Компенсации катастроф: сколько потратило правительство и получили ли деньги пострадавшие от паводков и пожаров

Пожары в Чернобыле, Житомирской и Луганской областях, паводки в Карпатах, взрыв дома в Киеве — это трагедии последних месяцев в Украине. В них — погибшие люди и потерянное жилье. Сколько денег выделили на восстановление, дошли ли они до пострадавших и как эти люди сейчас живут — в нашем материале.

По данным Министерства финансов, с начала года из резервного фонда бюджета потратили 1,68 миллиарда гривен, из которых 1,53 миллиарда — на ликвидацию последствий техногенных и природных бедствий. С учетом возможных выплат пострадавшим от засухи аграриям, а также обещанных выплат пострадавшим от пожаров в Луганской области и от взрыва на Позняках, общая сумма государственных компенсаций из бюджета может достичь 4,3 миллиарда гривен.

Общий размер резервного фонда госбюджета — 4,5 миллиарда гривен. После того как Зеленский подпишет закон о выделении еще 2 миллиардов гривен на ликвидацию последствий паводков, размер возрастет до 6,5 миллиарда гривен.

Пожар в Луганской области

В Луганской области Новоайдарского района пожар, который начался 6 июля на территории местного лесничества, потушили за неделю. Погибло 5 человек. Сейчас в поселках разбирают завалы на пепелище. В областной администрации еще не называли точной суммы убытков, но посчитали, что огнем повреждены 15 и полностью разрушено 49 домов садоводческого общества №5 «Озеро Волчье». А в селе Смоляниново выгорело 35 домов (председатель ОГА сказал нам о 34 домах — ред.), сгорели хозяйственные постройки и было повреждено огнем еще 41 хозяйство. Так случилось и у Татьяны Петровны Метёлкиной. Пожар от соседей перекинулся во двор и пошёл дальше:

«Сарай сгорел, хозяйственные постройки сгорели, летняя кухня и котельная — тоже. Горели уже двери в дом. Если бы их не потушили, то и дом сгорел бы».

Татьяна с семьей живет здесь с марта по ноябрь. На зиму перебирается в город. Сейчас она живет у детей: «Есть где переночевать, но мы сюда ежедневно ездим, надо же убирать. Однако ночевать здесь невозможно — воняет горелым».

Татьяне, можно сказать, повезло, потому что документы на дом были в другом помещении и не сгорели. Теперь она ожидает компенсацию. Уже несколько раз к ней приходили из сельского и районного советов считать и описывать убытки:

«Оценили, что на 120 тысяч полностью разрушен и на 65 тысяч поврежден. Еще писали заявления на депутата нашего местного, чтобы была материальная помощь. Когда будут деньги — не сообщили, сказали только ждать».

«Деньги в области должны быть до конца недели», — говорит руководитель Луганской областной госадминистрации Сергей Гайдай. Во вторник, 14 июля, он приехал в Киев на совещание с министрами Кабмина. План таков: выплатить по 200 тысяч гривен материальной помощи семьям погибших, 300 тысяч гривен — семьям, дома которых сгорели, 50 тысяч гривен — материальная помощь на ремонт, и по 20 тысяч гривен другим людям, пострадавшим от пожара.

«Некоторые люди, к сожалению, не оформляли дома. У кого-то сгорели документы. Мы уже со всеми службами переговорили — документы будут восстановлены. Бойцы сейчас помогают разгребать завалы. Мы рассчитываем, что, возможно, даже завтра будут деньги в области».

Люди, которые потеряли жилье, живут у родных или у соседей. У некоторых есть квартира в Северодонецке. Погорельцам предлагали временно поселиться в санаториях, но никто не обратился с просьбой о такой услуге. Сергей Гайдай говорит, что они установили себе дедлайн по выплатам компенсаций:

«Мы взяли время до конца года. На всякий случай зарезервировали из областного фонда определенную сумму. Чтобы мы могли эти компенсации всё равно выплатить, если так случится, что люди вообще не будут успевать».

В Луганской областной администрации говорят, что в целом из-за пожара пострадало 223 человека. Из них 109 людей получили материальный ущерб, 114 человек обратились за медицинской помощью с травмами и т. п. В полиции рассматривают три версии пожара: погодные условия, неосторожное обращение с огнем и умышленный поджог. Проверяют и вероятность попадания военного снаряда на территорию лесничества.

Чернобыльские и житомирские пожары

В апреле в Овручском районе Житомирской области горели почти 10 сёл. Через десять дней пожаров в Чернобыльской зоне огонь появился в деревнях поблизости. Больше всего сгорели села Личманы и Магдин. Здесь живут бывшие переселенцы из Чернобыля, самосёлы, религиозные общины и просто крестьяне.

