Минская припарка от войны. Кто под дулом дипломатического оружия?

Что такое Минские соглашения, хорошо знают только 11% наших граждан. Договоренности, призванные остановить войну на Донбассе, постигла странная судьба: в международном измерении они служат для исполнения ритуалов, во внутреннем стали инструментом политической борьбы. Впрочем, через семь лет после подписания второго пакета Минск снова оказались у всех на устах. Чтобы понять, что из этого может получиться, вспомним, как это было.

От иловайских степей до дворца Лукашенко

18 августа 2014 года украинские регулярные и добровольческие подразделения начали операцию по освобождению Иловайска. Это должно было стать не только важной вехой на пути выхода правительственных сил к украинско-российской границе: Иловайск также является ключом к важнейшей железной дороге, соединяющей Донбасс с территорией РФ.

В ночь на 24 августа ситуация резко изменилась не в пользу Украины: на территорию Донбасса зашли оснащенные значительным количеством артиллерии подразделения российских вооруженных сил. Реактивная и ствольная артиллерия работала и через границу — с российской стороны. Все это вместе с дезориентацией командования и нехваткой координации и взаимоподдержки между разными военными и добровольческими соединениями это привело к так называемому Иловайскому котлу.

Пророссийские боевики держат обломки ракеты в селе Грабское на востоке Украины, 31 августа 2014 года. Бои за Иловайск и окрестности, в частности, село Грабское, между украинскими войсками и пророссийскими сепаратистами продолжались с 6 по 31 августа 2014 годаAP / Sergei Grits

Уже 25 августа в Минске состоялись переговоры президента Украины Петра Порошенко с российским президентом Владимиром Путиным. Вопреки распространенным впоследствии мифам, это была не внезапная, а заранее запланированная встреча. Она должна была быть посвящена давлению на Киев, чтобы тот отказался от торговой ассоциации Украины с Евросоюзом (напомним, именно политическое и экономическое давление Москвы с целью сорвать Ассоциацию стало «спусковым крючком» Революции достоинства).

Но, конечно, главной темой переговоров стало другое. Именно поэтому во время разговора Порошенко и Путина присутствовала тогдашняя глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, назвавшая общение «откровенным, но положительным». Именно там и тогда эти трое политиков договорились провести в ближайшее время в том же Минске встречу рабочей группы в формате Украина — Россия — ОБСЕ, чтобы попытаться найти выход из кризиса на Донбассе. Позже это станет трехсторонней контактной группой, она же — Минская группа.

Интересно, что Александр Лукашенко, в отличие от всех других участников встречи, после переговоров был совсем не оптимистичным: «К сожалению, ситуация в Украине зашла так далеко, что никакие договоренности на политическом уровне не приведут к ее решению».

«Российская делегация традиционно опоздала. Они ввалились в мраморные хоромы, их дорогие костюмы и брендовые портфели были перевязаны георгиевскими лентами, — 5 лет спустя написала народный депутат и представительница Украины в ТКГ Ирина Геращенко. – Атмосфера была настолько наэлектризована, что, казалось, их колорадки сейчас загорятся от наших взглядов. Во время многочасового тяжелого разговора у всей делегации разрывались телефоны — звонили военные, в Иловайске россияне расстреливали наших воинов. Порошенко потребовал прекратить убийство, дать нашим военным коридор. Россияне пообещали...»

Впрочем, еще перед переговорами Порошенко и Путин, позируя перед камерами, пожали друг другу руки. Впоследствии это фото будут широко использовать политические оппоненты пятого президента Украины.

Президент России Владимир Путин пожимает руку президенту Украины Петру Порошенко перед переговорами в Минске, Беларусь, 26 августа 2014 годаAP / Sergei Bondarenko

От перемирия до закона об «особом статусе»

Буквально в течение двух суток после этих переговоров военное поражение Украины стало очевидным всем. Вступление в игру российской армии привело к деблокированию Луганска (к тому времени украинские силы уже почти разъединили Луганск и Донецк, которые планировали осаждать, отрезав их и от российской границы). Наступлением на Новоазовск россияне отбили уже очищенную от боевиков полосу азовского побережья.

Резервов и ресурсов для срочного спасения ситуации в стране не было. На таком фоне и состоялось 5 сентября подписание первых Минских соглашений.

