Конфликт из-за бизнеса, обвинения в связях с «ДНР» и развод «из-за Крыма». Что известно о Вячеславе Соболеве
Киев, вечер воскресенья 1 декабря. На перекрестке улиц Льва Толстого и Тарасовской около 17 часов стреляли в автомобиль Range Rover. В нем находился депутат Киевского областного совета Вячеслав Соболев с женой и трехлетним сыном. Пуля попала в ребенка. Стрелок покинул место преступления, мальчик скончался по дороге в больницу. Очевидцы заявили, что выстрел был один. В полиции — что целились в депутата. Кто такой Вячеслав Соболев и что могло стать причиной стрельбы — в нашем материале.
Донецкие корни
47-летний депутат Киевского областного совета Вячеслав Соболев — уроженец города Енакиево Донецкой области. Учился в Харькове и Донецке. В 1997 году в Донецке основал первый магазин «Обжора», а впоследствии — торговую сеть с тем же названием.
С апреля 2005-го в течение года был заместителем мэра Донецка Александра Лукьянченко. В 2006-м год работал в СНБО (тогда секретарем Совета нацбезопасности и обороны был Виталий Гайдук). С декабря 2007 года по январь 2010 преподавал в Донецком государственном университете экономики и торговли им. М. Туган-Барановского.
В 2010 году возглавил госпредприятие «Нафтогазсети». После — стал заместителем главы правления Нафтогаза Украины. В марте 2011 года, после прихода к руководству компании команды Януковича, написал заявление об увольнении по собственному желанию и вернулся в университет. После — стал депутатом Киевского областного совета от партии «Блок Петра Порошенко». Вошел в комиссию по вопросам бюджета и финансов.
В интервью изданию «Комсомольская правда» в 2017 году Соболев рассказал, что расстался с первой женой, Светланой Шпигель в 2014-м из-за национального конфликта, потому что она вслед за своим отцом, сенатором Российской Федерации Борисом Шпигелем, якобы поддержала аннексию Крыма и оккупацию Донбасса.
Сейчас у Соболева другая жена — Инна, он воспитывал пятерых детей, младший из которых погиб 1 декабря. Также депутат является владельцем ресторана «Марио» в Киеве, возле которого и совершили нападение на семью Соболева.
«Неподконтрольный» бизнес
В ноябре 2016 года СБУ разоблачила в столице нескольких бизнесменов, которые могли быть причастны к финансированию боевиков на Донбассе, в частности через торговые сети, которые работали и на территории самопровозглашенной «ДНР»: «Предприниматели владели сетью супермаркетов, часть из которых была расположена на неподконтрольной украинским властям территории Донбасса. Процент с прибыли, которую приносили магазины, бизнесмены платили незаконным органам террористов», — говорилось в сообщении СБУ.
В правоохранительных органах нам сообщили, что речь шла именно об «Обжоре», а расследование пока продолжается. «Обжора» и до сих пор работает на территории самопровозглашенных республик, но Соболев утверждает, что не имеет отношения к ней еще с 2007 года.
«Я уже устал повторять, что вот уже 10 лет не имею ничего общего с сетью магазинов „Обжора“. До 2007 года я был одним из основателей компании, которая сдавала „Обжоре“ помещение в аренду», — писал депутат в 2016 году и добавлял, что его бизнес в Донецкой области захватили, а дом ограбили.
В то же время компания ООО «ДонУкрПроектНии», у которой Соболев с 2013 года арендует Range Rover, является фигурантом уголовного дела (до 2016 года Соболев был ее владельцем, а юридический адрес компании совпадает с адресом ресторана Соболева «Марио»). В материалах следствия по этому делу говорится, что до 2014 года на территории Донецкой области работали связанные между собой предприятия ООО «ТМ Обжора» и ООО «Восход», которые вместе образовывали торговую сеть «Обжора». Для этого там зарегистрировали ООО «Леотекс Групп» по правилам самопровозглашенной «ДНР». По данным следствия, кроме владельца с неподконтрольных территорий, этой компанией также руководили и из Киева.
Кроме того, именно киевский руководитель компании, по данным следствия, управлял в швейцарском банке UBS Switzerland AG счетами руководителя ООО «Леотекс Групп» с неподконтрольных территорий.
