Количество больных COVID-19 растет, а деньги на борьбу с ним уже потратили. На что именно и как дальше с этим жить
Сразу после объявления карантина в государственный бюджет Украины внесли изменения: доходы сократили на 120 миллиардов гривен, а расходы увеличили более чем на 82 миллиарда гривен. И все это для того, чтобы создать фонд противодействия коронавирусу. Недавно в правительстве отчитались, что все деньги из этого фонда уже распределили, то есть определили, когда их потратят и на что именно. Мы выяснили, как в Украине будут бороться с COVID-19 без специального фонда и на что уже успели потратить средства.
Откуда забрали деньги, чтобы создать COVID-фонд?
Размер фонда борьбы с коронавирусом в Украине определили на уровне примерно 66 миллиардов гривен. Поскольку в Государственном бюджете каждая копейка имеет свое назначение и время, когда государство должно ее потратить, то специальный фонд создали для того, чтобы правительство имело определенный запас денег, которые можно было бы потратить на насущные нужды. Во времена пандемии коронавируса они постоянно меняются и их очень трудно прогнозировать заранее, поэтому окончательно распределили деньги из этого фонда только через 4 месяца после его создания.
Кроме открытия фонда борьбы с коронавирусом правительство увеличило ряд государственных расходов: финансирование медицинских программ возросло более чем на 16 миллиардов гривен, выплаты пенсий — почти на 30 миллиардов гривен. Дополнительные 722 миллиона отдали на финансирование областных государственных администраций.
В то же время в бюджете сократили ряд других государственных программ. К примеру, фонд регионального развития уменьшили почти на 5 миллиардов гривен, выплату субсидий — более чем на 8 миллиардов, финансирование образования урезали чуть меньше чем на 2 миллиарда гривен, а Верховной Рады — на 48 миллионов.
В то же время сократили не только расходы, но и доходы — почти на 120 миллиардов гривен. Это сделали потому, что изменилась экономическая ситуация и государство понимало, что не сможет собрать примерно каждую десятую гривну запланированных ранее налогов..
На что потратили деньги из COVID-фонда?
По данным Министерства финансов Украины, деньги из Фонда борьбы с коронавирусом тратили вовсе не на медицину, как вы могли подумать. В основном они пошли на социальные и инфраструктурные проекты.
Так, на надбавки и доплаты медикам из фонда взяли приблизительно 9% всех его средств. На доплаты медработникам больниц Министерства внутренних дел выделили 0,2% средств. На закупку аппаратов искусственной вентиляции легких потратили 0,15% (которые в конце июля все еще не использовали), а на закупку оборудования для опорных больниц — 8% (также не потрачены на конец июля).
Гораздо большими были расходы из фонда на социальные программы (примерно 33% средств):
1,15 миллиарда гривен — на помощь физическим лицам — предпринимателям первой и второй групп, имеющих несовершеннолетних детей;
6,97 миллиарда гривен — на выплаты безработным;
примерно 2,5 миллиарда гривен — на больничные;
столько же (2,5 миллиарда гривен) — на доплаты работникам МВД (полицейским и нацгвардейцам) и военнослужащим;
1,68 миллиарда — на строительство новых больниц.
Как ни странно, но больше всего денег из COVID-фонда (свыше 53% всего фонда) потратили не на закупку лекарств, доплаты медикам или улучшение условий в больницах, а на ремонт и строительство дорог — 35 миллиардов гривен.
Такую логику расходов в правительстве объясняют тем, что во время жесткого карантина в Украине увеличилось количество официальных и неофициальных безработных. Ремонт и строительство дорог должны создать дополнительные рабочие места и способствовать восстановлению экономики.
В свое время строительство дорог в борьбе с экономическим кризисом использовали США. Так правительство страны пыталось стимулировать экономику и уменьшить безработицу во времена Великой Депрессии 1930-х годов — одного из крупнейших экономических кризисов в современной истории.
Однако целесообразность таких расходов из COVID-фонда вызывает сомнения. «Сейчас надо было бы направить деньги на компенсации тем предприятиям и отраслям, которые пострадали от карантина: малый и микробизнес, авиаперевозки, туризм и тому подобное. Хотя я в целом против государственной поддержки частного сектора, однако на этот раз речь идет не о выплатах пособий, а о компенсации убытков, нанесенных карантином. Если бы вместо ремонта дорог эти деньги направили на компенсации, то их эффект для создания рабочих мест был бы больше», — сообщил hromadske старший аналитик CASE-Украина Владимир Дубровский.
