событие.
В момент атаки нужно успокоить нервную систему. Это делают с помощью простой техники дыхания, когда выдох в два раза длиннее вдоха. Либо используют технику «квадратного дыхания»: вдох на два счета, задержка дыхания на два счета, выдох на два счета. Даже наблюдение за дыханием облегчит состояние во время панической атаки.
Также можно просто засечь время и дождаться конца приступа, — такие атаки продолжаются в среднем 15-20 минут. То есть, если знать о конечности и кратковременности какого-то действия, его легче пережить.
Бывают ли у онкопациентов депрессии в рамках ПТСР?
Обычно это расстройство, согласно самоопросам и опросникам, наблюдается у 10-20% пациентов, и это лишь некоторые симптомы ПТСР. Около 28% родственников пациентов также могут переживать подобные состояния.
Чем ПТСР отличается от депрессии и тревожных расстройств? В первом случае мысли направлены в прошлое, когда возникают флешбеки о событии, которое травмировало человека. А депрессии и тревожные расстройства направлены в будущее.
Даже без лечения в среднем спустя 2 года количество подверженных ПТСР снижается до 6%.
Как поддержать себя во время долгого лечения?
Онкопациенту необходимо постоянно искать новые смыслы, они не обязательно должны быть глобальными и приносить пользу кому-то другому. В первую очередь они должны радовать самого пациента.
Сдерживать эмоции — неправильно. А вот плакать, злиться, уходить в себя — нормально. Важно продолжать общаться с теми, кто готов быть рядом, ведь именно социальные связи держат нас на плаву в стрессовой ситуации.
Пользу принесет план действий как на короткие периоды, так и на далекое будущее, это дает энергию и указывает путь, куда двигаться дальше. Онкопациенту важно благодарить других людей за то, что они делают, благодарить себя, любить и относится к себе сострадательно. Стоит помнить, что нередко сильнейший стресс заканчивается посттравматическим ростом, а болезнь помогает пересмотреть старые правила жизни и создать новые.