Мы еще не знаем, кто будет президентом США, а Трамп грозит Байдену судами. Что вообще происходит?

Неподготовленному читателю вал новостей 4 ноября о выборах в США мог показаться сплошной какофонией. И Трамп, и Байден заявили о победе — но почему тогда официально ее не подтверждают? При чем здесь суды? И стоит ли верить прогнозам социологов и экспертов?

Объясняем, почему имя нового президента мы пока не знаем (и когда можем узнать!), Какую роль в избирательных баталиях могут сыграть суды и какими могут быть дальнейшие сценарии развития событий в США.

Почему до сих пор не определили победителя выборов в США? Раньше было не так!

На самом деле официально победителя выборов президента объявляют в начале января. А то, что мы слышим на следующий день после выборов, — это результаты прогнозов американских СМИ. Они анализируют имеющиеся данные и на их основе, а также учитывая результаты голосования каждого штата в предыдущие годы, дают прогноз: кому достанутся выборщики от него.

На этот раз быстро спрогнозировать результаты по некоторым ключевым Штатам (где разрыв между Трампом и Байденом минимален) не позволило большое количество голосов по почте. В Пенсильвании, Висконсине и Мичигане эти голоса начали считать уже после дня выборов — раньше просто не разрешают законы штатов. Кроме того, статистически сторонники Байдена вдвое чаще голосовали по почте, чем сторонники Трампа. Поэтому и прогнозировать, кому отходят голоса штата, на основе данных с участков было бы некорректно.

Показательный пример — Висконсин. Там сначала лидировал Трамп, пока штат не начал сообщать результаты дистанционного голосования. В конце концов, после 99% подсчитанных голосов Associated Press и Fox News к вечеру 4 ноября признали, что 10 выборщиков штата получит  Байден. А еще позже — отдали победу Байдену и в штате Мичиган. Невада начнет подсчет присланных по почте голосов утром 5 ноября. Пенсильвания обещает объявить окончательные результаты «в течение нескольких дней».

Если верить прогнозам Associated Press и Fox News, по состоянию на вечер 4 ноября Байден заручился поддержкой 264 выборщиков, а Трамп — 214. Невада, где большинство голосов пока за демократа, дает еще 6 выборщиков. В случае победы в этом штате Байден получает минимально необходимые для победы 270 выборщиков. И к 6 ноября (в эту пятницу) мы уже будем знать, сбудется ли этот сценарий.

И это сейчас — самая ранняя дата, когда мы можем узнать имя победителя.

Демонстранты идут по Пятой авеню во время митинга с требованием обеспечить подсчет каждого бюллетеня на президентских выборах 2020 года, Нью-Йорк, США, 4 ноября 2020 года.EPA/JUSTIN LANE

Социологи прогнозировали уверенную победу Байдена. Неужели они ошиблись, как и в 2016-м?

Ответить сложно. Но мы попробуем. И для этого вспомним об американской социологической компании с сомнительной репутацией.

Trafalgar едва ли не единственные в 2016 году спрогнозировали победу Трампа и даже угадали распределение выборщиков между кандидатами (правда, со штатами просчитались). Методология опросов компании вызывает вопросы у других специалистов. В ее основе лежит «предвзятость социального соответствия»: люди неохотно говорят социологам о том, кем они в действительности являются. Другими словами, часть людей во время опросов говорят то, что от них хотят услышать. И консерваторы (сторонники Трампа) якобы гораздо чаще скрывают свои взгляды, чем либералы (сторонники Байдена).

С этим соглашаются и две независимые группы швейцарских исследователей, которые измеряют общественное мнение альтернативными методами: через активность поиска в интернете и оценку харизмы конкретного человека (на основе анализа его речей). Обе эти модели (и Trafalgar) прогнозируют победу Трампа на выборах 2020 года.

Мы не можем однозначно утверждать, что «предвзятость социального соответствия» повлияла и на результаты опросов 2020 года. Можно точно констатировать: они, как и в 2016 году, переоценили шансы Байдена-демократа и недооценили шансы Трампа-республиканца. Но это не единственное сходство выборов 2020 и 2016 годов. Трамп уже не является неожиданным кандидатом, и голосуют за него не только как за «альтернативу истеблишмента», но и как за действующего президента.