Убытки от пожаров в Житомирской области — около 2000 гектаров выжженной площади и около 25 миллионов гривен. В поселках Личманы, Магдин, Островы, Средняя и Нижняя Рудня сгорело более 50 домов. Председатель Житомирской областной администрации Виталий Бунечко рассказал об убытках президенту, тот обещал всё компенсировать и помочь людям со стройматериалами.

Однако всё вышло не так просто. Домов на самом деле сгорело более 50, но сейчас будут восстанавливать только 10 из них. Это те, чьи владельцы имеют документы. Отдельные дома были пустыми. В некоторых жили самосёлы. А еще есть религиозная община, которая отказывается оформлять документы, и люди жили в домах просто с разрешения сельсовета.

«Подходила баба Мария. У нее нет паспорта и не было. И она отказывается его восстанавливать и писать заявление на землю, чтобы хоть где-то дом построить», — рассказывает Виталий Бунечко.

Из резервного фонда областного бюджета, говорит он, выделили 1 миллион 100 тысяч гривен. Люди, которые пострадали и которые имели на это юридические основания, получили по 41 500 гривен материальной помощи. Таких — 21 (еще один человек делает документы и тоже должен получить деньги, как рассказали нам позже в сельсовете — ред.).

Из резервного фонда на восстановление сгоревших домов выделили 12 миллионов гривен. Бунечко говорит, что это много — предварительные расчеты были на большее количество домов, но затем цифры уточнили и лишнее вернут.

Людям предложили построить вместо сгоревших домов новые — «сборного типа, но на фундаменте», объясняет он. Но проекты никому не понравились:

«К сожалению, деньги, которые выделили, нельзя выдать людям на руки. Сельский совет принял решение вернуть деньги в область, область передаст их в районный совет. Будем дома восстанавливать как коммунальную собственность, передавать на баланс Колесниковского сельсовета, и он будет выделять их для погорельцев. Дедлайн — 20 октября», — говорит Бунечко.

Виталий Царюк, секретарь Колесниковского сельсовета — один из тех, у кого сгорел дом в Личманах. Он говорит, что сельским жителям предлагают некачественные дома: «Это две плиты по 15 миллиметров, а посередине — 15 сантиметров пенопласта. Это удушье. Люди не хотят. Всю жизнь прожили в деревянных домах, а тут эти панели».

Виталий ездит ночевать в город. В селе он живет в вагончике — одном из восьми, которые привезли волонтеры. «Если бы дали средства, к холодам всё уже было бы восстановлено. И не надо было бы решать вопрос ни с землей, ни с документами на дома».

По словам Виталия Бунечко, крестьяне-погорельцы думают, что им на восстановление должны предоставить по миллиону гривен — если поровну разделить те же 12 миллионов на восстановление 10 домов. Но арифметика немного другая: в Министерстве регионального развития посчитали, что стоимость квадратного метра в селе Житомирской области — примерно 2500 гривен, а дома, которые сгорели, имели по 60-100 квадратных метров. Поэтому людям на восстановление выделят в среднем 120 тысяч гривен.

Крестьяне говорят, что миллионов не требуют и согласны получить то, что им принадлежит, говорит секретарь сельсовета Виталий Царюк: «У меня даже заявления уже написаны. Посчитайте, по сколько нам нужно: по 100, 200, 300 тысяч, раздайте людям — и вопрос будет закрыт».

Наводнения в Карпатах

С июня в западных областях Украины шли сильные дожди. Это привело к наводнениям. Подтопило тысячи домов. Жителей эвакуировали. 25 июня в поселок Ланчин Ивано-Франковской области прилетели Зеленский и Аваков.

«Природа сыграла с нами злую шутку. Будем помогать людям. 480 миллионов гривен дадим для Прикарпатья», — сказал тогда президент.

Эти обещания слышал Михаил Голинея, житель Ланчина. У него смыло часть фундамента дома. После паводков специальная комиссия отнесла дом Михаила к первой категории повреждения — он в аварийном состоянии.

Михаил Голинея недавно отремонтировал фундамент, но вода всё смыла, Ивано-Франковская область, 25 июня 2020 годаМакс Левин / hromadske

В начале июля Ивано-Франковская областная государственная администрация получила обещанные деньги из резервного фонда госбюджета. Из этой суммы определили, что 100 миллионов гривен пойдут на выплаты людям, 130 миллионов — на восстановление разрушенных мостов, 10 миллионов — на объекты социальной сферы, 30 миллионов — на ремонт мостов коммунальной собственности, 60 миллионов — на берегоукрепление.

