«Мир, каким сложным бы он ни был, лучше войны»: главное из интервью Зеленского

Президент Владимир Зеленский дал интервью общественным вещателям Украины, Чехии и Франции. Мы собрали главное из его слов.

Вторжение россии — наибольшее испытание

  • Это величайшее испытание для всего мира, в отношении его прочности. К сожалению, это происходит на территории нашей земли. Говорю как гражданин этой земли. Для нас это более болезненно, чем для других стран. Во всех семьях кто пострадал, кто воюет, кто уехал.
  • Испытание на крепкость мира началось во времена COVID-19. У нас было большое недовольство, потому что сначала я не мог выбить вакцину для государства наравне с другими.
  • Я не мог навредить нашему государству и сказать: у нас не так много реальных партнеров в мире. Я должен делать выводы, что нам придется менять нашу политику, чтобы мы максимально делали все самостоятельно.
  • Весь мир не готов к подобным вызовам. Тогда в коронавирус я понял, что не дай бог, если произойдет что-то вроде войны, мы можем остаться в кругу немногих государств. В принципе, так и вышло.
  • Уверен, что в будущем будут другие альянсы безопасности. Это не значит, что надо из одного или другого союза выходить, разрушать работающие вещи, нет. Просто люди хотят покоя, мира, стабильности, а самое главное — уверенности.

Пределы компромиссов с россией

Зеленский сравнил вопрос предела компромиссов по россии и стремления Украины вступить в НАТО с подъемом штанги в тяжелой атлетике и отметил, что нужно несколько подходов к этому «весу».

  • Мы хотим в НАТО и наше стремление есть в Конституции. Есть неоднозначность НАТО по отношению к нам; есть однозначность некоторых стран, которые видят нас только там и только с ними; и есть треть стран, которые нас не видят публично. А большинство публично боится об этом говорить, потому что считают, что общество будет давить на них. Полагаю, нужно разделить на несколько подходов к этому «стальному весу». Прежде всего найти формат, в котором иметь понимание, готова ли россия прекратить войну. В принципе хочет ли она и способна ли это сделать.
  • До встречи с путиным непонятно, на что готова россия, чтобы остановить войну. Это очень серьезные вещи. Чего они стоят, я не могу сказать на сегодняшний день. Знаю одно: потерю населения нам не простит история, утрату нашего народа ㅡ не простит государство, утрату территорий не простит наше будущее поколение.
  • Мы не можем отдать больше ни одного участка нашей земли. Мы должны сделать все, чтобы вернуть Донбасс и Крым.
  • Ультиматум — плохое дело, он ведет к геноциду и уничтожению народа. Но мы за мир. Даже каким сложным он бы не был, он лучше войны. Если мы хотим мира, нам нужно садиться и говорить.

Донбасс, Крым и сдача территорий

Украина не сможет выполнить ультиматум россии по сдаче территорий. Мы потеряли людей. Надо нас всех уничтожить, и тогда ультиматум будет автоматически исполнен.

Донбасс и Крым — это трудная история для всех. Чтобы найти выход, нужно сделать первый шаг: гарантии безопасности и окончание войны. Потому что все очень горячо. И потому завершится этот блок, и после этого давайте разговаривать.

На первой встрече с путиным я готов говорить об оккупационных территориях. Но уверен, что это решение будет не на этой встрече.

Зеленский объяснял, что даже для гарантий безопасности придется разговаривать о конституционных изменениях, которые будут решаться Верховной Радой и на референдуме.

«Красные линии» для Украины

Для нас нельзя утратить суверенитет. Тысячи человек погибли. россия сказала — где-то был сигнал: вот куда мы дошли на востоке, на юге, давайте мы здесь стоим и вот там некоторые города будут нашими территориями. Это потеря для нас. Это утраты людей. И утрата суверенитета.

Мы не воюем с русским народом

Никто не воюет с россией. Это они сюда пришли и они воюют с Украиной, мы конкретно сражаемся против российских военных, солдат и офицеров, которые здесь. Европейцы могут воевать санкционно. Они сейчас начали — воюют блокадой для экономики и воюют очень сильно дипломатией.

Вступление Украины в Евросоюз — это война. Для этого не нужно брать оружие. россия не поддерживает Украину как часть западного мира. Они видят нас частью постсоветской или советской жизни. И это и есть война.

Европа должна делать все, чтобы россия не чувствовала себя владыкой мира. Они должны ограничивать мощность россии, делать им так больно, как больно нам — только мы в подвалах, без воды, без еды, предприятия не работают.

Наши двери открыты

Зеленский на вопрос о том, кого из иностранных политиков сейчас приглашал в Киев, ответил словами: «Двери открыты». Те, которые использует НАТО, когда речь идет о вступлении Украины в Альянс.

Зеленский рассказал, что премьеры Чехии, Словении и Польши приезжали в Киев. Также президент Литвы Гитанас Науседа говорил, что хочет приехать. По словам Зеленского, Эмманюэль Макрон тоже говорил, что он думал об этом.

Провал переговоров с путиным=Третья мировая

Зеленского попросили объяснить свои слова о том, что если провалятся переговоры с путиным, то есть риск Третьей мировой войны.

Это означает, что все же он и не собирался заканчивать эту войну. Что его план — Украина как промежуток для того, чтобы забрать Балтийские страны, страны, которые входили в Советский Союз. Остальные страны, в которых была советская армия. Я сказал, что если провалятся наши с ним переговоры, будет точно говорить, что он не случайно ставит такие условия, чтобы мы не смогли согласиться. Для того чтобы потом сказать: они же просто не захотели мира. Как только он будет использовать — если будет — все свои силы на границах со странами Европы или странами НАТО, это будет Третья мировая.

Обращение к людям, которые видят дома российских оккупантов

Эта картинка за окнами изменится. Сначала изменится на наших военных. Все будут ликовать. А потом она сменится мирным населением. Потому что жить нужно, развиваться. Смотреть в будущее. Я им желаю, чтобы они увидели в окнах детей и внуков, а это значит увидеть будущее нашего государства.