Открытые бюллетени обрабатывает и проверяет Департамент регистрации и выборов округа Фултон в большой комнате на Государственной ферме Стадион в Атланте, Джорджия, США, 4 ноября 2020 года.EPA/ERIK S. LESSER

Трамп говорил, что будет судиться из-за результатов выборов. Что он имеет в виду?

Трамп в своем первом после выборов выступлении действительно заявил, что будет добиваться через Верховный суд, чтобы штаты не принимали бюллетени для голосования, поступившие по почте после дня выборов. Дело в том, что именно подсчет этих бюллетеней поставил под сомнение лидерство нынешнего президента в некоторых ключевых штатах, как в уже упомянутом Висконсине. Штаб Байдена заявил о готовности защищать эту позицию в том же Верховном суде.

Пока в Верховный суд Трамп по этому поводу не обращался. И хотя подавляющее большинство судей там являются республиканцами, трудно сказать, как они могут отреагировать на такое заявление президента. Единственный случай вмешательства Верховного суда в выборы президента произошел в 2000 году: тогда он отменил пересчет голосов в штате Флорида, который теоретически мог принести победу демократу Альберту Гору.

Кстати, о пересчете. Штаб Трампа уже заявил, что будет добиваться пересчета в Висконсине, а в Мичигане и Пенсильвании через суд хочет временно заблокировать подсчет голосов. Республиканцы утверждают, что в этих штатах или недопускали их представителей на участки, или жульничали с подсчетом голосов. Более того, Трамп лично заявил о своей победе в этих трех штатах. Здесь следует заметить, что победа даже просто в Висконсине и Мичигане дает Байдену все шансы на избрание президентом.

Достоин внимания еще один судебный процесс. Почтовая служба США «потеряла» 300 тысяч (!) бюллетеней, которыми голосовали дистанционно. Их не доставили в избирательные комиссии и не учли. На выборах, где несколько сотен голосов могут быть решающими, это существенное исчезновение. Пока что после «масштабного обыска» почтовых помещений в двенадцати округах нашли лишь 12-13 бюллетеней. И да, вероятнее всего, остальные голоса просто сгорят.

Горящий флаг США лежит на земле во время протеста после выборов президента США в Портленде, штат Орегон, США, 4 ноября 2020 года.EPA/CHRISTIAN MONTERROSA

И какими могут быть варианты дальнейшего развития событий?

Вариант первый, оптимистичный: один из кандидатов, который получил 270 или более голосов выборщиков, радостно принимает свою победу, его оппонент спокойно смиряется со своим поражением и в январе новый глава государства официально вступает в свою должность. Однако уже понятно, что этого не будет. Тогда переходим к варианту второму — битвы за голоса.

Трамп уже требует пересмотреть голоса в Висконсине: Байден там сейчас вырвался вперед на 0,7%, а значит, запустить перерасчет вполне реально: согласно законодательству США, разрыв для этого должен быть до 1%. О фальсификациях Трамп успел объявить и в других ключевых штатах Пенсильвании и Мичигане. Трамп объявил даже сбор средств на то, чтобы бороться с вероятной подтасовкой голосов, которые у него «украли демократы». Байден тоже решил не отставать и развернул аналогичную кампанию за честные выборы.

Третий вариант, который не стоит отбрасывать полностью, несмотря на его кажущуюся невероятность, — это своеобразная «ничья», когда оба кандидата в итоге получат по 269 голосов (а для победы нужно 270). В первый и в последний раз это случалось в XIX веке... но на дворе 2020-й, разве что-то ныне может удивить?

Тогда подключается такая схема: нового президента должна избрать Палата представителей, а вице-президента — Сенат. Но вопрос — кто именно будет выбирать: выборы в Конгресс тоже состоялись 3 ноября. И да, их голоса тоже окончательно не посчитали.