«Искандеры» и оккупация Киева. Чем Путин может давить на Зеленского
«Наша армия — лучшая в мире, и она защитит нас!» Эта фраза из выступления Владимира Зеленского 1 декабря в Верховной Раде вызвала аплодисменты депутатов. Однако выглядело это как «показуха» для телекартинки — от послания президента парламенту ожидали куда большего.
Уже месяц западная пресса наперебой пишет о росте угрозы открытого широкомасштабного вторжения России в Украину. Официальный Киев с опозданием, но подтвердил опасения партнеров — новая волна российской агрессии может начаться уже этой зимой.
Более того, украинская разведка обнародовала возможный сценарий развития событий. По нему под оккупацию попадает значительная часть левобережной Украины и Киева. Поэтому от Зеленского ожидали более глубокого анализа ситуации и плана возможных действий государства, чтобы помешать прогнозам об оккупации. Однако, по сути, услышали только лозунги.
В этом материале hromadske выясняет, могут ли воплотиться заявленные планы о широкомасштабной агрессии России и оккупации значительной части Украины.
«Армагеддон» в Украине начнут российские «Искандеры»?
25 ноября эфир ток-шоу «Право на власть» был посвящен возможному наступлению российской армии. Программа называлась «Блицкриг Путина». Ведущая Наталья Мосейчук пересказала возможный сценарий начала широкомасштабного вторжения:
«На днях россияне активно цитировали скандинавское издание Schibsted. Его аналитики пришли к однозначному выводу: российское вторжение в Украину начнется в течение трех месяцев. По их сценарию, вооруженные силы России начнут атаку с помощью ракетных комплексов “Искандер”. Они в считанные минуты уничтожат украинские аэродромы, РЛС, системы ПВО, склады боеприпасов, командные пункты и другие военные цели... Тогда пойдет авиация ВКС РФ, массированная бомбардировка авиацией... После этого россияне возьмут столько украинской земли, сколько им позволит Запад».
На самом деле, Schibsted — это не скандинавское издание, а огромная медиа-группа, самая большая в Скандинавии. А прозвучавший в эфире украинского телеканала текст — это перевод с российских сайтов. Первоисточник — публикация на российском сайте «Репортер». Ее слово в слово повторила Мосейчук. Даже аббревиатуру «ВКС» не перевели на украинский как «повітряно-космічні сили».
Этот сценарий министр обороны Алексей Резников назвал «армагеддоном», о котором много говорят в эфире медиа. Это действительно так. В российских пропагандистских СМИ заявляют именно о таком начале войны.
Так, 22 ноября на ток-шоу Скабеевой «60 минут» российский генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский рассказал, как нужно уничтожать украинские вооруженные силы и флот. При этом он добавил, что после этого не предусматривается применение Россией танков и дальнейшего захвата украинских территорий.
Это можно было бы воспринимать как банальное устрашение. Однако сценарий начала войны с помощью «Искандеров» вполне реален.
Заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь объясняет, что изложенный в эфире «Права на власть» сценарий вторжения — не вымысел и не какая-то особая аналитика. «Это не прогнозы. Это доктрина, как ведутся наступательные действия. Это то, как сейчас проводятся операции», — говорит Самусь.
Далее эксперт детализирует последовательность действий. Сначала производится ракетно-воздушная наступательная операция. Параллельно идет информационная фаза, которую Россия и так постоянно ведет по отношению к Украине. Затем — радиоэлектронная фаза, подавляются системы противника.
«И вот после этого начинаются массированные ракетные удары, уничтожающие ПВО и командные пункты. Фактически уничтожается способность управлять территориями. Тогда уже идет авиация, которая начинает поражать наземные войска. Вступает в силу фронтовая авиация, штурмовая или бомбардировочная. Может быть, несколько волн авиационных налетов, когда войска уже не могут обороняться системно», — рассказывает Самусь.
И только после этого может начаться сухопутный этап.
Такую же последовательность подтверждает и эксперт Центра исследования армии Игорь Левченко.
По сути, Россия уже даже отработала этот сценарий войны, когда в сентябре 2015-го открыто вторглась в Сирию. Тогда все началось с бомбардировки. Затем — ракетный удар с кораблей из Каспийского моря на расстоянии 1500 км. В тот же день войска Асада начали наступление. Известно, к чему привел этот «армагеддон».
Может ли Украина этому противостоять? Михаил Самусь рассказывает, что в Украине с советских времен осталась разветвленная система противовоздушной обороны, которая включает зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, «Бук». Однако эти системы — старые.
На устаревшие и неэффективные системы ПВО указывает и директор Украинского милитарного центра Тарас Чмут. Россия с 2010 года получила более 1000 новых и модернизированных летальных аппаратов. Так что полноценно противостоять удару России на начальном этапе Украина не сможет.
«В суммарном залпе первой волны (со стороны России, – ред.) может быть под 300 ракет, которые полетят по Украине. Это и “Искандеры”, и “Калибры”; с самолетов — Х-55 (стратегическая авиационная крылатая ракета, — ред.) и другие. Это довольно много. Мы не сдержим этот первый удар», — заключает Чмут.
Все это может «лететь» не только из России и оккупированного Крыма. В середине ноября желание разместить «Искандеры» на территории Беларуси озвучил Александр Лукашенко.
