Куча номинаций и ни одной победы: главные неудачники в истории «Оскара»

В прошлом году «Ирландец» Мартина Скорсезе, несмотря на выдающийся актерский состав (Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Джо Пеши) и инновационную (хотя и немного жуткую) технологию экранного омоложения, не получил ни одного из десяти «Оскаров», на которые претендовал. Но попасть в «оскаровскую» категорию — уже большой успех, поэтому сегодня вспоминаем фильмы, которые были очевидными фаворитами по количеству номинаций, но в итоге остались без статуэток.

1. Банды Нью-Йорка (2002, реж. Мартин Скорсезе)

Говорят, дважды в одну реку не войдешь. Но Скорсезе все же смог. Его сага о конфликтах коренных американцев и иммигрантов в Нью-Йорке XIX века получила 10 номинаций на «Оскар». И все оказались «холостыми». Не спас ленту даже традиционно непревзойденный актерский перформанс Дэниела Дэй-Льюиса — рекордсмена по количеству наград киноакадемии за лучшую мужскую роль. Актер работает по системе Станиславского, для воплощения на экране жестокого головореза по кличке Мясник Дэй-Льюис некоторое время работал помощником в мясной лавке и брал уроки по метанию ножей у цирковых артистов.

Всего у Мартина Скорсезе семь режиссерских номинаций на «Оскар» и только одна победа — с криминальной драмой «Отступники». В год, когда номинировались «Банды», большинство наград между собой разделили мюзикл «Чикаго» и драма Романа Полански «Пианист».

2. Побег из Шоушенка (1994, реж. Фрэнк Дарабонт)

Парадокс: лента, которая часто возглавляет подборки лучших фильмов, в свое время проиграла сразу в семи номинациях на главную кинопремию мира. Более того — провалилась она и в прокате, собрав почти на 10 млн меньше 25-миллионного бюджета. Второй шанс ленте дал телепрокат, а также релиз на видеокассетах и DVD. Именно с маленьких экранов эта довольно нехитрая драма о безвинно осужденном банкире завоевывала любовь зрителей и в конце концов вывела ее на первое место в топ-250 IMDB.

Стивену Кингу часто везет с экранизациями, однако Фрэнк Дарабонт сделал три удивительно удачных. Кроме «Побега из Шоушенка» (кстати, это любимая экранизация Кинга) на счету режиссера соседка по топам — драма «Зеленая миля», а также не столь популярная (незаслуженно!) «Мгла» о загадочном вторжения монстров в провинциальный американский городок.

3. Афера по-американски (2013, реж. Дэвид Рассел)

В основе сюжета — реальная спецоперация ФБР, проведенная в конце 70-х под кодовым названием Abscam. Сначала она была нацелена на расследование торговли крадеными предметами искусства. Агенты должны были действовать в преступной среде под видом посредников, скупающих краденые шедевры для богатых коллекционеров Ближнего Востока. Впоследствии операция разоблачила коррупцию значительно больших масштабов.

Шпионская комедийная драма попала в 10 номинаций: отметили и режиссера, и весь актерский состав, и сценарий. Но наград «Афера по-американски» так и не получила. Вообще Дэвиду Расселу не очень везет с «Оскарами» — режиссер мог получить золотую статуэтку и за «Мой парень — псих» (2012), и за «Бойца» (2010), но лауреатом ни разу так и не стал. Так или иначе, «Афера» — идеальный вариант для просмотра на вечер.

4. Марсианин (2015, реж. Ридли Скотт)

История о том, как астронавт в одиночку пытается выжить на Марсе, с семью шансами получить «Оскар», ни один из которых так и не выпал. Мэтта Дэймона в главной актерской номинации обошел (наконец-то) Леонардо Ди Каприо, лучшим фильмом стала журналистская драма «В центре внимания». Технические награды в том году взял «Безумный Макс: дорога гнева». Режиссерской номинации за «Марсианин» у Ридли Скотта не было, а в предыдущих попытках ему ни разу не везло — ни «Гладиатора», ни «Тельму и Луизу» академики так и не отметили.

Роман Энди Вейера «Марсианин» стал бестселлером благодаря исключительной подлинности и точности описаний, экранизация же вышла гораздо более живой. В ожидании спасения герой Деймона выращивает картофель, слушает диско и записывает вовсе не драматические видеодневники. И хотя «Оскаров» лента не получила, но свое почетное место среди лучших фильмов о космосе и самоизоляцию заняла уверенно.