«Нам говорили, что будут проводить экспертную оценку и согласно ей выплачивать деньги. Но вышло иначе. 300 тысяч получили и мы, у которых в доме хороший ремонт, техника, подведена вода и газ. И дом, который еще помнит Шевченко. Это уравниловка. Нам обещали 600-700 тысяч на новое жилье».

Несколько дней назад Михаилу перечислили деньги на реконструкцию здания. Но мужчина говорит, что не знает, что с ними делать.

«Двенадцать лет назад мы уже пережили такое наводнение. Теперь снова. Сейчас у меня примерно четвертая часть дома висит в воздухе. Я хочу жильё в другом месте, чтобы больше такого не случалось. Но этих 300 тысяч даже на однокомнатную квартиру не хватит», — говорит он.

Сейчас Михаил с женой и двумя дочерьми живёт у родителей.

«Утром мы — возле нашего дома, потому что здесь много техники, а ночевать едем к родителям. Сегодня впервые приехал трактор, чтобы расчищать территорию. Но с ним ничего не сделаешь, он тонет в иле».

В Департаменте социальной политики Ивано-Франковской области объясняют, что пострадавшим не обещали нового жилья, только средства на реконструкцию поврежденных домов. Их разделили на три категории. К первой отнесли 15 владельцев домов, которые полностью разрушены. Они должны получить по 300 тысяч гривен. Вторая категория — те, в чьих домах необходим капитальный ремонт; они должны получить по 50 тысяч гривен. Таких в Ивано-Франковской области — 305 семей. Третьей категории, у кого жильё повреждено наводнениями, 1645 семьям, должны начислить по 20 тысяч.

В некоторых районах пострадавшие уже получили деньги.

Взрыв дома на Позняках

«У меня сейчас газофобия, я боюсь малейшего грохота», — рассказывает Татьяна Хайнацкая, которая вместе с отцом жила в трехкомнатной квартире на четвертом этаже в том подъезде, где 21 июня произошел взрыв. Он повредил 40 квартир, где проживали 125 киевлян.

Пять человек погибли, еще пятеро получили травмы. Правоохранители имеют две версии причин аварии. Главная из них — взрыв газа.

Всех людей из здания эвакуировали, а Зеленский пообещал пострадавшим 40 квартир в новостройках. Из государственного бюджета средства на них не выделяли — Офис президента договорился с застройщиками. Как рассказал hromadske один из представителей застройщика — пострадавшим квартиры передали безвозмездно.

Координирует процесс выдачи квартир народный депутат от «Слуги Народа» — Леся Забуранная. Среди требований к жилью: дома должны быть сданы в эксплуатацию, полностью соответствовать размеру площади и количеству потерянных комнат.

Через четыре дня президент передал людям сертификаты на 12 квартир в жилом комплексе «Кришталеві джерела». Их должны были получить 10 семей, которые воспитывают малолетних детей, и две семьи, потерявшие родных. Далее, по обещаниям президента, в течение месяца получить жильё должны остальные пострадавшие.

Каждую неделю, рассказывает Татьяна, с пострадавшими проводят сборы в районной администрации. На них приходит Кличко или его заместители, председатель районной государственной администрации и нардеп Леся Забуранная. Седьмого июля четыре семьи получили сертификаты на квартиры в жилом комплексе «Лесная сказка-1».

Следующими на очереди, по обещаниям чиновников, говорит Татьяна, должны были быть еще 15 семей. Правда, только пять семей получили жилье в ЖК «DneprovSky», среди которых и Татьяна с 82-летним отцом. Сертификат на квартиру она еще не получила, но уже ездила смотреть на дом.

«Я только переживаю, чтобы нам дали квартиру с такой же площадью, как у нас была раньше. Потому что, насколько я знаю, квартиры там или значительно меньше, или больше, чем наша. Большую нам точно не дадут, а на меньшую я не хотела бы соглашаться».

13 июля мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что пострадавшим выделили средства от 50 до тысяч гривен. 60 тысяч тем, кто получил легкие травмы при взрыве. 70 тысяч — людям с травмами средней тяжести. 80 тысяч — с тяжелыми травмами. А люди, которые потеряли близких, должны были получить по 100 тысяч гривен.

«Нам пообещали 50 тысяч гривен. Я думала, их перечислят на карточку киевлянина, дала реквизиты и ждала, но оказалось, что их нужно забирать на почте. Думаю, на днях я их получу», — говорит Татьяна.

Дополнительно Кличко пообещал 20 миллионов гривен из городского бюджета, чтобы люди сделали ремонт и купили технику в квартиры в новостройках. Деньги должны выделить после получения жилья из расчета по 2925 гривен на квадратный метр.