В целом в кризисном 2020 году правительство планирует отремонтировать и построить более 3600 километров автодорог, на что потратит ориентировочно 100 миллиардов гривен (со средствами COVID-фонда и кредитами под государственные гарантии).
Хватит ли государству средств в будущем?
Поскольку деньги из коронавирусного фонда уже полностью распределили, а эпидемия в Украине до сих пор продолжается (да еще и ожидается вторая волна осенью), то возникает вопрос: откуда государство будет брать деньги для преодоления вируса и его последствий?
Даже когда в COVID-фонде еще были свободные ресурсы, то значительную часть расходов на борьбу с вирусом, медицинские закупки и программы осуществляли из государственного бюджета, а не из него.
«Деньги на борьбу с коронавирусом тратились не только из COVID-фонда, но и из резервного фонда бюджета. На самом деле медицинские закупки не были крупнейшими расходами: например, на покупку аппаратов искусственной вентиляции легких потратили лишь примерно 100 миллионов гривен. Крупнейшие выплаты касались поддержки безработных, надбавок медицинским работникам и тому подобное», — сообщила руководитель центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики Дарья Марчак.
Эксперты отмечают, что в случае наступления так называемой второй волны коронавирус расходы на подготовку больниц к приему пациентов будут минимальными, ведь ее провели во время первой волны. «Потребность государства в деньгах в большой степени будет зависеть от того, будет ли вводиться жесткий карантин, будут ли массовые закрытия и насколько сильно упадет экономическая активность. Если снова введут жесткий карантин, то вырастет и количество безработных, а с ним — потребность в средствах на выплаты по безработице», — сказала Марчак.
Хватит ли государству денег на то, чтобы и дальше поддерживать медицину и экономику? Сейчас ситуация с наполнением государственного бюджета уже не слишком оптимистична: от начала года госказна не получила около 5% всех запланированных доходов — это почти 30,5 миллиарда гривен. Причин несколько, в частности несоответствие реального курса гривны тому, который записан в бюджете, и падение экономической активности и импорта товаров в Украину.
Среди других причин в правительстве называют и так называемые «налоговые скрутки по налогу на добавленную стоимость» — махинации, которые позволяют избегать уплаты налога и отмывать деньги. Однако в Минфине заявляют, что ситуация с уклонением от налогообложения уже улучшается. Верховная Рада даже успела изменить бюджет на 2020 год, заложив в него 2 миллиарда гривен на ликвидацию последствий июньских наводнений на западе Украины — эти деньги планируют получить дополнительно благодаря «преодолению схем с НДС».
Как же правительство компенсирует нехватку денег? Частично экономят средства благодаря низкому курсу валют: государство выплачивает меньше за обслуживание своих валютных долгов, поэтому и расходы на это не реализовываются в полной мере в соответствии с утвержденным ранее планом (в бюджете курс доллара был прописан на уровне 30 гривен, хотя реально выплата валютных долгов происходит по курсу 26-27,5 грн, поэтому и возникает определенная экономия).
Однако львиная часть расходов экономится благодаря тому, что не выполняется не только план доходов в бюджет, но и план расходов. «Часть расходов просто не финансируется вовремя, ведь не проводятся закупки и не принимается соответствующая нормативная база. По состоянию на 19 августа неутвержденными остаются 63 бюджетные программы — это 10% всех программ. По ним Госказначейство не имеет права открывать финансирование», — рассказывает Дарья Марчак.
По данным Счетной палаты, в первом полугодии 2020 года правительство не использовало примерно 9,5%, или 51 миллиард гривен запланированных расходов. «Это следствие несоблюдения распорядителями средств требований Бюджетного кодекса относительно сроков утверждения паспортов бюджетных программ, экономии расходов на обслуживание государственного долга и незавершения процедур закупок», — заявил глава Счетной палаты Валерий Пацкан.
В то же время, несмотря на неутешительные показатели наполненности бюджета и расходования государственных средств, правительство может еще больше ухудшить ситуацию с государственными финансами. Так, с 1 сентября там планируют повысить размер минимальной зарплаты, что увеличит государственные расходы (вместо того, чтобы уменьшать их из-за недостатка денег в госбюджете). За счет чего будут финансировать такую «щедрость», пока неизвестно. Вероятнее всего, если в государственной казне критически не будет хватать денег, Минфин будет «замораживать» финансирование капитальных проектов, в частности строительство дорог, чтобы профинансировать защищенные статьи расходов бюджета — социальную сферу и выплаты по государственному долгу.