Нередко утверждают, что автором или как минимум инициатором соглашений в их окончательной форме был лично Порошенко. Это ошибочное утверждение происходит от того, что еще со встречи в Минске 25 августа тогдашний украинский президент неоднократно говорил о своем «мирном плане» как об основе для прекращения боев.

Но тогда речь шла о другом плане, который предлагался в совсем других условиях. Для его выполнения Киев еще 20 июня объявил одностороннее прекращение огня, которое длилось 10 дней. Однако за это время наши потери составили 27 погибших и более 60 раненых, и 1 июля штаб АТО заявил о возобновлении боевых действий.

В результате были освобождены Славянск, Краматорск, Северодонецк, Дружковка, Артемовск (ныне Бахмут) и другие города. Добробаты вышли на окраины Луганска. В то же время боевики из Славянска по предоставленному Киевом коридором перешли в Донецк и взяли главный город Донбасса под контроль.

Интересно, что накануне подписания Минска-1 свой мирный план предлагал и Путин — но тогда же он отметил, что в принципе согласен и с «планом Порошенко».

5 сентября посол ЕС Хайди Тальявини, уполномоченный Киева, экс-президент Леонид Кучма и уполномоченный Москвы, посол РФ в Украине Михаил Зурабов подписали в Минске Протокол, под которым также поставили подписи тогдашние главари донецких и луганских боевиков 31 августа 2018 года Захарченко был убит в Донецке. Плотницкий в ноябре 2017 года был отстранен от власти Луганске. Он бежал в Россию, где, по данным российской прессы, попал в тюрьму по обвинению в краже российских денег, предназначенных для «ЛНР».Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Последние двое подписались только фамилиями, никаких должностей или званий указано не было.

Протокол содержит такие пункты, как немедленное прекращение огня, принятие закона об «особом статусе» подконтрольных боевикам районов и проведение выборов по этому закону, обмен пленных «всех на всех» и т.д. Достаточно абстрактный список без указания на очередность реализации договоренностей нуждался в детализации. 19 сентября там же в Минске был подписан Меморандум о выполнении упомянутого Протокола. Но из 9 пунктов документа полностью выполнили только один — о создании мониторинговой миссии ОБСЕ, которая, впрочем, сразу начала сталкиваться с преградами в своей деятельности.

Президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин во время торжеств по случаю 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии, Франция, 6 июня 2014 годаAP / Alexander Zemlianichenko

От Бенувиля до Дебальцево

Сегодня словосочетание «нормандская четверка» четко ассоциируется с Минскими соглашениями. Но так было не всегда. Петр Порошенко, Владимир Путин, французский президент Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель впервые встретились с целью урегулирования «конфликта на Донбассе» еще 6 июня 2014 года. Произошло это во французском городке Бенувиль на территории Нормандии — так и возник термин о «четверке», сначала чисто журналистский.

Одним из последствий этой встречи было появление вышеупомянутого «мирного плана Порошенко» с перемирием 20-30 июня 2014-го. А после подписания «Минска» история повторилась: одностороннее прекращение огня было непродолжительным, поскольку в течение октября боевики атаковали 32-й блокпост, (который ВСУ пришлось оставить в ночь на 28 октября), после чего развернулась битва за Донецкий аэропорт.

После отхода из ДАП в прессу попали тайные карты разграничения согласно договоренностям от 5 сентября, и оказалось, что аэропорт должны были сдать противнику еще тогда. По информации автора, полученной от источников как во власти и военных структурах, так и среди добровольцев, часть бойцов из добровольческих формирований отказалась покидать ДАП, а политическое руководство страны не решилось отдать военному командованию официальный публичный приказ.

16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (так называемый «Закон об особом статусе»). Документ в целом предусматривал реализацию Минских договоренностей и имел срок действия до 31 декабря 2017 года.

Впрочем, ст. 10 закона содержала нюанс: она назначала на 7 декабря 2014 года выборы местных советов и глав всех уровней в ОРДЛО. Таким образом, Киев делал заявку на то, что самое весомое слово принадлежит ему. Такой «особый статус» не устроил Россию и ее приверженцев на Донбассе. 4 ноября в «ДНР» и «ЛНР» состоялись «всеобщие выборы», не признанные Украиной и миром. Реализация закона отодвинулась на неопределенный срок.