«Согласно совместному плану преступной деятельности, распределив между собой роли, организовали незаконную деятельность конвертационного центра, с целью легализации части средств, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности на территории так называемых Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики», — говорится в материалах дела. Финансовые операции, по данным следствия, проводились в Донецке, Киеве, Мариуполе, Днепре, Краматорске, Курахове, Покровской.
Всего, по данным следствия, с 21 февраля 2006 года по 4 января 2017 года оба руководителя вывели более 600 млн грн ($25 млн по курсу 2019 года) через несколько украинских компаний-посредников (ООО «ТМ Обжора», ООО «Таурус-2015», ООО «Укринвестбуд», ООО «Пьячере», ООО «ДонУкрПроектНии», ООО Оптима Стар, ООО «Визант», ООО «ФОРНАКС-2015», ООО «Вендиторе», ООО «Старк-Групп»).
Конфликты и угрозы
Вячеслав Соболев неоднократно заявлял об угрозах. Началось это еще осенью 2015 года, когда он баллотировался в депутаты Киевской области — в СМИ начали появляться публикации, что он якобы причастен к сотрудничеству с «ДНР». Тогда Соболева хотели исключить из фракции.
«Когда только начали появляться первые публикации о моей якобы причастности к финансированию терроризма, генеральный прокурор Юрий Луценко подтвердил, что я предоставил все документы о моей непричастности к „Обжоре“. Партия была готова снять меня с выборов, но, разобравшись, не стала этого делать», — рассказывал в интервью Соболев.
Его адвокат Алина Большакова тоже заявляла о недостоверной информацию, распространенной против клиента: «Данные, которые распространяются в СМИ, были опровергнуты генпрокурором еще в 2014 году. Мой клиент неоднократно заявлял о рейдерской атаке на его бизнес, о фейковых активистах, которые атакуют его в сети интернет».
Осенью 2016 году Соболев заявил, что его снова пытаются дискредитировать «богатые люди в нашей стране, не имеющие возможности попасть в список Форбс только из-за занимаемых государственных должностей».
Через два месяца он опубликовал пост с фамилиями и заявил об угрозах.
«Знаю, что организатором травли является группа рейдеров, в которую входят Руслан Брославский и Павел Малик. Возглавляет группу судья Хозяйственного суда Артур Емельянов. Еще до начала войны им удалось отобрать у меня недвижимость в Донецке, а сейчас они намерены рейдерским способом захватить торговый комплекс в Мариуполе. Знаю также, что исполнителями их уголовных замыслов являются представители добровольческого батальона „Святая Мария“, который контролируется народным депутатом Украины Дмитрием Линько. Заявления в правоохранительные органы написаны, доказательства переданы», — писал в декабре Соболев.
Однако данного поста на странице депутата уже нет. Потому что бывший судья Хозяйственного суда Артур Емельянов подал на Соболева в суд и выиграл его. Соболева обязали опровергнуть информацию.
Артур Емельянов был заместителем главы Высшего хозяйственного суда Украины с 2010 по 2014 годы. В октябре 2016-го Генпрокуратура завела на него дело за вмешательство в автоматизированную систему распределения дел между судьями. В 2018 году Высший совет правосудия отстранила Емельянова от работы, а в январе 2019 — уволил.
В 2018-м СБУ заподозрила Емельянова в финансировании терроризма. По данным следствия, экс-судья за вознаграждение «влиял» на вынесение необходимых судебных решений. Чтобы легализовать полученные деньги, через подставных лиц, в частности, скупал коммерческую недвижимость на временно оккупированных территориях Донецкой области.
В 2017 году Соболев заявил о рейдерской попытке отобрать его столичный ресторан «Марио». В том же году в интервью КП Соболев сообщил, что находится в США, якобы на лечении. Тогда он, уже не называя фамилии тех, кто якобы ему угрожает, отметил, что ими занимаются правоохранители.
«Безусловно, я знаю, кто стоит за этим рейдерским захватом. Я убежден, дискредитация меня — первый этап в этой рейдерской схеме. Сейчас мы определили исполнителей и планируем подать на них в суд. Главный же заказчик, пока, остается за кадром», — говорил Соболев.