Украина проигрывает россиянам не только в воздухе, но и на море. Как говорит Тарас Чмут, там нам нечего противопоставить.
Оккупация Киева. Реален ли прогноз военной разведки?
20 ноября на американском сайте Military Times вышел материал с картой наступательных действий армии России. Подготовлена эта карта украинской военной разведкой.
В материале начальник Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов описал возможный сценарий широкомасштабного вторжения.
«Атака, вероятно, будет состоять из авиаударов, артиллерийских и бронетанковых атак с последующими десантными ударами на востоке, десантными нападениями в Одессе и Мариуполе и меньшим вторжением через соседнюю Беларусь», — рассказал Буданов.
Ни из карты, ни со слов руководителя ГУР МО непонятно, как будет действовать украинская армия в ответ, а также на чем основываются предпосылки оккупации значительной части Украины, включая столицу.
По мнению собеседников, hromadske 100 тысяч российских военных, которые скапливаются на границе Украины, для масштабной оккупации недостаточно.
«Для оккупации нужно количество войск несравнимое с тем, что сейчас есть на всей территории России. Оккупировать такие территории и с таким населением, как в Украине, могут миллионные армии. У них такой армии сейчас нет», — говорит бывший участник АТО в составе 25-го добровольческого батальона «Киевская Русь» с позывным Арти Грин.
А Игорь Левченко из Центра исследования армии изображенную на карте украинской разведки оккупированную территорию Украины называет «хотелкой» Путина.
«Если гипотетически взвешивать силы, средства и возможности, то именно рубеж Днепра максимален для России в современных условиях. Да и то в условиях украинской армии 2014-го. Сейчас такое невозможно», — говорит Левченко.
В реальности же в случае агрессии, скорее всего, речь пойдет не о широкомасштабном наступлении и оккупации по существу половины Украины. На это реально сил у России нет. Да и украинская армия может более эффективно противостоять сухопутным операциям агрессора, чем авиации, флоту и ракетным войскам.
Для успешного воплощения этих сценариев с началом агрессии и оккупацией территорий для Кремля важнее всего, чтобы Украина и украинская армия вообще не сопротивлялись. Иначе Россию могут ожидать значительные невзгоды.
«Путину вообще не подходит вариант, что Украина будет обороняться. Он ясно понимает, что это катастрофа для России. Ему такое развитие событий не нужно», — считает заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь.
И еще один момент, о котором мало говорят. В случае открытого вторжения России у Украины будут развязаны руки. И ситуация 2014 года, когда российская артиллерия со своей стороны границы безнаказанно обстреливала украинские войска на приграничных территориях, уже не повторится.
«Силы специальных операций Украины могут продвинуться глубоко на территорию противника. Группы CCO могут, равно как и ракеты, уничтожать ракетные системы, объекты критической инфраструктуры, пункты управления. Это одна из задач ССО», — говорит Михаил Самусь.
«Нанести удары по российской территории, когда Россия открыто вводит свои войска в Украину, абсолютно приемлемо, – добавляет участник АТО “Арти Грин”. – Но нужно соблюдать правила и обычаи войны. Это не должны быть мирные жители, это не должна быть гражданская инфраструктура».
Никто кроме армии?
Ни президент, ни другие чиновники Украины не берутся публично обсуждать возможный сценарий развития событий в случае начала войны. Однако отдельные заявления указывают на то, что угрозу повторения сирийского сценария в Киеве понимают. Потому что кроме очередной партии условных «Джавелинов» пытаются заручиться еще более мощной поддержкой Запада.
Так, в уже упомянутом выше интервью Кирилла Буданова изданию Military Times руководитель военной разведки отметил, что Украина «изыскивает дополнительные системы противовоздушной, противоракетной и беспилотной защиты». Упоминается и американский зенитно-ракетный комплекс Patriot. Однако если в этом плане у Киева и будут перспективы, то их воплощение — это не ближайшие зимние месяцы.
Хотя разные западные и украинские источники и озвучивают возможность атаки России этой зимой, в настоящее время неизвестно, чтобы соответствующее решение было принято окончательно. «Позиция российских сил не свидетельствует о том, что вторжение неизбежно. Вполне возможно, что политическое решение о начале военной операции не принято», — говорится в материале американского издания Foreign Affairs. В статье отмечается, что Путин может применить силу, если сочтет поддержку Украины со стороны США неискренней. И тогда он попытается либо разделить страну пополам, либо навязать новое «мирное урегулирование».
По сути, Кремль уже пытается навязать Украине и Западу вот это «мирное урегулирование». Пугалки «Искандерами» и оккупацией Киева — это из арсенала давления. Поддаются ли этому давлению украинские власти и лично Зеленский?
С одной стороны, в своем выступлении в парламенте президент заявил, что никто страну, кроме собственной армии, не защитит. Кроме того, высказал позицию, что невозможно остановить войну без прямых переговоров с Россией.
Однако Зеленский упустил важный момент: с какими козырями он может идти на эти переговоры. Карты Путина известны и весомы: 100-тысячная армия на границе, «Искандеры», авиация и флот. Есть ли у украинского президента чем перебить карты Кремля, осталось неизвестным.