Пророссийские боевики заполняют бюллетени на избирательном участке, созданном на военной базе во время «выборов» в Донецке на востоке Украины, 2 ноября 2014 годаAP / Dmitry Lovetsky

В то время боевики подошли вплотную к Дебальцево — мощному железнодорожному узлу, принципиально важному для сообщения между Донецком и Луганском. Украинские силы в городе оказались под угрозой окружения.

Именно в этих условиях 11-12 февраля «нормандская четверка» согласовала «Комплекс мер по выполнению Минского протокола», вошедший в историю как «Минск-2».

В начале февраля 2015 года Ангела Меркель и Франсуа Олланд посетили Киев и Москву, а сама встреча «Нормандии» состоялась все в том же Минске. Переговоры продолжались рекордные 16 часов. Участники выходили только поговорить по телефону (Путин), зарядить телефон (Меркель) и покурить (министр иностранных дел РФ Лавров). В опубликованных в 2018 году воспоминаниях французский экс-президент предположил, что Путин умышленно затягивал переговоры, чтобы завершилось окружение Дебальцево.

17 февраля Совет Безопасности ООН резолюцией №2202 одобрил «Минск-2». В это же время боевики наступали на Дебальцево, откуда с боями отходили украинские войска. Таким образом, соглашение с самого начала было нарушено уже в самом первом пункте — о немедленном и всеобъемлющем прекращении огня с 00 час. 00 мин. 15 февраля.

Атаки на новые рубежи обороны ВСУ вдоль реки Лугань продолжались до 21 февраля, но сдвинуть фронт еще дальше противник не смог.

Кроме того, так и не произошло предусмотренного «Минском-2» обмена пленных по принципу «всех на всех».

Солдат украинской армии контролирует дорогу на блокпосту в Дебальцево, Донецкая область, Украина, 18 сентября 2014 годаAP / Efrem Lukatsky

От взрывов под Дебальцево до взрыва на Площади Конституции

17 марта 2015 года Верховная Рада во исполнение п. 4 обновленных соглашений приняла поправки к «закону об особом статусе», которым определила границы оккупированных территорий. Вместе с тем депутаты с подачи Порошенко дополнили закон новой поправкой. В соответствии с ней, выборы на оккупированных территориях должны были проходить только на украинских условиях: с участием зарегистрированных Минюстом партий, под контролем ЦИК, под защитой МВД, с допуском национальных СМИ.

То есть отныне «особый статус» оккупированных территорий мог вступить в силу только после проведения выборов, которые опять-таки могли состояться только после фактического возвращения российского прокси-образования под полный контроль Киева. По сути, Порошенко заблокировал исполнение «Минска-2» на законодательном уровне. Вишенка на торте: закон, действие которого ежегодно продлевается, и сегодня содержит норму о проведении выборов... 7 декабря 2014 года.

Между тем, Россия сосредоточила усилия на исполнении другого пункта «Минска-2» — об имплементации «особого статуса» в Конституцию Украины. В то время этот подход разделяли не только Германия и Франция, но и администрация тогдашнего президента США Барака Обамы.

В июле 2015 года президент Порошенко направил в Верховную Раду соответствующие конституционные поправки. 31 августа депутаты с жаркими спорами и потасовками приняли их в первом чтении. Споры вызывал не только «особый статус»: разные политические силы боролись за и против концепции децентрализации власти, продвигаемой Порошенко (см. стенограмму заседания).

В это же время в толпе, собравшейся на акцию протеста на Площади Конституции перед зданием Рады, взорвалась граната РГО, унеся жизни четырех нацгвардейцев.

Протестующие бросают дымовую шашку в сторону полиции во время столкновений после голосования Верховной Рады за внесение поправок в Конституцию Украины об «особом статусе» ОРДЛО, Киев, Украина, 31 августа 2015 годаAP / Efrem Lukatsky

На второе чтение поправки не выносились.

Через несколько дней Порошенко заявил, что хотел бы «не продлевать» действие соглашений.

А новый президент Владимир Зеленский в октябре 2020 года в интервью BBC HARDTalk сказал: «Все знают — и госпожа Меркель, и господин Путин, я ему неоднократно открыто говорил... изменения Конституции — те, которые они хотят — они сегодня невозможны».

