Манипуляции вокруг Будапештского формата отводят дискуссию от реальных проблем — заместитель главы АП Елисеев

Что изменил «Минск», естьли ему альтернатива икак заставить Россию прекратить войну наДонбассе— Громадское расспросило Константина Елисеева, первого заместителя главы Администрации президента Украины, который участвует вработе так называемого Нормандского формата науровне дипломатических советников.

Максим Каменев


Вторым Минским соглашениям— четыре года.12февраля 2015 года президенты Украины, Франции иРоссии, атакже канцлер Германии договорились оновой редакции документа, который должен был положить конец войне наДонбассе.

Что изменил «Минск», естьли ему альтернатива икак заставить Россию прекратить войну наДонбассе— Громадское расспросило Константина Елисеева, первого заместителя главы Администрации президента Украины, который участвует вработе так называемого Нормандского формата науровне дипломатических советников.

Константин Петрович, прошла четвертая годовщина «Минска-2». Как вы оцениваете эти четырегода с момента переговоров Нормандской четверки?

Только ленивый не высказывается критически оминскомпакете. Действительно, он не идеален, потому что принимался в непростых нато время условиях в политике и сфере безопасности. Но я хотел бы напомнить следующее.

Во-первых, именно благодаря минским договоренностям нам удалось существенно снизить уровень боевых действий и, соответственно, сохранить человеческие жизни, в том числе среди мирного населения, наДонбассе.

Во-вторых, нам удалось сформировать мощную международную коалицию вподдержку Украины.

В-третьих, нам удалось запустить ивтечение почти пятилет сохранять действенный механизм международных санкций против российского агрессора. Ктобы что ниговорил, номинские договоренности прямо привязаны кантироссийскимсанкциям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возвращение домой. Как встречали освобожденных из плена украинцев в Борисполе (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Четвертое— благодаря минским договоренностям нам удалось освободить почти сотню украинских заложников, которых незаконно удерживали натерритории оккупированного Донбасса. Только вспомните, когда вдекабре2017 годаосвободили 74украинских пленников.

Еще один важный элемент— благодаря «Минску» Украина получила драгоценное время, чтобы восстановить качественную украинскую армию изапустить реформы.

Недавно Мартин Сайдик, специальный представитель главы ОБСЕ вТрехсторонней контактной группе, сообщил, что у него есть свой план прекращения войны наДонбассе. Вызнакомы сэтим документом. Как выего оцениваете?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Представитель ОБСЕ в Минске предлагает «выход из тупика» на Донбассе. План предусматривает выборы под наблюдением ООН

Насколько японимаю, сам господин Сайдик признал, что этот план неподменяет минские договоренности, насамом деле это позиционный документдля обсуждения, разработанныйимлично. Втоже время нас неприятно удивилиего заявления, что «этот план шел вразвитие российской инициативы поразмещению миротворческой операции, представленной вООН».

Конечно, унас есть много вопросов кэтому документу, к временным рамкам испособу, которым онбыл выдвинут. Мыэтот документ нерассматриваем инеобсуждаем. Думаю, что его ожидает такаяже судьба, как у десятковдругих планов урегулирования ситуации наДонбассе, которые предлагали за последние четыре года.

Слева направо: президент Беларуси Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, бывший президент Франции Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко в Минске, Беларусь, 11 февраля 2015 года. 12 февраля 2015 года президенты Украины, Франции и России, а также канцлер Германии договорились о новой редакции Минских соглашений, которые должны были положить конец войне наДонбассе. Фото:EPA/TATYANA ZENKOVICH/POOL

Какова дальнейшая судьба «Минска»?

Главная причина отсутствия прогресса вреализации Минских договоренностей— нехватка политической воли Кремля выполнять свои обязательства. Это признают инаши международные партнеры. Именно поэтому международные санкции нетолько были введены, ноипостепенно усиливаются.

Причина саботажа Минска состороны Кремля для меня очевидна— на самом деле Москвененужен Донбасс, как иКрым. Ейнужна вся Украина, которая стала бы частью «русского мира» ивпоследствии частью новой российской империи.

Доказательством этого являетсястратегия России вотношении морской блокады украинского Приазовья и«ползучей аннексии» Азовского моря. Еецель— подорвать экономическое развитие и благосостояние региона, авместе сэтим исоциально-политическую стабильность вУкраине.

