Из двоечников — во врачи. Кому нужны хирурги, не различающие кости таза и черепа
Я поступал в Одесский национальный медицинский университет в 2010 году. Тогда для того, чтобы поступить на контракт, требовался средний балл должен не ниже 120. Фактически это означало, что нужно прийти на ВНО, ткнуть в ответы наугад и, вероятнее всего, ты набрал бы те же 120 баллов.
В 2010 году на одно место в медицинских вузах было до 10 абитуриентов: врачебные специальности были популярными. Лето, жара и толпа выпускников, штурмующих приемную комиссию. Я со своим средним баллом 194 легко прошел на бюджет. В моей группе было 34 студента, но в лучшем случае лишь половина понимала, куда попала. За 6 лет бросили обучение только шестеро, остальные 28 получили дипломы, однако, к счастью, менее половины из них остались в медицине. Были студенты, за шесть лет не научившиеся отличать кости черепа от костей таза. О чем-то более сложном говорить не приходится.
Но оставим пока прошлое, потом еще вернемся к нему.
В 2022-м Министерство здравоохранения отменило проходные 150 баллов в медицинские вузы (напоминаю: за эти 150 баллов долго боролись люди, которые хотели, чтобы в меды шли учиться не первые попавшиеся, а только способные и желающие). Минздрав мотивировал такое снижение проходного барьера тем, что абитуриенты не успели подготовиться к экзаменам — мол, из-за трудностей с учебой, обусловленных войной. Отчасти это правда. Но лишь отчасти, потому что:
- 150 — на самом деле не такой уж высокий порог. Это тройка по старой пятибалльной системе. То есть ты должен сдать ВНО на троечку и можешь смело нести документы в медицинский. Реально ли подготовиться к ВНО на 150 баллов? Абсолютно. Сейчас же речь не идет о бюджете. На бюджетные места баллы выше, там приходится действительно попотеть, чтобы набрать хороший средний балл (обычно это 180 и выше). Но для контрактной формы обучения тебе нужно всего 150. Если ты искренне мотивирован поступить в медицинский — это вполне реально, и война здесь ни при чем.
- Правда в том, что медицинские вузы ожидает не слишком большой ажиотаж среди абитуриентов — точно не 10 человек на место. А тут еще и порог в 150 баллов. Следовательно, за счет менее успешных поступающих хотят увеличить набор, а заодно закрыть дыру в образовательном бюджете. Но стоит ли спасать высшие учебные заведения именно таким образом? И второй (не менее важный вопрос): а нужно ли нам столько медуниверситетов?
- Конечно, часть врачей из-за боевых действий уехала за границу. Еще часть врачей-мужчин после войны может тоже отправиться к своим семьям. А значит, возможен дефицит кадров, и его решили профилактировать за счет неуспешных абитуриентов. Спойлер: это нехорошая мысль.
Почему же, по моему мнению, нашей системе все-таки нужен проходной балл, и почему его нет в большинстве цивилизованных стран?
На самом деле, в Европе проходного балла как такового нет: все решает конкуренция. Если много желающих поступить с высоким баллом, ты с низким не пройдешь даже на платной основе. Второе — это жесткие условия обучения. Не тянешь, плохо учишься — отчислят. До последнего курса доживает чуть больше половины. Еще часть отсеивается на интернатуре. До практики же доходят и вовсе единицы: кто-то не выдерживает темпа, кто-то понимает, что медицина — не его.
Почему же в Украине все работает не так? Потому что коррупция. Купить в медицинском вузе можно все — можно даже вообще не ходить в университет и получить диплом. Такие выпускники, конечно, в медицине не остаются: диплом чаще всего для родителей.
Продается даже Оценка уровня усвоения приобретенных теоретических знаний. Проходит одновременно по всей стране в форме тестирования. Проводится Центром тестирования при Минздраве Украины. Специальности: медицина, стоматология, фармация, медсестринство, лабораторная диагностика. «Крок» сдают в конце 3 и 5 курсов, а также после интернатуры».«Крок»: наушник в ухе, поддельные документы, одни студенты выдают себя за других. А иногда просто есть целая ночь, чтобы открыть конверт с тестами, решить их до утра, а утром продать ответы. Такое тоже было — история «Крока» знает много «творческих подходов». Можно, конечно, поступить еще проще: вызубрить базу тестов и с третьей пересдачи все-таки сдать, потому что отец пообещал за это купить машину, и ты капец какой мотивированный. Это не метафора, это мои воспоминания о годах обучения и увиденном там.
Об оценках, экзаменах и зачетах я вообще молчу: это продается и покупается очень легко, вопрос только в цене. Нет, конечно, никто не требует платить. Выучил — сдавай сам, не выучил — заплати и получи оценку. А если хорошо заплатил — получишь даже выше, чем у учившего.
Вы можете заметить, что с тех пор, как я был студентом, прошло достаточно времени, и, возможно, система изменилась. Но нет. Не изменилась, к сожалению.
