Леонардо да Винчи в картине «Мона Лиза» использовал уникальный химический рецепт — исследование
Команда ученых и историков искусства из Франции и Великобритании обнаружила, что итальянский художник и изобретатель эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи использовал собственный химический рецепт на базовом слое картины «Мона Лиза».
Об этом пишет Associated Press со ссылкой на исследование в Журнале Американского химического общества.
Фрагмент краски из базового слоя «Моны Лизы», который проанализировали исследователи, был едва заметен невооруженным глазом, имел размер не более человеческого волоса и происходил из верхнего правого края картины, отмечает агентство.
Ученые всмотрелись в атомную структуру фрагмента с помощью рентгеновского излучения в синхротроне — большой машине, ускоряющей частицы почти до скорости света.
В ходе анализа исследователи обнаружили редкое соединение — плюмбонакрит. Это побочный продукт оксида свинца.
Считается, что выдающийся художник растворил порошок оксида свинца, имеющего оранжевый цвет, в льняном или ореховом масле, нагрев смесь, чтобы, вероятно, сгустить и высушить краску, говорят исследователи.
Больше о картине
Полное название картины — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Она написана около 1503 года и является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится работа к эпохе Возрождения.
Ученые до сих пор не могут идентифицировать личность женщины, изображенной на портрете. По этому поводу высказано много точек зрения.
По общепринятой версии, Мона Лиза — это жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, которую также называют Лизой Герардини.
Однако существует ряд альтернативных толкований. К примеру, что это портрет Изабеллы д'Эсте — одной из самых известных женщин итальянского Возрождения, которая, в частности, являлась пылкой собирательницей предметов искусства и поклонницей таланта Леонардо. Согласно другому предположению, здесь изображена аристократка Екатерина Сфорца. Кто-то считает, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Существуют даже версии, что это портрет любимого ученика да Винчи — Салаи, или автопортрет самого мастера.