Регион уже посетила первая экспертная миссияЕС исейчас вБрюсселе готовится комплексный пакет инвестиционно-экономической помощи развития украинского Приазовья, который, возможно, будет обсуждатьсянаследующей встрече министров иностранных дел ЕС18февраля.

Что такое Минские договоренности? Это путь восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины, а также установления мира на Донбассе политико-дипломатическим способом. Это их квинтэссенция. Они предусматривают, в частности, полное и всеобъемлющее прекращение огня, вывод российских войск и оружия с украинской территории, восстановление Украиной контроля над временно неконтролируемыми участками украинско-российской государственной границы, освобождение украинских заложников.

Для тех, кто продолжает выдвигать новые планы под разными названиями, скажу: какиебы новые идеи невыдвигались, они будут содержать аналогичные базовые меры, заложенные вМинске, которые япривел выше. Может меняться последовательность реализации этих мер, ихвременные рамки, носама суть останется неизменной— восстановление суверенитета Украины.

Втоже время мыдолжны говорить одополнительных мерах, которыестимулировали бы выполнение Минских договоренностей. Среди них, намой взгляд, наиболее перспективной выглядит идея оразмещении натерритории оккупированного Донбасса, включая неконтролируемый участок российско-украинской границы, многонациональной миротворческой миссии под эгидой ООН.

Мынеупомянули еще один важный пункт Минских договоренностей— это особенности местного самоуправления временно оккупированных территорий. Также там говорится обамнистии. Готовали Украина выполнить эти требования?

Украина остается преданной выполнению Минских договоренностей. Как бы сложно небыло, новУкраине был запущен этот процесс. Было принято специальное постановление Верховной Рады, котороевыделилотерритории, находящиесяпод временной оккупацией.

Парламент принял законы обамнистии иобособом порядке местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей. Уже несколько раз этот закон был продлен. Последний раз— доконца 2019года.

Но, напомню, 2ноября 2014 года российская сторона провела, а11ноября 2018 года повторила незаконные местные выборы наоккупированном Донбассе, что нанесло ощутимый удар попроцессу выполнения «Минска».

Составляющие Минских договоренностей в сфере безопасности — это преимущественно обязательства российской стороны. Например, за последние четырегода 18 раз объявлялся режим прекращения огня, и ни разу он не был соблюден российским агрессором. Отсутствует какой-либо прогресс в вопросе вывода российских войск и техники с территории Украины.

Более того, через временно неконтролируемые участки границы Россия продолжает поставлятьоружие, технику, амуницию. НаблюдателейСпециальной мониторинговой миссии ОБСЕ недопускаюткключевым районамоккупированного Донбасса, в частности, натерритории, прилегающие кгранице. Кремль игнорирует многочисленные предложения украинской стороны относительно освобождениязаложников инезаконно заключенных украинцев. Вэтих условиях нельзя говорить овыполнении Россией «Минска».

Что должно произойти, чтобы Россия выполнила свои обязательства?

Нужно продолжать держать консолидированную позицию проукраинской коалиции. Если Россия продолжает продавать наружу созданную еюиллюзию, что существующий механизм международных санкций пока непобуждает ееквыполнению Минских договоренностей, тонадо его дальше усиливать. Необходимо постоянно увеличивать цену российской агрессии против Украины иобеспечивать солидарную позицию внутри ЕС.

Акакие это могут быть санкции? Ичто мыделаем для того, чтобы Европа иСША приняли новый пакет санкций?

Нетолько Европа иСША приняли санкции. Вся международная проукраинская коалиция— отАвстралии иНовой Зеландии доЯпониииКанады— применяет антироссийские санкции. Мыприветствуем тот факт, что ключевой лидервовнедрении санкций — это наши американские партнеры. Поэтому сейчас первая задача— добиться, чтобы санкцииЕС постепенно приближались куровню санкций, введенных состороны США.

Во-вторых, санкции следует применять вответ наакт агрессии России вакватории Азовского иЧерного морей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия атаковала и захватила украинские корабли в Керченском проливе: что происходит

Сейчас мыработаем над тем, чтобы принять новый пакет санкций— так называемый «азовский». Поэтому президент проводит много телефонных разговоров, переговоров иконсультаций сруководством наших партнеров. Это будет важной темой встреч главы нашего государства вовремя визита вМюнхен, где он будет участвовать вконференции побезопасности.