Кроме коррупции есть еще одна проблема. Когда набирают немотивированных абитуриентов с низким баллом — это создает в группе студентов высокую концентрацию не слишком толковых людей, а это, в свою очередь, тормозит учебный процесс. В конце концов, те, кто поступал с высоким баллом, кто имел мотивацию к учебе, вынуждены мириться с тем, что на парах вы не разбираете ничего сложного, потому что общий уровень группы низкий. Они не тянут даже базовый материал, но и не сильно об этом беспокоятся, потому что знают, что заплатят за экзамен или зачет. А иногда даже начинается буллинг: мол, все платят — и ты плати, ты что, умнее остальных, и так далее.
В условиях коррумпированной системы и не очень популярной специальности проходной балл позволял, по крайней мере, не пропустить в медицинские университеты совсем уже случайных людей. Конечно, проходной балл не делает качество образования высоким, но спрос на взятки точно делает меньше: если в университете концентрация бездельников низкая, то и уровень коррупции будет соответствующим.
Есть и психологический момент. Когда тебя окружают лентяи, то каким бы умным и мотивированным ты ни был — твой уровень знаний все равно будет снижаться просто из-за отсутствия конкуренции. Зачем учить больше, если на их сером фоне ты и так блистаешь?
Существует миф о том, что, мол, не важно, как ты учился в школе, даже из двоечника можно сделать профи. Ну, возможно, есть какие-то единичные случаи, но это, скорее, исключения из правила, потому что это просто невозможно. На первом курсе тебя сразу накрывает лавина информации. Я со своими 194 баллами едва тянул, хотя на самом деле тяжесть обучения и была главным аргументом для поступления именно в медицинский. Только вот я не был готов к тому, что для пары придется учить до двухсот страниц научного текста — и это только по одному предмету. А если у тебя на один день приходилось, условно, сразу анатомия, химия и гистология, то хотелось выйти в окно. Поэтому почти никто из студентов с низким вступительным баллом даже не пытался за это браться — просто платили. В принципе, даже среди студентов контрактной формы обучения были единицы, которые прилагали усилия, но остальные тянули лямку и несли денежку. Бюджетников хотя бы мотивировали стипендия и риск вылететь с бюджетного места (хотя и среди них были те, кто предпочел заплатить). В целом же медицинское образование в Украине — это система пренебрежения студентами, пренебрежения человеческим достоинством и, конечно, коррупция. Справедливости не найти.
А теперь вернемся в 2010-й, вернее, 2011-й год. Я учусь на втором курсе. Нам читают предмет «Биохимия». Вся группа, кроме меня и еще одного парня, решает заплатить за зачеты. Я биохимию все-таки сдаю — с третьей попытки, после того, как преподаватель понял, что денег у меня нет (а их у меня действительно не было даже для того, чтобы заплатить за общежитие. Впрочем, это уже другая история — о нищете, в которой иногда существуют студенты-бюджетники). В конце концов, моя оценка была даже хуже, чем у тех, кто заплатил. Конечно, я был очень «мотивирован» продолжать обучение.
Понятно, что качество образования состоит не в проходном балле. Если мы хотим, чтобы в медвузах была здоровая конкуренция — а значит, и качество студентов было выше — нужно повышать популярность медицинских профессий. А это и условия труда, и заработная плата, и перспективы. Как часто говорит один мой коллега, в 2022-м выбрать себе медицинскую профессию может или святой, или полный болван. Но вы бы хотели, чтобы вас лечил святой или врач, который на шестом курсе не в состоянии различить кости черепа и таза?
Если нам нужна армия фельдшеров с низким уровнем знаний, но с дипломом врача, то конечно отмена проходного балла — именно то, что нужно. Только почему тогда в ВСУ мы хотим видеть лучших? Не потому ли, что от этого зависит наша безопасность и жизнь? А от врача уже нет?
С плохим врачом, как и с некачественным кровоостанавливающим турникетом: лучше вообще ни никакого, чем такой.
Впрочем, самое печальное во всей этой истории то, что человек, поступивший с низким баллом ВНО и заплативший за контракт, вполне вероятно, потом еще и купит себе место в областной больнице, ведь у него есть лишние 5-10 тысяч долларов.
Некоторые в соцсетях радуются отмене проходного балла. Почему-то среди этих людей есть и преподаватели моего вуза, которые в свое время были двигателями коррупционных схем. Просто совпадение?
И последнее. Несколько месяцев назад украинские эксперты смеялись над россией, которая ввела льготы на поступление для детей погибших военных. Мол, вот и хорошо: это приведет к отрицательному отбору, и качество образования у них снизится.
Тогда у меня вопрос: а к чему приведет вступительная кампания в медицинские вузы без проходного балла, потому что, видите ли, по версии Минздрава, дети из-за войны не успели подготовиться?
P.S.: не может быть ни в медицинском образовании, ни в медицине полутонов или разделения зла на маленькое и большое. Отсутствие проходного балла — это якобы маленькое зло, которое, несмотря на то, что вроде бы имеет определенную рациональную цель (спасти вузы), на самом деле приведет к большому злу.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.