Львовское метро, Шулявский мост, Бескидский тоннель. Как сложились судьбы семи украинских долгостроев
Десятки инфраструктурных объектов в Украине так и остаются недостроенными. Над некоторыми из них проектировщики и строители работают в течение нескольких десятилетий. Но примеры, когда долгострои становятся полноценными архитектурными объектами, тоже есть. О том, почему так отличается судьба каждого проекта и что мешает объектам из проекта превратиться в камень — в материале Громадского.
ДОЛГОСТРОИ, история которых продолжается
Шулявский мост
С 17 марта этого года «уставший» Шулявский мост в Киеве, наконец, отдыхает. Его закрыли на реконструкцию на полтора года. Для киевлян и гостей города горадмиристрация предложила объездные пути, а также разместила информацию о введении дополнительных маршрутов общественного транспорта. Сам мост о ходе реконструкции «отчитывается» на своей странице в Instagram — от его имени кто-то пиши шуточные посты. За первый день с момента появления страницы на «Шулявский мост» подписались более 2000 человек.
Детали демонтажа старого и строительство нового Шулявского путепровода озвучил мэр Киева Виталий Кличко. В частности, он рассказал, что после реконструкции его оборудуют велодорожками. А для строительства придется снести часть цеха завода «Большевик».
Обойдется проект почти в 1 млрд грн ($37,3 млн). Победителя тендера определили летом 2018-го — им стало общество с ограниченной ответственностью «Северо-Украинский Строительный Альянс». Журналисты программы «Схемы» утверждают — тендер был проведен с нарушениями.
Так, две компании, которые хотели побороться за выполнение работ на Шулявском мосту, вообще не допустили к конкурсу.
Несмотря на то, что разбирать мост начали сейчас, реконструировать его хотели еще два года назад — в конце февраля 2017 года тротуарная часть моста частично обвалилась. Одной из причин тогда называли коррозию бетона. Второй вероятной причиной обвала называли пожар на торговых площадках под мостом в 2006-2007 годах. После этого мэр Виталий Кличко поручил проверить МАФы (малые архитектурные формы, киоски) возле объектов транспортной инфраструктуры и убрать незаконные постройки.
Метро на Троещину
13 марта на заседании правительства Виталий Кличко попросил 20 млн грн ($745 тыс.) на Подольско-Воскресенский мост в Киеве. Проложить метро на Троещину киевлянам обещали еще в 90-х годах прошлого века, однако тогда работы приостановили из-за недостаточного финансирования.
В декабре 2003-го строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода на Трухановом острове возобновили. Проектировщики планировали использовать мосты как связь для автомобилей поездов метро и, соответственно, проложить четвертую ветвь на городской массив Троещина. Это метро должно было обслуживать 350 тыс. жителей Троещины, Воскресенки и Радужного. Впрочем, в 2008 году строительство вновь приостановили из-за нехватки средств, возобновили через два года. А в 2017 году, по оценкам Киевдормостпроекта, Подольско-Воскресенский мост был на 65% готов. Завершить строительство киевская власть планирует до 2021 года. Общая стоимость проекта оценивается в $2,5-$3 млрд.
Метро на Виноградарь
Не менее многострадальным стал проект метро от станции «Сырец» до жилого массива Виноградарь. Начать строительство должны были в 2017 году, впрочем, из-за недофинансирования перенесли работы на следующий год. Тогда же провели тендер. Ответственным за строительство выбрали компанию «Киевметрострой».
В этом году, кроме уже заложенного Киевсоветом более 1 млрд грн ($37,3 млн), было добавлено на этот проект еще 500 млн грн ($18,6 млн). Кабмин, в свою очередь, заложил 2,5 млрд uhy ($93,13 млн). Общую стоимость проекта оценивается почти в 6 млрд грн ($223,5 млн). Завершить работы планируется до 2022 года.
Львовское метро
Когда во Львове в 60-х годах прошлого века загорелись идеей строить метро, о подземке в этом городе можно было только мечтать. В Советском Союзе рассчитывать на такой транспорт могли только города-миллионники. Львов, соответственно, в список таких городов не входил.
Но проектировщики нашли выход: решили проложить трамвайные пути, но под землей, а затем подвести к ним и наземные маршруты. В 1987-м начали с наземного строительства. А подземное началось с исторического здания — во дворе дворца Потоцких сводили вентиляционную шахту. Однако пока рыли тоннель, просел фундамент. Поэтому Львовский горсовет был вынужден заморозить строительство на неопределенный срок.
Второй раз о метро во Львове заговорили в середине 90-х годов. Тогда местный авиастроительный концерн разработал собственное производство метровагонов в рамках технологии легкого метро «Радан». Так, вагоны метро должны быть бесшумными и легкими, чтобы не нагружать пути. Но на реализацию не хватило средств.
Идея построить метро до сих пор остается на бумаге — в частности, в генплане Львова на 2010-2025 годы.
ДОЛГОСТРОИ, работу над которыми ЗАВЕРШИЛИ
Бескидский железнодорожный тоннель
Одним из таких «долгостроев-счастливчиков» является Бескидский железнодорожный тоннель. Когда его предшественника — 130-летний мост с одной колеей — признали в 2007 году аварийным, то от проведения реконструкции просто отказались. Проектировщики решили сразу строить новый объект — двухколейный Бескидский железнодорожный тоннель, а старый оставить как эвакуационный.
Новый тоннель располагается в 30 метрах от старого моста. Это транспортная магистраль, по которой проходят грузы на экспорт и импорт. Заработал тоннель весной 2018 года. Его проектировщики уверяют — он сможет простоять не менее 100 лет.
Трасса Одесса-Рени
Трассу Одесса-Рени построили еще в 50-х годах прошлого века. С тех пор она ни разу не ремонтировалась. В феврале 2019 по новой трассе поехали первые автомобили, а на дорогу водители стали тратить три часа вместо семи. Трассу Одесса-Рени, если учитывать опыт описанных выше объектов, отремонтировали быстро — за два года. Сейчас остались только мелкие работы по обустройству дороги. Завершить их должны в апреле.
Экспресс Киев-Борисполь
В прошлом году запустили поезд из Киева в аэропорт «Борисполь». Это экспресс, который курсирует по указанному маршруту круглосуточно. Расстояние он преодолевает за 35-40 минут. По дороге экспресс делает только двухминутную остановку на вокзале «Дарница» на левом берегу столицы.
Построить скоростное железнодорожное сообщение с аэропортом правительство планировало еще в 2011 году. Проект обошелся в 480 млн грн ($18 млн). По подсчетам, он должен окупиться чуть более чем за 10 лет — это при условии, что экспресс перевезет более 2,5 млн пассажиров в год.
автор: Алена Нестеренко