Как карантин и коронавирус изменили малый и средний бизнес
Безналичные расчеты, дополненная реальность и акцент на ценности — рецепты спасения бизнесов от коронакризиса.
Карантин и коронавирус вызвали масштабный спад в экономике, заставив целые бизнесы приспособиться к новым, более сложным реалиям. Кого-то три месяца «локдауна» заставили закрыть дело, а кому-то карантин подарил новые возможности. 30 июня состоялась онлайн-конференция Visa Cashless Talks: #ПоддержиСвоих, организованная компанией Visa, во время которой представители малого и среднего бизнеса делились тем, как они пережили карантин и каким образом приспособились к новой посткоронавирусной реальности.
Жертвы крушения
Коронавирус стал причиной бесчисленного количества небольших обострений в тысячах малых и средних предприятий. «На них выпал основной удар. Больший удар был только по тревел-индустрии и авиакомпаниях. Однако именно малый и средний бизнес является основой здоровой и развитой экономики в стране. Многие аналитики говорят, что мир точно не вернется к нормальному состоянию, пока малый и средний бизнес не восстановятся», — сообщила старший вице-президент и директор регионального развития подразделения Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Вера Платонова.
Пострадали и компании, работающие в креативных отраслях. Кинопроизводство остановилось, концерты и выставки отменили, спрос на маркетинговые услуги упал. «Никаких доходов от продажи билетов на сеансы нет. Ежемесячно, из-за карантина, наша компания получает по 10 млн гривен убытков», — сообщил основатель сети кинотеатров «Планета Кино» Дмитрий Деркач.
Кинотеатры в Украине не работают с начала карантина, а в Киеве их запуск запланировали только на начало июля. Однако даже после запуска остро возникнет вопрос, что показывать, поскольку производство фильмов приостановилось во всем мире. На карантине же компания, чтобы не обанкротиться, начала продажи подарочных сертификатов на кино и попкорна.
Закрытые кинотеатры нанесли ущерб и компаниям, специализирующимся на дистрибуции кино и организации различных кинособытий. «Мы сократили зарплаты всем, в том числе топ-менеджменту. Если говорить о деловой составляющей, о кинотеатрах, то все это «умножилось на ноль», а с точки зрения других наших видов деятельности, то мы смогли адаптировать некоторые наши кинофестивали в онлайн-формат», — отметил Денис Иванов, основатель и продюсер компании ArtHouseTraffic.
Сложности принес карантин и маркетинговым компаниям. «Расходы на маркетинг — это первое, что урезают компании во время любого кризиса», — сообщил Егор Петров, один из основателей и владелец Banda Agency. Для того, чтобы не обанкротиться, компании пришлось урезать зарплаты своим работникам и пересмотреть все свои инвестиции в обучение персонала.
В то же время карантин «уравнял» все компании во всем мире, что упростило выход на ранее недоступные рынки, в частности на рынок США: «С одной стороны, мы все закрылись в своих квартирах и в границах своей страны, а с другой стороны, все оказались в одинаковых условиях, потому что начали работать через Zoom. Благодаря этому открылось много возможностей: если раньше попасть на рынок Калифорнии было очень сложно, то сейчас мы начали работать с местными компаниями в одинаковых условиях», — добавил Петров.
Приспособиться и пойти в онлайн
Невозможность ведения бизнеса офлайн подтолкнула предпринимателей искать различные способы продавать свои товары через интернет. Это спасло многих. Особенно тех, кто успел приготовиться заранее.
Например, гостинично-ресторанная группа First Line Group увидела первые признаки грядущего кризиса еще в начале 2020 года. «Когда в Украине начали сгущаться тучи, то мы для себя приняли важное решение, что смотрим на эти события не как на временные, а как на ситуацию, которая ждет нас ближайший год. Мы начали делать реорганизацию в каждом из наших ресторанов еще в начале февраля, и когда это все нас настигло в марте, когда просто выключили, как из розетки, рестораны, мы уже были на полпути к запуску новых услуг доставки маленького бренда домашней пищи и заморозки», — отметил Владимир Ташаев, бренд-шеф ресторанно-гостиничной группы First Line Group (работает в Киеве и Харькове, в нее входят, в частности, рестораны« Любимый дядя », ЖЗЛ,« 1654 »).