От Штайнмайера до Ермака

Тема «Минска» снова актуализировалась в 2019 году, после смены президента Украины и внеочередных выборов Рады, впервые в истории давших стране пропрезидентское монобольшинство в парламенте.

Еще 28 ноября 2015 года тогдашние главы МИД Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Лоран Фабиус направили своим коллегам Сергею Лаврову (РФ) и Павлу Климкину (Украина) письмо с предложениями о реализации Минских соглашений. В настоящее время эти предложения известны как «формула Штайнмайера».

1 октября 2019 года представители Украины, России и ОБСЕ в ТКГ (тогда ими были Леонид Кучма, Борис Грызлов и Мартин Сайдик) подписали соответствующий документ. Он предусматривает принятие нового закона об «особом статусе», который носил бы временный характер, но стал бы постоянным после проведения в ОРДЛО признанных Киевом и ОБСЕ местных выборов.

Президент Зеленский в тот же день созвал специальный брифинг, на котором заверил, что никаких выборов в ОРДЛО не будет без возврата контроля над границей, вывода российских войск и разоружения боевиков. Однако в тексте «формулы» обо всем этом нет ни слова, поэтому подписание документа повлекло за собой серию протестных акций в Киеве и обращений местных советов.

Президент Владимир Зеленский смотрит на передовые позиции украинской армии во время рабочей поездки в зону ООСПресс-служба президента Украинф

В результате этого или нет, но обещанный тогда президентом Зеленским новый закон об «особом статусе» не принят до сих пор. Хотя на саммите «Нормандского формата» 9 декабря 2019 года в Париже «формулу Штайнмайера» одобрили уже лично лидеры Украины, России, Франции и Германии.

С тех пор и до недавнего времени Москва от встреч в «Нормандском формате» отказывалась. Только 26 января этого года в резиденции французского президента Эмманюэля Макрона состоялась встреча на уровне советников, на которой Украину представлял глава Офиса президента Андрей Ермак. Но ее единственным официальным результатом стала договоренность о предстоящей встрече — 9 или 10 февраля в Берлине.

Если эта встреча состоится, то это будет практически в седьмую годовщину «Минска-2». Но при совсем другой международной и внутренней обстановке.

Бесконечная история

С самого начала Минские соглашения рассматривались Киевом, Москвой и Западом по-разному. Для украинских президентов — и предыдущего и действующего — эти договоренности всегда были лишь тактическими маневрами. При Порошенко соглашения подписывались после военных поражений, но никогда не выполнялись по стратегическим параметрам.

Не выполняются и при Зеленском, который, однако, пытается обратить как «Минск», так и «Нормандию» в свою пользу, постоянно акцентируя внимание на инициативах по прекращению огня, разведению войск и освобождению пленных.

Разгрузка партии вооружения, доставленного в рамках помощи Соединенных Штатов Америки Украине, аэропорт «Борисполь» под Киевом, 25 января 2022 годаAP / Efrem Lukatsky

К счастью, сегодня в этом Украине способствуют новая политика США в Европе, смена власти в Германии и, в общем-то, неожиданное единение Запада в дипломатическом противостоянии Путину. Похоже, российский вождь со своими требованиями вроде «вернуть НАТО в пределы 1997 года» откусил больше, чем может проглотить — и Киеву грех этим не воспользоваться.

При этом ритуальные заявления в преданности «Минску» при Зеленском остаются не менее обязательными, чем были при Порошенко. Ничего удивительного: именно к этим соглашениям привязаны нынешние западные санкции против Москвы.

В то же время во внутриукраинской политической борьбе «Минск» является своего рода пропагандистским кнутом, которым хлещут друг друга сторонники нынешнего и предыдущего президентов. Если сторонники Зеленского обвиняют Порошенко в подписании «капитулянтских» соглашений, то приверженцы Порошенко напоминают Зеленскому о формуле Штайнмайера.

В целом же, согласно опросу, 54% украинцев выступают за пересмотр Минских соглашений, а 21% — за полный отказ от них. Безоговорочно поддерживают выполнение соглашений Украиной только 12%.

Очевидно одно: реальным доводом в пользу имплементации «Минска» в редакции Москвы сегодня может быть только победоносная для России военная операция. На которую Путин все еще не решается.

Автор: Александр Михельсон