5. Тонкая красная линия (1998, реж. Теренс Малик)

Название ленты на английском языке означает ведение боевых действий на пределе человеческих возможностей. Именно такой была битва за Гуадаканал, которая произошла на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны между силами союзников и Японией.

«Тонкая красная линия» стала для Теренса Малика первой работой за 20 лет. В 1978 году режиссер снял свой второй фильм «Дни жатвы» — и надолго исчез с кинематографических радаров. Когда же стало известно, что Малик работает над новой лентой, попасть в актерский состав хотели многие артисты с мировым именем, некоторые даже были готовы сниматься без гонорара. Ажиотаж позволил режиссеру выбирать, поэтому, в конце концов, даже во второстепенных ролях «Тонкой красной линии» играли очень популярные актеры — Джордж Клуни, Джон Траволта, Джаред Лето и другие. Трехчасовая военная драма получила семь номинаций на «Оскар», но не победила ни в одной. В большинстве категорий лента уступила драме «Спасти рядового Райана» и триумфатору прошлогодней премии — романтической комедии «Влюбленный Шекспир».

6. Железная хватка (2010, Джон Коэн и Итан Коэн)

Смелая не по годам девушка отправляется искать убийцу своего отца. Компанию ей составляют одноглазый федеральный маршал по прозвищу «Забияка» (Джефф Бриджес) и простодушный техасский рейнджер ЛаБиф (Мэтт Дэймон).

Братья Коэны пытаются реанимировать вестерн и прибегают к эффективным методам: фирменные диалоги и динамика, крутые актеры, виртуозная работа оператора Роджера Дикинса (в прошлом году маэстро получил второго «Оскара» за военную драму «1917», а всего было 15 номинаций). Но «Железной хватке» не повезло ни в одной из 10 номинаций. Больше всего наград в 2011-м получили «Король говорит!» Тома Хупера и «Начало» Кристофера Нолана.

7. Человек, который изменил все (2011, реж. Беннетт Миллер)

Классическая спортивная драма о бейсбольной команде, которую упорный тренер пытается вывести в высшую лигу, получила шесть номинаций, и «Оскаров» так и не не должалась. Актеры Брэд Питт и Джона Хилл, сценарист Аарон Соркин (в этом году у него есть все шансы получить награды за свой «Суд над Чикагской восьмеркой» — в частности как режиссер) уехали домой ни с чем. В категории «лучший фильм» победил черно-белый оммаж немому кино «Артист», за звук отметили «Хьюго» Мартина Скорсезе, а статуэтка за монтаж ушла «Девушке с татуировкой дракона» — эти ленты стали главными триумфаторами «Оскара» — 2012.

8. Боевой конь (2011, реж. Стивен Спилберг)

Премия 2012 года была неудачной и для этой трогательной ленты о дружбе мальчика и лошади на фоне Первой мировой. Картина Стивена Спилберга не получила ни одного из шести «Оскаров», за которые боролась. Возможно, киноакадемики просто не большие поклонники лошадей, потому что похожая ситуация была в 2004 году с фильмом «Фаворит» — семь номинаций, ни одной победы. Больше всего жаль коня Файндера, исполнившего «главную» роль в обеих лентах.

9. Крестный отец 3 (1990, реж. Фрэнсис Форд Коппола)

Первая и вторая части мафиозной саги имели по 11 номинаций и забрали три и шесть «Оскаров» соответственно. Последняя глава биографии Майкла Корлеоне боролась за награды киноакадемии в семи категориях, но, как вы уже догадались, безрезультатно.

Кстати, Копполу эта ситуация никоим образом не демотивировала: режиссер планировал снимать и четвертую часть с Энди Гарсия и Леонардо Ди Каприо в главных ролях. Помешала этому только смерть Марио Пьюзо — автора книг и постоянного сценариста трилогии.

10. Цветы лиловые полей (1985, Стивен Спилберг)

Стивен Спилберг удивил всех: после «Челюстей», «Близких контактов третьей степени», «Инопланетянина» и «Индианы Джонса» король блокбастеров неожиданно снял чистую драму, за которую еще и получил 11 номинаций американской киноакадемии. Впрочем, несмотря на восторженные отзывы критиков и зрителей — ни одного «Оскара».

«Цветы лиловые полей» — экранизация одноименного романа Элис Уокер, получившего Пулитцеровскую премию. Это история насилия в афроамериканской семье в начале XX века. В фильме на большом экране дебютировали бывшая стендаперка Вупи Голдберг и ведущая Опра Уинфри — обе были отмечены в актерских номинациях.