До кризиса компания приспособилась, запустив собственную услугу по доставке еды из своих ресторанов. Это также помогло сохранить небольшое количество рабочих мест — 300 работников из около 1000 сотрудников First Line Group возобновили работу в первые недели после карантина. Бывшие официанты становились курьерами, а повара начали готовить онлайн-заказы. По состоянию на конец июня компания вернула к работе еще около 300 сотрудников.
Переход в онлайн стал спасительным и для компании Drommel, которая специализируется на изготовлении и продаже мебели, поскольку еще до карантина там планировали перейти в онлайн. «Основная стратегия у нас всегда была в том, что мы должны стать цифровой мебельной компанией, поэтому мы старались максимально все перевести в онлайн», — отметил основатель Drommel Дмитрий Федченко. Карантин, по его словам, только ускорил этот переход, а также способствовал внедрению философии максимальной эффективности производства. Сейчас Drommel закрыл все свои физические магазины и 94% продаж осуществляет онлайн.
Карантин для компании дал новые возможности — вырос спрос на мебель для обустройства домашнего рабочего пространства. «Особенно актуальной проблемой для многих наших клиентов стало то, что на карантине они оказались дома и поняли, что им негде работать. Поэтому мы очень резко изменили нашу стратегию на home-office, и сейчас мы забираем эту нишу на рынке », — добавил Федченко.
Перейти в онлайн карантин заставил и платформу «Все.Свои», которая продает товары около трех тысяч отечественных брендов. «Мы запустили нашу платформу «Все.Свои.ua» в 2018 году, но постоянно к ней не «доходили руки», потому что было много работы именно с физическими магазинами. Во время карантина мы сначала выключили сайт, потому что база нашего онлайн-магазина была на Крещатике, и мы испугались, поскольку не понимали, как это повлияет на наши отношения с арендодателем, будет ли это влиять на арендную ставку. Но потом мы очень быстро включили сайт, начали фотографировать весь товар, который у нас есть, выводить его в онлайн», — сообщила основательница «Все.Свои» Анна Луковкина. По ее словам, в первое время компания вообще не справлялась со всеми доставками товаров покупателям, однако со временем наладила этот процесс.
Дополненная реальность и безнал
Карантин также подтолкнул развитие безналичных расчетов и всей «кешлэс-индустрии». «52% людей, которые ранее ни разу не покупали товары в интернете, не заказывали доставку еды онлайн, во время карантина впервые сделали это. 35% людей покупали медикаменты в интернете. Достаточно сильно увеличилось количество бесконтактных оплат — на уровне 39%», — сообщила региональный менеджер Visa в Украине, Беларуси и Молдове Светлана Чирва, опираясь на опрос компании.
Рост спроса на интернет-магазины и безналичные расчеты стимулировали развитие безналичной инфраструктуры. В частности, компания Portmone, специализирующаяся на обеспечении онлайн-расчетов, зафиксировала рост спроса на свои услуги среди бизнес-клиентов: «Мы видим сегменты, в которых происходит просто сумасшедший рост. Например, у нас есть сегменты доставки еды, рестораны, которые работают на доставку, в них доля онлайн-бизнеса выросла до 3 раз», — сообщил генеральный директор Portmone Святослав Комаха.
Рост спроса на безналичные расчеты зафиксировали и в Сбербанке. Там сейчас работают над внедрением технологии, которая позволит превращать в платежный терминал любой смартфон на системе Android, который имеет NFC-модуль. «Тот годовой план по объему безналичных операций, который мы ставили себе в начале года, уже выполнен. Однако мы не останавливаемся на этом и запускаем новые проекты, которые будут способствовать дальнейшему развитию», — отметил директор департамента электронной коммерции и платежных средств Сбербанка Владимир Москаленко.
