Лидеры не моих мнений. Как скандал с блогерами показал, что репутация в Украине может быть дороже рекламы
«Извините, не знала, что в субботу был такой день», — написала в инстаграме одна из гостей вечеринки блогеров, которая состоялась на минувших выходных во Львове. День был скорбным — воспоминание жертв голодоморов. Вечеринка выдалась праздничная — день рождения одного парня, бдсм-стиль, дом ученых и много-много сториз у людей с аудиторией в инстаграме от миллиона до двух. На самом деле люди имеют право праздновать дни рождения, смотреть развлекательные шоу, жить здесь и сейчас. А государство может объявлять День памяти траурным и проводить соответствующие мероприятия. Впрочем, в любых публичных действиях есть общее — это ответственность перед своей аудиторией.
История с очередным скандалом блогеров-миллионников вовсе не удивляет. Украинский инстаграм видел роды в прямом эфире, десятки разводов, запуски онлайн-курсов по очистке энергетики и марафоны мечтаний. Впечатляет только то, что за этими блогерами следят сотни тысяч людей, их называют «лидерами мнений». Хотя они в большинстве своем публично не говорят, что в стране идет война, в мире — пандемия коронавируса, а вакцинироваться — важно. Едва ли не вся риторика сведена к позиции «это личное дело каждого».
«Я действительно уважаю людей, которые чтят память жертв Голодомора. Ставят свечу (не в сториз), сознательно думают об этом. Но таких меньшинство», — написал именинник в сториз после скандальной вечеринки. Почти через 20 часов после публикации он «попросил прощения у людей, которых задел, но только у этих людей». Все гости и именинник обвиняли СМИ в распространении скандала, мол, это все зависть, а речь идет о персональном празднике, и приглашение вывешивали в сториз гораздо раньше, но никто из аудитории тогда замечания не сделал. В результате, после нескольких отказов украинских брендов сотрудничать с блогерами, гости вечеринки стали извиняться. Объясняли, что не знали о таком дне вообще, или что «с памятью на даты все очень плохо», да и ВНО по истории сдавали давно.
Если вокруг вас кто-то не знает, не помнит или не празднует, это вовсе не означает, что этого не происходит на соседней улице, в городе или стране. Cancel culture, Онлайн-феномен бойкота общественных деятелей после того, как они сделали или сказали что-то осуждаемое или оскорбительное.культура отмены в последние годы — едва ли не единственный метод «народного правосудия». Она бывает слишком агрессивной, часто люди не выдерживают социального и психологического давления. Кроме того, это возможность проговорить общественно важную тему. Люди могут ошибаться или чего-то не знать. Это нормально, когда взгляды меняются, и совсем не должно означать, что всю жизнь нужно расплачиваться за один неудачный пост или шутку на чувствительную тему. Впрочем, если человек совершенно не понимает контекста, в котором находится, и не осознает ответственности за свои слова, это означает лишь одно: стране есть над чем и над кем работать — на уровне образования.
В чем вообще проблема этой истории? В уровне коммуникации и социальной ответственности. Когда после съезда фракции «Слуга Народа» в Трускавце в начале октября Екатерина Осадчая выставила в инстаграме сториз, как патрульная полиция на микроавтобусе отвезла ее вокзал и помогла не опоздать на поезд, это вызвало возмущение комментаторов. Телеведущая через несколько часов публично принесла извинения, не закрывала комментарии и фактически таким образом снизила градус напряжения, который уже успел распространиться в медиа (учитывая еще и то, что «Светская жизнь» была единственным СМИ, допущенным на закрытую вечеринку депутатов, президента Зеленского и его советников).
Блогеры же почти сутки высказывали претензии своей же аудитории, мол, почему к ним вообще пристают. Дело даже не в поминании жертв голодоморов, мы все в тот день делали что-то свое. Проблема в том, что когда для людей, на которых неожиданно обрушилась популярность, настала пора публично ответить за свои действия, они не смогли с этим справиться. На помощь пришли украинцы, которые напомнили: им не безразлично, в жизни есть другие ценности, кроме рекламы.
Стать «известным» сегодня довольно просто: достаточно заплатить за рекламу и объявить розыгрыш подарков, на профиль подпишутся люди. И вот с «нуля» появляется условных 20 тысяч аудитории, а человек уже «лидер мнений, эксперт, профи своего дела». Вот только нет ответственности, в любой момент можно сказать: «это личное мнение, я никого ничему не учу, можете отписаться, я вообще за мир и любовь». В медиа и реальном мире, без фильтров в сториз и отретушированных фото, такой возможности нет — нужно проверять информацию и сопоставлять факты, отвечать за слова. А главное — в реальной жизни нет возможности исчезнуть на 24 часа и потом вернуться, будто ничего не случилось.
Без публичных ошибок нет уроков, которые позволяют дорабатывать там, где пустота и безответственность. Является ли отказ от контрактов высокой ценой? Иногда да, но это достаточно типичная практика для мира. Репутация дороже любой интеграции. Есть ли проблема в том, что люди с миллионной аудиторией не знают, какой день в стране? Вероятно да, потому что не чувствуют контекста и не понимают, что происходит рядом. Как здесь можно помочь? Перестать называть случайных людей «лидерами мнений», проверять экспертность. А для медиа, наконец, перестать делать неизвестных людей известными. Никто не потеряется, если выполняет свою работу со знанием и любовью.
Эта история не о памятном дне и даже не о том, кто, как и где его провел, а об общественном уровне культуры и образования. Политика не что-то абстрактное, она не существует вне культуры, музыки, искусства или одежды. Политика — в каждодневном выборе, за который нужно отвечать. Можно быстро заработать большие деньги и приобрести социальный статус. Но все это может мгновенно исчезнуть, если совсем не понимать, в каком мире живешь. Хорошая новость в том, что Украине понемногу зарождается репутационный институт. И будущие разговоры об ответственности не должны быть такими болезненными.