Таким образом, унас должно быть три пакета международных санкций: «крымский», «донбасский», и«азовский».

«Механизм санкций пока не побуждает Россию к выполнению Минских соглашений» (на фото слева направо: президент Украины Петр Порошенко, президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин в Минске, Беларусь, 11 февраля 2015 года). Фото:TATYANA ZENKOVICH/POOL

Украина требует расширения мандата постоянной мониторинговой миссии ОБСЕ наАзовское море. Естьли сдвиги?

Украинская сторона предложила, чтобы Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ активизировала свою деятельность как вПриазовье насуше, так ивморской акватории Азова, Керченского пролива. Это былобы логично, поскольку мандат, предоставленный Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, охватывает всю территорию Украины. Кроме того, мывыступаем заболее активное использование миссией ряда технических средств, тоесть должен осуществляться как физический, так итехнический мониторинг.

Эти инициативы были синтересом восприняты французской инемецкой сторонами. Но, ксожалению, есть одна проблема— отсутствие политической воли кремлевского руководства. Это еще раз подтверждает, что насамом деле оно незаинтересовано вурегулировании ситуации ихочет заставить всех партнеров принять нынешний статус-кво. Тоесть блокаду украинских портов, блокаду украинского Приазовья.

Подавляющее большинство кандидатов впрезиденты считают, что «Минск» нужно заменить напереговоры вформате Будапештского меморандума. Как выотноситесь ктакой идее?

Будапештский меморандум присутствует ивриторике президента, как дополнительный элемент того, что Россия нарушает нетолько базовые принципы устава ООН, международного права, нормы ОБСЕ, ноидоговоренности, зафиксированные вБудапештском меморандуме. Конечно, кое-кто пытается манипулировать. Хотелбы разочаровать его поклонников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ждать или договариваться: два базовых сценария для прекращения войны на Донбассе от кандидатов в президенты Украины

Дело в том, что одного лишь желания украинского политика недостаточно. Для этого требуется согласие всех сторон. К сожалению, РФ отказывается от работы в любых других форматах, кроме Нормандского или в рамках Трехсторонней контактной группы, которая собирается регулярно в Минске. Поэтому манипуляции вокруг «Будапешта» отводят дискуссию от реальных проблем и фокусируются на каких-то виртуальных форматах.

Более того, если учесть, что две страны нормандского формата — Германия и Франция — представляют позицию ЕС, а параллельно активно работает еще и американская дипломатия, то по сути мы и имеем Будапештский формат. Но, к сожалению, не форма, а суть является определяющей в этом процессе.

Слева направо: комиссар поЕвропейской политикесоседства ипереговоров орасширении Йоханнес Хан, президент Украины Петр Порошенко изаместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев вовремя встречи наежегодном Всемирном экономическом форуме вДавосе, Швейцария, 23января 2019 года. Фото: МИХАИЛПАЛИНЧАК/POOL/УНИАН

Я правильно понимаю, что сейчас, после пяти лет президентства, Петр Порошенко считает, что с Путиным договориться невозможно?

Президент готов договариваться с кем угодно, лишь бы достичь ключевых целей —от восстановления мира на Донбассе и деоккупации Крымадоосвобожденияукраинских заключенных и заложников.

Я хотел бы напомнить, что сразу после акта российской агрессии в Азово-Керченской акватории, 25 ноября, глава государства инициировал разговор с президентом РФ. К сожалению, ответа с той стороны мы так и не получили.

По состоянию на сегодня, Кремль ожидаетрезультатов президентских выборов в Украине. Конечно, в зависимости от этого российская сторона будет калибровать свою позицию. Вы знаете, что Россия активно вмешивается в избирательный процесс. Она уже заявила, кого не хотела бы видеть на посту главы украинского государства.

К сожалению, сегодня многие политики обещают немедленный мир, при этом не уточняя цену, которую должен заплатить за это украинский народ. Нам действительно очень нужен мир, но не за счет возвращения в орбиту российского влияния, не за счет отказа от реформ, откурса на интеграцию в ЕС и НАТО, не за счетлюбого ограничения суверенитета и территориальной целостности Украины. Хочу предостеречь, что мир в понимании Москвы – это капитуляция Украины.

Этот материал также доступенна украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.