Потенциал развития безналичных расчетов в Украине значительный, ведь до сих пор большая часть украинцев не имеют банковских счетов. «По разным подсчетам, до 40% людей остаются вне банковской системы, прежде всего в небольших населенных пунктах. Если мы говорим об электронной коммерции, то единственное, что есть у бабушки, которая живет в селе, — это почтальон, который приносит ей наличные. В лучшем случае, эти наличные бабушка может использовать, чтобы заплатить за коммунальные платежи или доставку лекарств», — отметил первый заместитель генерального директора Укрпочты Александр Перцовский. Сейчас государственная компания ожидает, чтобы Верховная Рада приняла закон, которым разрешила Укрпочте предоставлять некоторые банковские услуги, что могло бы увеличить количество безналичных расчетов в селах.
Несмотря на такую статистику, в Украине достаточно динамично развиваются безналичные платежные решения. «Благодаря наличию симбиоза между такими компаниями, как Portmone, и такими банками, как Сбербанк, Украина становится серьезным оазисом с точки зрения адаптации электронных платежей в электронной коммерции. В других странах торговцу не так просто быстро получить возможность принимать платежи онлайн», — отметил руководитель стратегических партнерств в странах СНГ и Юго-Восточной Европы компании Visa Евгений Лисняк.
Спрос на онлайн способствовал развитию технологий виртуальной и дополненной реальности. Кирилл Покутный, один из основателей Sensorama Lab, считает, что сейчас наиболее активно компании будут использовать различные видеостримы для продвижения и продажи товаров, однако впоследствии распространенными станут технологии, с помощью которых можно будет «примерить» у себя дома разнообразную мебель или бытовую технику из онлайн-магазина. «Однако пока есть проблема: устройств, которые могут использовать технологии виртуальной реальности, не так уж и много. Дополненную реальность поддерживают около 2 миллиардов смартфонов», — уверен он.
От продукта к ценности
Карантин заставил некоторые бизнесы переосмыслить свою философию и выйти за пределы простого зарабатывания денег. Конкурировать за своего потребителя такие предприятия начали, продавая им не просто товар, а определенную идею. Одной из таких идей является дружеское отношение к окружающей среде. «Малому и среднему бизнесу очень тяжело в медиа, а вот забота об окружающей среде становится действительно конкурентным преимуществом. Я считаю, что все люди, которые используют современные технологии, являются агентами изменений, ведь они понимают разницу, что здесь не экономия важна, а устойчивое развитие», — сообщила основательница движения «Украина без мусора» Евгения Аратовская.
Такую ценность пытаются продвигать в сети кондитерских Honey, в частности там стараются максимально эффективно использовать продукты для того, чтобы оставлять как можно меньше мусора. «Есть даже такая шутка: если вы хотите узнать о ресторане, то зайдите с заднего входа. Очень важно понимать, что на заднем дворе нет гор мусора, разбитой посуды, что люди и поставщики, с которыми ты работаешь, — чистые, все вы придерживаетесь гигиены. Тогда бизнес в целом превращается в ценность... Очень важно доказать эту ценность клиенту, потому что он этого не понимает. Как и в любом бизнесе, его надо воспитывать», — отметила соучредитель Honey Анна Завертайло.
Еще одной идеей и ценностью, которая приобрела популярность во время карантина, стала поддержка местных производителей и малого бизнеса. Эту идею продвигает, в частности, Visa, которая запустила глобальную кампанию #WhereYouShopMatters, что в Украине получила название #ПоддержиСвоих. «Цель этой кампании — помочь малому и среднему бизнесу интегрироваться в цифровой экономике и развить надежные и защищенные цифровые платежи, со своими клиентами и партнерами, способствовать развитию предпринимательства, а также поощрять потребителей поддерживать локальные бренды», — добавила Вера Платонова. В Visa также запустили онлайн-платформу поддержки малого и среднего бизнеса на своем сайте, а ещё анонсировали бесплатную образовательную программу для женщин-предпринимателей # She'sNext, которая стартует в июле 2020 года.
Видео-конференция была открытой, все дискуссии можно посмотреть на сайте Visa.